Все религии основаны на страхе многих и ловкости нескольких.
Стендаль

Уголок науки / Человек

Способность ощущать запахи...

Среди пяти основных чувств человека обоняние изучено меньше всего. Но ученым из Университета Штата Иллинойс удалось найти ключи к тому, как обонятельные рецепторы в носу обнаруживают ароматы. Эти сведения также объяснили давнишнюю загадку того, почему дефицит цинка в организме ведет к потере обоняния.

Обонятельные рецепторы – это белки, которые соединяют мембрану каждой клетки, ответственной за восприятие запаха. Профессор Кеннет С. Саслик и его сотрудники нашли, что структура белка кардинально меняется, когда цинковый или медный ион связывается с ним. Ответная реакция клетки заключается в изменении структуры ее мембраны, которая одновременно выталкивает и тянет часть обонятельного белка рецептора и в клетку и из нее, что напоминает в движении удар ракеткой по волану в бадминтоне. Это движение назад и вперед пропускает информацию через мембрану клетки, уже из которой передается в мозг в виде нервных импульсов.

Исследователи сообщили о своих результатах на Слушаниях Национальной Академии Наук. Среднестатистический человеческий нос может обнаружить почти 10000 индивидуальных ароматов, а мозг способен все их запомнить, причем иногда с первого раза. Вся эта обонятельная система требует задействования около 1000 генов или примерно 3 процента всего человеческого генома.

"Это кажется удивительным, что такой большой процент нашего генома выделен на систему обоняния", сказал Саслик и его коллеги. "Будучи визуально ориентируемыми существами с достаточно ослабленной системой обоняния, мы имеем тенденцию часто его игнорировать. Но другие млекопитающие, подобно собакам и крысам, буквально живут благодаря своей обонянию."

Эта теория принципа работы системы обоняния может объяснить, почему нехватка цинка в организме человека ведет к потере способности ощущать запахи.

Неорганические химики давно подозревали, что обонятельная система вовлекает металлические ионы. И только недавно были обнаружены у человека гены, ответственные за идентификацию запахов.

Источник: www.sciteclibrary.ru