Духовенство было бы весьма недовольно, если бы его духовный труд оплачивался духовно.
Гольбах П.

Уголок науки / Вселенная

Темные силы Вселенной?

---

Наблюдения удалённых квазаров искажены массивными, и при этом невидимыми объектами.

Это открытие предоставило учёным новые свидетельства о том, что Вселенная по большей части состоит из некоей загадочной "тёмной энергии" (не путать с "тёмной материей").

Результаты исследования, проведённого сотрудниками Обсерватории Джодрелла Бэнка при Университете Манчестера (University of Manchester"s Jodrell Bank Observatory), указывают на то, что примерно две трети Вселенной состоит из этой пресловутой "тёмной энергии", странной "антигавитационной силы".

Квазары — компактные источники света и рентгеновских лучей. Предполагается, что на самом деле источником излучения квазаров является материя, поглощаемая чёрными дырами.

Исследователи использовали мощные радиотелескопы для изучения тысяч известных квазаров. Как выяснилось, сигналы примерно от каждого семисотого квазара оказались искажены некими массивными объектами.

Радиоизлучение квазаров "огибало" эти объекты, так что вместо одного квазара регистрировались два, а то и больше. Хотя было доподлинно известно, что квазар — один. Это означало, что невидимые массивные объекты играли роль так называемых "гравитационных линз".

Существование гравитационных линз было установлено уже довольно давно. Причиной возникновения подобных явлений считается стремительное расширение Вселенной. Однако, результаты исследований сотрудников Обсерватории Бэнкса указывают, что таких "линз" было бы намного меньше, если бы тёмной энергии не существовало.

---

Астрономы обнаружили во Вселенной загадочные "темные силы", которые заставляют ее расширяться со всевозрастающей скоростью.

Группа британских и американских ученых провела серию экспериментов в чеширской обсерватории Jodrell Bank в Великобритании. Они изучали лучи света, искривляющиеся на пути от далеких квазаров, и смогли подтвердить факт существования "темной энергии". Об этом пишет Independent (http://news.independent.co.uk/world/science_medical/story.jsp?story=351339) в материале, перевод которого публикует Inopressa.ru (http://www.inopressa.ru/details.html?id=9830).

По словам научного сотрудника Манчестерского университета Йена Брауна, пока астрономы не смогли определить характер и происхождение этой энергии.

Ученые знают, что объекты, составляющие около 90% массы Вселенной, невозможно увидеть с помощью телескопов. Они называют эти объекты "темной материей". Однако ее существование не может объяснить, откуда берутся силы антигравитации, заставляющие вселенную расширяться со все возрастающей скоростью. Эти силы, как предполагают исследователи, заставляют галактики и звезды двигаться в разных направлениях.

Лаборатория в Jodrell Bank нашла неопровержимые доказательства наличия "темной энергии". Во время исследования астрономы изучали свет далеких квазаров - космических объектов, находящихся на расстоянии миллиардов световых лет от Солнечной системы и являющихся сверхмощным источником радиоизлучения. Оказалось, что темная энергия изгибает свет квазаров в два раза сильнее, чем видимая и темная материи вместе.

Темная энергия влияет на характеристики Вселенной на очень больших расстояниях, а потому астрономы смогли изучать ее проявления с помощью обычных телескопов. Тем не менее они признаются, что исследования фактически зашли в тупик. "У нас нет никаких предположений о том, что это такое", - говорит о природе "темной энергии" Йен Браун.