Христианская любовь не преодолела ада, так как она не преодолела веры.
Фейербах Л.

Путеводитель
Новости
Библиотека
Дайджест
Видео
Уголок науки
Пресса
ИСС
Цитаты
Персоналии
Ссылки
Форум
Поддержка сайта
E-mail
RSS RSS

СкепсиС
Номер 2.
Follow etholog on Twitter


Подписка на новости





Rambler's Top100
Rambler's Top100



Разное


Подписывайтесь на нас в соцсетях

fb.com/scientificatheism.org



Уголок науки / Наука и религия

Оставить отзыв. (0)

Таинственные сиамске близнецы

Анна Висенс

Когда в Сиаме (ныне Таиланд) 11 мая 1811 года родились близнецы Энг и Чанг, которые были соединены друг с другом в области грудной клетки, религиозные служители объявили их предвестниками конца света, а король Сиама подписал им смертный приговор, который чудом был позже отменен. Их мать, наполовину китаянка, наполовину малайка, наотрез отказалась от попыток разделить братьев, боясь, что это может привезти к гибели одного из них или обоих. Она предпринимала попытки придать эластичность тканям, соединяющим близнецов, добившись того, что они могли стоять не только лицом к лицу, но и менять свое положение более или менее свободно. Несмотря на то, что их вид пугал местных служителей церкви, Энг и Чанг принесли славу своей стране, так как именно они дали название этому печальному "причуду" природы - "сиамские близнецы".

Истинные Сиамские близнецы Чанг и Энг БанкерБезусловно, Энг и Чанг не были первыми соединенными близнецами, но они были первыми, которые начали активно путешествовать и показываться на публике. Отвлечемся на один момент, и представим себе то время, без телевидения, радио, интернета, и с редкими библиотекам, куда ходил лишь маленький процент населения, в основном научная интеллигенция. Конечно, людям было в новинку видеть китайских близнецов. О них писали в газетах, их принимали многие королевские дворы Европы, за исключением, правда, Франции, которая не разрешила им даже пересечь границу...

17-летних юношей впервые вывез в Европу некий заезжий торговец Роберт Хантер из Шотландии. Заплатив матери близнецов существенную сумму, он не прогадал, так как в первые три года их совместных путешествий, Хантер сколотил себе приличный капитал, показывая на публике "китайскую диковинку". Когда Энг и Чанг осознали, что их импресарио тихо присваивает принадлежащие им деньги, они порвали с ним, наняв другого менеджера. В 1839 году они закончили свою шоу-карьеру и поселились в США, в штате Северная Каролина, где успешно занимались фермерством. Они стали гражданами США и взяли фамилию Банкер (Bunker). После женитьбы на сестрах Аделаиде и Саре-Эн Ятс, их и так небывалая популярность, приобретает уже буквально всеобщий масштаб. У первой пары рождается одиннадцать детей, а у второй десять. Все дети были нормальными кроме двоих детей Чанга, которые родились глухонемыми. О двух необычных семьях пишут все газеты, по их истории ставят спектакли, слагают поэмы, под них переодеваются на маскарадах... В 1874 году на 62-ом году жизни Чанг умирает во сне от тромба в мозгу, а через три часа умирает его брат Энг.

Чанг и Энг изменили взгляд общества не только на проблему сиамских близнецов. Они заставили людей взглянуть другими глазами на отличающихся чем-либо от них собратьев. Они заставили общество принять их, доказав, что люди, которые не соответствуют определенному стандарту, также могут жить, женится, иметь детей, вести бизнес. Их брак, имел особое влияние на общественное мнение, спровоцировав дискуссии на темы, доселе входившие в разряд викторианских табу - гомосексуализм, кровосмешение, супружеская измена и т.д. Общество пыталось таким образом привыкнуть к мысли, что может быть как-то и по-другому, более того, об этом можно говорить вслух. Общество повернулось к ним лицом, их заметили. И заметили не только сиамских близнецов, а миллионы других "нестандартных" соседей, которых раньше общество стыдилось и боялось. Надо отметить, что на протяжении всей жизни Чанг и Энг пытались прибегнуть к разделению при помощи хирургов, но каждый раз риск представлялся слишком высок, и лишь исследуя их более тщательно после смерти, врачи пришли к выводу, что операция была возможна, и не представляла собой большой сложности.

Теперь, обратимся немного к медицине. Сиамские близнецы являются результатом неудавшегося деления яйцеклетки. В зависимости от того, на какой стадии яйцеклетка "раздумала" делится пополам, мы имеем различные виды соединений. Вплоть до того, что в некоторых случаях второй близнец развивается лишь частично. Джан ЛиббераЭтот случай носит название "паразитического близнеца". Обычно это часть тела - две ноги или две ноги и две руки, растущие у главного близнеца из какой-либо части тела. Еще более редкая форма - внутренний близнец, недоразвитый плод, который находится внутри тела главного близнеца. Не было до сих пор ни одного свидетельства рождения сиамских тройняшек. По всей видимости, этот процесс второго порядка, и его вероятность столь мала, что нам предстоит прожить еще пару-тройку тысячелетий для того, чтобы увидеть его.

Классификация сиамских близнецов носит очень разветвленный характер. Она насчитывает десяток различных категорий в зависимости от того, какой частью тела соединены близнецы, какие органы они делят и насколько один хуже развит, чем другой. Однако можно выделить самые распространенные виды соединений, их не так много.

Thoraopagus - это самый распространенный вид сиамских близнецов (35-40%), они соединены в области грудной клетки и часто делят между собой одно сердце.

Pygopagus - в 19% задокументированных случаев близнецы располагаются спинами друг к другу и чаще всего соединены в области бедер и таза.

Omphalopagus - еще один наиболее распространенный вид соединения. В 30% случаев соединение наблюдается от уровня талии и до нижней части позвоночника.

Ischiopagus - близнецы соединены в районе копчика и крестца (6%)

Craniopagus - близнецы соединены головой, что происходит в 2% случаев. Это наиболее трудный пример для хирургического вмешательства. И все же на сегодняшний день было проведено более 35 успешных операций (одна такая операция была сделана в Литве в 1989 году). Айвон и Айвет МакАртур, родившиеся в мае 1949 года, не могли быть разделены, так как имели общую систему кровообращения, они получили образование медицинских сестер и умерли в 43 года.

Абигаль и Британи ХенселDicephalus - это один из наиболее редких видов, раздвоение происходит в верхней части - две головы и одно туловище. Обычно эти близнецы с трудом могут ходить, так как каждый пытается контролировать "свою" ногу. Но, как ни странно, одни из самых дееспособных сиамский близнецов относятся как раз к этой категории - Абигаль и Британи Хенсел из США. Они родились в 1990 году и в свои десять лет могут ходить, плавать и даже кататься на велосипеде.

Сиамские близнецы рождаются с вероятностью один на 75-100 тысяч новорожденных, и представляют собой каждый двухсотый случай рождения близнецов. Лишь каждая пятая пара выживает при родах. Девочек рождается в три раза больше, чем мальчиков. Напомним, это современная статистика. Можно только приблизительно оценить, каков был процент выживаемости в XIX, а то и в XVI веках.

Первое упоминание о сиамских близнецах относится к 945 году (Армения), а первая операция по их разделению была проведена в 1689 году немецким хирургом Кёнигом. В Mutter Museum в Филадельфии храниться, например, одно из первых документальных свидетельств, описывающих Биддендских Дев. Сестры Мэри и Элиза Чулкхарст родились в 1100 году в Бидденде, графство Кент, Англия. Их описывали, соединенными в области бедер, по всей видимости, они представляли собой классический случай pygopagus. На 34-ом году жизни одна из сестер умирает, второй предлагают сделать срочно операцию, но та отказывается со словами: "Мы пришли в этот мир вместе, мы его вместе и покинем". Она последовала за своей сестрой несколькими часами позже. Подробности этой истории сохранились, благодаря местной церкви, которая, получив после смерти сестер 20 акров земли, до сих пор каждую Пасху раздает прихожанам маленькие печенья с изображением Мэри и Элизы.

Некоторые историки считают, что греко-римский бог Янус, который имел два лица - одно старое, другое молодое - вполне мог быть мифическим отражением dicephalus-близнецов. А Кентавр мог быть фантазией, Рисунок французского врача Парэнавеянной близнецом-паразитом. Истории известны случаи, когда дети рождались с тремя или четырьмя ногами. Одними из самых знаменитых были трехногий итальянец Франческо Лентини и четырехногая циркачка и мать пятерых детей Миртл Корбин. В том же музее в Филадельфии хранятся многочисленные зарисовки сиамских близнецов французского хирурга XVI века Амбруаз Парэ, который исследовал причины, вызывающие их рождение.

До сих пор это остается загадкой для медиков. Если Парэ выдвигал версии - слишком тугой корсет, божеская немилость или дьявольское влияние, - то сейчас ученые высказываются не менее загадочно: экологические условия или неизученные пока генные факторы. Всего за последние 500 лет задокументировано 600 случаев выживания сиамских близнецов. С 1950 года развитие медицины дало возможность проделывать более сложные операции по их разделению. За это время было проделано около 200 подобных хирургических вмешательств, в 75% из них один или оба близнеца выживали.

У религии всегда были сложные взаимоотношения с тем, что выходило за рамки обыденности и стандартного мышления. Библия - самая сложная и загадочная книга на Земле - была втиснута церковными служителями в семь заповедей, чтобы было проще общаться с простым людом, и на любой вопрос есть всегда ответ - "на все воля божья". Пожалуй, еще ни разу мир не наблюдал столь явной стычки религии, правосудия и общественного мнения, как в недавнем случае сиамских близнецов Джуди и Мэри с мальтийского католического острова Гозо.

Джуди и Мэри (вымышленные имена, которые использовались Верховным судом Великобритании и прессой) родились 8 августа 2000 года в Манчестере, соединенными в области нижней части брюшной полости. Они имели общие сердце и легкие. Мэри родилась более слабой и менее развитой, Джуди была более сильной. Приговор врачей был таков: либо хирурги осуществляют операцию по разделению близнецов и самая крепкая - Джуди - выживает, а Мэри умирает, либо обе умирают в течение трех-шести месяцев. Это отнюдь не первый случай подобной трагической ситуации-дилеммы.

Эми и Анджела ЛейкбургЭми и Анджела Лейкбург родились в Индиане в июне 1993 года. Они были соединены в области грудной клетки и делили между собой сердце и печень. Операция по их разделению была предпринята с заведомо печальным результатом для одной из близняшек. Однако по велению судьбы через 10 месяцев та, жизнь которой была выбрана медиками и родителями, умирает от пневмонии, так и не выйдя из больницы.

Операции по разделению Мэри и Джуди предшествовала трехмесячная тяжба между родителями, глубоко верующими людьми, и британским правосудием, в которую были вовлечены медики, этологи и высшие слои церковной элиты. Этот процесс вызвал такой невиданный резонанс в прессе из-за того, что впервые адвокат несмышленого еще малыша - Джуди - судился с его родителями, доказывая, что их дочь имеет право на жизнь. Но родители малышек с маленького острова, на котором на 29 тысяч населения приходится более 50 церквей, были уверены, что речь идет не о жизни и смерти, а об испытании их веры на прочность. Они наотрез отказывались от операции, категорично заявляя, что лишь Бог может решить судьбу их дочерей, а отнюдь не медики из манчестерского госпиталя. Вера убеждала их в том, что дать согласие на смерть одной своей дочери, лишив ее считанных месяцев жизни, отпущенных свыше, даже если это позволит выжить второй - величайшее зло...

И все же, несмотря на безумное давление со стороны религиозных деятелей, этологов и социологов, решение суда было принято в пользу операции. Архиепископ римской Вестминстерской католической церкви Кормак Мерфи О'Коннор, комментируя свое отрицательное отношение к решению суда, сказал, что он разделяет тревогу по поводу того, что случай с Джуди и Мэри может стать толчком к законному разрешению убийства одного человека, даже с целью продлить жизнь другому. Того же мнения придерживаются другие церковные боссы. Бирмингемский католический архиепископ Винсент Николс сказал: "Я выражаю свое глубокое несогласие с решением суда, которое открыло путь к прямому убийству невинного человека, поправ, таким образом, его первостепенное право на жизнь". Мойин Юддин, представитель мечети восточного Лондона, подчеркнул, что, согласно исламу, жизнь и смерть находится в руках Всемогущего и люди не имеют права "играть в Бога". "С этой точки зрения, было бы лучше оставить все, как есть", добавил спикер. И лишь раввин Джонатан Ромейн, представитель Британского общества реформирования синагоги, поддержал решение суда, сказав, что всегда лучше спасти одну жизнь, чем потерять две.

В борьбу были вовлечены не только религиозные принципы. Многие этологи и социологи выражали свое крайнее неудовлетворение, тем, что родителей лишили права голоса. Надо признать, что этот случай стал беспрецедентным в истории правосудия, так как по закону окончательное согласие на медицинское вмешательство в случае несовершеннолетия пациента дают его родители. Еще ни разу доктора не сталкивались с таким отчаянным противоборством со стороны родителей, когда речь идет о жизни их чада. Представитель благотворительного общества Pro-life Alliance сказал, что суд не должен был вмешиваться в естественный ход событий. Бруно Куинтавалле из того же общества указал на то, что, дав добро на смерть Мэри, судьи нарушили права более слабых членов общества, и выразил глубокую тревогу по этому поводу. А профессор Рейнон Гиллон, редактор "Журнала Медицинской Этики", считает, что родители имеют привилегированное право решать судьбу своих детей, но если бы он сам оказался на месте родителей близнецов, безусловно, решился бы на операцию. В то же время эксперт семейного права Алан Леви считает, что решение судей было продиктовано желанием сохранить жизнь хотя бы одного ребенка и то, что произошло с Мэри никак не может называться убийством. Британская медицинская ассоциация заявила, что если врачи и родители не могут совместно прийти к решению, то суд - "это самое верное место для решения пограничных ситуаций". Природный инстинкт врача должен заключатся и заключается в том, что он пытается спасти жизнь человека и борется за нее до последнего, что еще раз было доказано в случае с Мэри и Джуди.

В своем противостоянии науке, и медицине в частности, церковь дошла до того, что некоторые священники разъясняют своим прихожанам, к какому именно медицинскому вмешательству может прибегать верующий человек, а какое должен считать "дьявольским проявлением". Например, широко известная христьянская секта Свидетели Иеговы с более чем шестью миллионов последователей по всему миру наотрез запрещают своей пастве прибегать к переливанию крови. Их объяснение напоминает марксистко-ленинские доктрины, которые были списаны историей как негодные, просуществовав гораздо меньше, чем Библия, но которые при этом содержали явно больше логики. Ссылаясь на главу 15, стих 20 священного писания, церковники говорят, что жизнь нам дана Богом и... поэтому кровь не должна подвергаться смешению... До конца 50-х годов церковь безуспешно пыталась противостоять вакцинации, а в 60-70-х годах борьба перекинулась в область трансплантации органов и абортов. Лишь несколько месяцев назад Папа Римский объявил добровольное донорство органов "истинным проявлением человеческой любви". Может когда-нибудь мужественное решение родителей Эми и Анджелы Лейкбург также будет признано проявлением любви, наивысшим, на которое только способны безутешные родители?


Комментарий Рачкова В.Е, ассистента кафедры детской хирургии, травматологии и ортопедии РГМУ:

Проблема разделения сиамских близнецов выходит далеко за пределы чисто медицинской тематики. Безусловно, существуют условно простые случаи, когда разделение сиамских близнецов не сопровождается утратой жизнеспособности обоих детей. Однако, чаще у сиамских близнецов общими являются кишечник, печень, сердце, и т.д. В этом случае, разделение невозможно, чисто технически или приводит к смерти одного из близнецов. Вот тут медицина заканчивается. Каждый новорожденный имеет право на жизнь. У каждого из сиамских близнецов есть своя индивидуальность, "душа". Известны, например, московские сиамские близнецы Маша и Даша, у которых общая нижняя половина тела. Двое совершенно различных состоявшихся личностей. Таким образом, если врач стоит перед необходимостью разделить двух одинаково жизнеспособных близнецов с тем, чтобы сохранить жизнь одному из них, то этический или духовный аспект проблемы выходит на первый план. Что это - спасение жизни или легализованное убийство? Но кто будет осуществлять выбор и где критерии отбора - кого оставить живым? Кто должен решать? Родители? Церковь? Врачи? Вряд ли в ближайшее время, тем более в нашем обществе, появятся четкие ответы на эти вопросы. А с развитием медицины может быть эта проблема отпадет. Пока же, наверное, действия врачей будут регламентироваться желанием родителей.


Источник: Новости науки от Михаила Висенс
Оставить отзыв. (0)

111


Создатели сайта не всегда разделяют мнение изложенное в материалах сайта.
"Научный Атеизм" 1998-2013

Дизайн: Гунявый Роман      Программирование и вёрстка: Muxa