Сильнее всего Россия верила в Бога в 1995-м
Исследования начала 90-х годов зафиксировали значительное увеличение доли населения, относящего себя к верующим (почти в 4 раза по сравнению с концом 70-х годов, когда лишь около 10% респондентов отнесли себя к верующим) и ослабление позиций безверия (количество убежденных атеистов снизилось с 25,0% до 11-12%). Именно подобные реальные явления побудили ряд авторов выступить с поспешными заявлениями о религиозном ренессансе, о России как стране всеобщей религиозности.
Между тем репрезентативные опросы Института комплексных социальных исследований РАН, показывают, что своеобразный религиозный бум первых пореформенных лет проходит. Ситуация становится стабильной, приостановился рост числа людей, относящих себя к верующим, и в этом плане религиозные организации исчерпали потенциал своего усиления.
Исследования показывают, что большинство верующих в Бога молятся лишь иногда, исполняют лишь некоторые религиозные обряды, отмечают лишь отдельные религиозные праздники. Да и само содержание веры у них в значительной мере лишено определснности - нередко религиозные идеи соседствуют с мистикой - верой в магию, колдовство, астрологию...
Число опрашиваемых, заявляющих о своей конфессиональной принадлежности (например, 67,0% в 2000 г.; 68,0% в 2001 г.), всегда оказывается существенно больше тех, кто относит себя к верующим в Бога. Очевидно, что религиозная самоидентификация осуществляется не столько по принадлежности к той или иной религии, сколько на основе соотнесения себя с определснной культурой, национальным образом жизни, в значительной мере сформировавшимися под воздействием данной религии.
Опросы стабильно показывают, что более 65% населения, то есть в том числе и довольно значительная часть неверующих, признают в той или иной мере авторитет церкви в социальных и моральных вопросах и, очевидно, хотели бы прислушиваться к ес голосу. Особенно велика потребность в том, чтобы религиозно-нравственные начала воздействовали на реальную, далекую от морали деятельность светских политиков. Не случайно во всех опросах религиозные организации по степени доверия занимали одно из лидирующих мест. Так, в опросе 2000 г. религиозные организации заняли по степени доверия третье место после Президента РФ и армии, а в 2001 г. церковь разделила третье и четвсртое места по рейтингу доверия с федеральным правительством.
Однако возможность того, чтобы общественная жизнь строилась на основе предписаний церкви (то есть клерикальное общество), отвергается населением, в том числе верующими. Клерикальную модель в православном варианте поддерживают только около 5% православных (атеисты - не в счст). Показательно, что в ходе настоящего исследования при ответе на вопрос: "Какая идея сегодня могла бы вдохновить людей, сплотить их для общих целей?" - выбор "идеи очищения общества через православную веру" занял последнее место (7,9%).
Получается, что подавляющее большинство россиян - как верующие, так и неверующие -при положительной оценке возросшего авторитета и социально-нравственного влияния религиозных организаций одновременно хотело бы ограничить их деятельность именно рамками морали и нравственности, исключить прямое вмешательство в сферы, лежащие вне их конфессиональной компетенции, что соответствует и принципам Конституции РФ. |