Удивительно, как это жрецы-предсказатели, взглянув друг на друга, могут еще удержаться от смеха.
Цицерон Марк Тулий

Путеводитель
Новости
Библиотека
Дайджест
Видео
Уголок науки
Пресса
ИСС
Цитаты
Персоналии
Ссылки
Форум
Поддержка сайта
E-mail
RSS RSS

СкепсиС
Номер 2.
Follow etholog on Twitter


Подписка на новости





Rambler's Top100
Rambler's Top100



Разное


Подписывайтесь на нас в соцсетях

fb.com/scientificatheism.org



Архив / Статистика
Ромир: август 2001 года
Религия граждан России
В августе 2001 года независимый исследовательский центр РОМИР провел очередное исследование общественного мнения, посвященное религиозной самоидентификации граждан нашей страны. Всего было опрошено 2000 человек.

Как показали результаты опроса, наиболее распространенной в России религией является православие. С ним себя отождествляют 73,6% респондентов. 4% опрошенных заявили о своей приверженности к исламу, менее двух процентов респондентов заявили, о своем отношении к другим религиозным конфессиям. Атеистами себя считают 18,5% участников опроса, и лишь 2,3% респондентов затруднилась с религиозной самоидентификацией.

Рассмотрение социально-демографических характеристик респондентов выявляет следующие особенности: среди православных заметно некоторое преобладание женщин (60,4% против 39,6%), а среди атеистов - мужчин (66,5% против 33,5%). Также среди атеистов несколько больше респондентов с высшим и неполным высшим образованием, чем в среднем по выборке.

Однако, религиозная карта современного российского общества не так однозначна и определенна как представляется на первый взгляд. Дальнейшее исследование религиозной сферы жизни граждан России указывает на нечеткость и размытость в массовом сознании религиозных дефиниций. Так среди респондентов, заявивших о своей принадлежности к православию, только 51,3% опрошенных верят в существование Бога, еще 26,1% православных респондентов верят в существование высшей силы, духа, разума. 5,2% опрошенных заявили о своем неверии в существование Бога, а 17,4% православных участников опроса затруднились с ответом.

С другой стороны, 27% респондентов, считающих себя атеистами, верят в существование Бога, высшей силы, высшего духа, разума и т.д.; только 43,5% атеистов твердо уверены, что Бога не существует, а 29,4% затруднились с ответом на этот вопрос.

Несколько по-другому обстоит ситуация у мусульман: 75,6% респондентов, относящих себя к исламу верят в Бога. В высшую силу, духа и т.д. верят 16,7% опрошенных. Затруднились с ответом в этой группе - 7,7% респондентов.

Таким образом, по главному вопросу религии - отношению к предмету веры среди респондентов, объявляющих об принадлежности к той или иной религии, нет четкого понимания даже основных положений своей религиозной доктрины.

Это подтверждается также и ответами на вопрос "Как Вы считаете, существует ли только одна истиная религия, или истина содержится во многих религиях, или ни в одной религии нет истины?"

Только 29,6 % респондентов, считающих себя православными, уверены в том, что истина содержится лишь в одной религии, большинство же (43,9%) считает, что истина есть во многих религиях, 5,4% опрошенных считают, что ни в одной религии нет истины, а 21,2% респондентов из данной группы затруднились с ответом.

С другой стороны, 7,6% атеистов считают, что истина содержится в одной религии. 19,2% респондентов данной группы полагают, что истина есть во многих религиях, и лишь 38,1% опрошенных полагают, что ни в одной религии истины нет. 35,1% участников опроса из данной группы затруднились с ответом.

Таким образом, следует отметить, что процесс формирования религиозного сознания граждан России далек от завершения. Налицо интерес граждан к религии, стремление самоидентифицировать себя с определенной конфессией, но в тоже время объем религиозных знаний у большинства респондентов пока еще мал.

Нельзя также сказать, что россияне живут активной религиозной жизнью: так 3,6% респондентов посещают храм раз в неделю и чаще, несколько большее число опрошенных (5,8%) посещает богослужения раз в месяц. По большим религиозным праздникам ходит в храм пятая часть опрошенных (20,3%), почти столько же респондентов (23,3%) делают это раз в год и реже. А большинство участников опроса (46,3%) признали, что практически никогда не посещают храм. Затруднившихся с ответом на этот вопрос практически не было.

Женщины проявляют большую склонность к регулярному посещению богослужений, чем мужчины. Среди тех, кто посещает храмы один раз в месяц и чаще, женщин почти в два раза больше, чем мужчин. Чаще посещают храмы и люди преклонного возраста. Так среди тех, кто посещает богослужения несколько раз в неделю, респонденты старшей возрастной группы (от 60 и выше) составляют 62,5%.

Из православных респондентов практически никогда не посещают храмы 35,2% опрошенных, большинство же тех, кто посещает, делает это в основном по большим церковным праздникам (25,3% респондентов данной группы).

Среди участников опроса, исповедующих ислам, число тех, кто чаще посещает храмы, выше, чем среди представителей прочих конфессий, - так чаще одного раза в неделю на богослужении присутствуют 10,3% респондентов этой группы. С другой стороны, среди мусульман выше число тех, кто практически никогда в храм не ходит (43,6%).

Таким образом, число респондентов, не просто заявляющих о своей принадлежности к определенной конфессии, а действительно живущих религиозной жизнью, что подразумевает регулярное посещение храма и богослужений, относительно невелико, и составляет 9,4% от числа респондентов (считая тех, кто ходит в храм раз в месяц и чаще). Это говорит о том, что, хотя религия играет все большую роль в жизни граждан России, реальное число верующих пока относительно не велико. Однако, стремление подавляющего большинства граждан России соотнести себя с какой-либо религиозной конфессией позволяет говорить о возможном увеличении числа реально верующих в будущем, что, помимо прочего, приведет к усилению роли в социально-политической жизни страны религиозных организаций и прежде всего - Русской Православной Церкви.

Внешние ссылки:
Религия граждан России - исходный материал с сайта центра РОМИР
111


Создатели сайта не всегда разделяют мнение изложенное в материалах сайта.
"Научный Атеизм" 1998-2013

Дизайн: Гунявый Роман      Программирование и вёрстка: Muxa