Богу богово, кесарю кесарево. А что же людям?
Лец Станислав

Путеводитель
Новости
Библиотека
Дайджест
Видео
Уголок науки
Пресса
ИСС
Цитаты
Персоналии
Ссылки
Форум
Поддержка сайта
E-mail
RSS RSS

СкепсиС
Номер 2.
Follow etholog on Twitter


Подписка на новости





Rambler's Top100
Rambler's Top100



Разное


Подписывайтесь на нас в соцсетях

fb.com/scientificatheism.org



Рус Eng
Институт Свободы Совести

Пресс-релизы

Все пресс-релизы


16.02.04 Открытое письмо Института свободы совести организаторам закрытой для российских НПО конференции в Российской академии государственной службы при Президенте РФ.

Открытое письмо Института свободы совести организаторам закрытой для российских НПО конференции в Российской академии государственной службы при Президенте РФ.

20-21 февраля 2004 года в РАГС при Президенте РФ состоится научная конференция "Религия в современных политических процессах", организованная Российской академией государственной службы при Президенте Российской Федерации, Центром истории религии и церкви Института российской истории РАН, Институтом научной информации по общественным наукам РАН, Международной академией религиозной свободы (США), Международным центром изучения религии и права университета Бригама Янга (США), Институтом церковно-государственных исследований им. Дж. М. Доусона Бейлорского университета (США), Институтом религии и общественной политики (США), Комиссией США по международной религиозной свободе (США).

Институт свободы совести (ИСС) обратился к заведующей кафедрой религиоведения РАГС Васильевой О.Ю. с просьбой об участии в конференции, но получил отказ. Как выяснилось, поводом послужило Экспертное заключение ИСС на методические материалы кафедры религиоведения (Государственно-конфессиональные отношения. Методические материалы. Для использования в учебном процессе. – М.: РАГС, 2003.- 179 с.).

В экспертном заключении был дан ответ на вопрос, в какой мере методологические подходы и содержание этих методических материалов соответствуют Конституции Российской Федерации, современным научным разработкам данной проблематики и задачам построения правового демократического государства. Выводы, сделанные на основании анализа методических материалов оказались неутешительными:

  1. "Официальная" наука и образование, при заинтересованном и/или молчаливом согласии лидеров ряда конфессий, находятся под контролем властных групп, и потому роль первой сводится к подведению некой наукообразной базы под антиконституционную религиозную политику власти;
  2. Имеют место вопиющие подмены: свобода совести подменяется свободой вероисповеданий, права человека - правами объединений, религия - идеологией, приоритет права - приоритетом политики, интересами властных групп.
  3. Проблема обеспечения свободы совести каждому сводится к реализации вероисповедной политики посредством самодовлеющих государственно-конфессиональных отношений.
  4. Политизированные религиоведы РАГС делят религиозные объединения на "традиционные" и "нетрадиционные", несмотря на отсутствие соответствующих научных и правовых критериев традиционности.
  5. В качестве учебной литературы рекомендуются сомнительные источники конфессионально ориентированного содержания, допускающие в адрес новых религиозных движений обличительно-оценочные названия "деструктивные культы", "секты" и т.п.
  6. Имеет место некорректное включение в структуру курса "Государственно-конфессиональные отношения" религиозной философии и теологии.
  7. Имеют место правовой нигилизм, игнорирование юридических разработок, публикаций и источников, отражающих современные тенденции государственно-конфессиональных отношений и реализацию конституционных прав человека в сфере свободы совести.
  8. Данные методические материалы не будут способствовать подготовке специалистов государственной службы, ориентированных на приоритет реализации права каждого на свободу совести и иные принципы, составляющие основу конституционного строя.

Как отмечалось в экспертизе, указанные факторы лежат в основе причин и последствий системной коррупции в области отношений государства с религиозными объединениями. Отсюда, наблюдается кризис реализации свободы совести, и, как следствие, сокрушительное поражение идеалов гражданского общества в современной России. По нашему мнению, права человека и свобода совести фактически являются заложниками "вероисповедной политики" и самодовлеющих государственно-конфессиональных отношений, пораженных коррупцией. Подобная политика представляет угрозу демократическим механизмам осуществления власти, и стимулируют расслоение людей по мировоззренческим признакам. В результате - всплеск ксенофобий, эскалация религиозных преследований и растущий сепаратизм, что чревато вооруженными конфликтами и распадом федеративной системы России.

Следует отметить, что недостатки методических материалов в значительной мере оказались присущи проекту концепции "Государственной религиозной политики Российской Федерации", что делает невозможным его использование в качестве государственного документа. К сожалению, замечания, изложенные в экспертизе, не были учтены сотрудниками кафедры религиоведения РАГС в работе над проектом данной концепции. Напротив, вместо открытой научной дискуссии наблюдается перевод полемики в русло межличностных отношений, что лишь свидетельствует о научной несостоятельности оппонентов и компенсируется их агрессивной цензурой.

Участие представителей российских научно-исследовательских НПО и возможности выражения своей позиции в стенах РАГС и раньше были ограничены, но в настоящее время речь идет о невозможности даже присутствовать на конференции. Поэтому не удивительно, что проблемы свободы совести (точнее её кризиса), вопросы антиконституционной религиозной политики и системной коррупции в отношениях государства с религиозными объединениями остались вне программы конференции.

Скорее всего на конференции не получат адекватной оценки такие следствия вышеупомянутых проблем как:

использование религии в политических целях на международном и национальным уровнях;

значительное ухудшение ситуации с религиозной свободой и усиление антиконституционных тенденций в области свободы совести в России;

эскалация насилия на почве фобий (кавказофобия, исламофобия), религиозной и национальной исключительности и нетерпимости (погромы на рынках, поджоги домов и культовых зданий "не основных" религиозных организаций, избиения и убийства людей "не основной" национальности и религии).

Эти проблемы, наряду с другими, являются следствием несправедливого мироустройства и лежат в основе деструктивного сценария разделения и эксплуатации народов, т.е. глобального апартеида, который препятствует России и многим другим странам занять достойное место в международном сообществе.

К сожалению, системного рассмотрения этих проблем не приходится ожидать, так как их обсуждение обычно сводится к вопросам правоприменения вообще и некомпетентности чиновников, в частности. Соответственно, в качестве решения проблем предлагаются услуги адвокатов и религиоведческое просвещение чиновников. В лучшем случае на подобных конференциях обсуждаются тупиковые западные модели государственно-конфессиональных отношений, а в качестве альтернативы им предлагается возвращение России к "исконным" (средневековым) традициям отечественного образца. Не говоря уже о подмене свободы совести свободой вероисповеданий, вырождающейся в реализацию корпоративных интересов только для "солидных" религиозных организаций. Одним словом, выбор путей развития ограничивается редким набором обанкротившимися в мировой истории крайностями.

Закономерно, что конференции, подобные этой, проводятся из года в год, а позитивных результатов не предвидится. Скорее, есть основания говорить об отрицательных результатах.

"Железный занавес" РАГС и стремление сделать тему свободы совести и отношений государства с религиозными объединениями закрытой, а также судорожное цепляние за обанкротившиеся теории и модели, неприятие открытого обсуждения основанной на Конституции Российской Федерации новой парадигмы реализации свободы совести для каждого человека без разделения людей на "верующих-неверующих" в системе права можно объяснить только боязнью открытой научной дискуссии и, по всей видимости, наличием коррупции. Именно поэтому общественность и независимые учёные не допускаются к обсуждению проектов концепций государственно-конфессиональных отношений и религиозной политики, в том числе на этапе их написания.

Главным фактором, определяющим современные реалии в области свободы совести, и наличие коррумпированной системы является взаимосвязь этой темы с политикой. Речь идет об использовании властными группами религиозных объединений посредством системы самодовлеющих государственно-конфессиональных отношений для политических нужд. Почти во всех странах мира использование мировоззренческой сферы ("специальный" контроль, манипулирование и даже подавление) является элементом государственной политики.

Другой важный фактор – это корпоративные интересы конфессий, которые обусловлены притязанием оных на абсолютную истину и устремлены за пределы религиозной свободы - в сферу государственных предпочтений.

Большинство структур, функционирующих в данной сфере, являются конфессионально ориентированными. Характерной чертой является их сращивание с органами власти и "официальной наукой". Деятельность этих альянсов носит имитационный правозащитный характер, является корпоративно ориентированной и направлена на реализацию интересов власти плюс определенных религиозных и профессиональных корпораций, но не народа, а потому имеет тенденцию на приватизацию "цеха борьбы за свободу совести".

Мы считаем, что в борьбе за свободу совести не должно быть чьей либо монополии, что необходима коренная ревизия и демократическая реформа основополагающих принципов и понятийного аппарата в области свободы совести, что государственно-конфессиональные отношения необходимо поставить под контроль гражданского общества.

Мы требуем открытого обсуждения проблем, от которых зависит судьба страны и будущее человечества.

Без свободного научного обмена на основе плюрализма мнений, объединения усилий и партнерства многих структур о каких-либо положительных сдвигах в сфере свободы совести и в построении открытого гражданского общества не может быть и речи.

Сопредседатели Совета Института свободы совести

С.А. Бурьянов, С. А. Мозговой.

E-mail: lci-msk@yandex.ru

16 февраля 2004 г.

Справка об Институте

Институт свободы совести официально зарегистрирован 18 марта 2002 г., хотя фактически его деятельность началась на рубеже 2000-2001 гг. С этого времени учредителями Института осуществляется мониторинг тенденций трансформации законодательства Российской Федерации в области свободы совести.

Цель Института свободы совести – содействие укреплению культуры мира, толерантности, дружбы и согласия между народами, предотвращению социальных, национальных, этноконфессиональных конфликтов путем создания системы правовых гарантий свободы совести на национальном, региональном и мировом (глобальном) уровнях.

Приоритетными задачами Института являются:

содействие на уровнях науки и образования, законотворчества и правоприменения реализации каждым индивидом права на свободу совести, включая свободу вероисповедания;

формирование в обществе представления о необходимости реализации свободы совести как глобальной проблемы, системообразующем праве, являющимся основой построения открытого гражданского общества, правового демократического государства;

формирование правовых механизмов защиты человека и общества от идеологического господства любых доктрин и структур, что предполагает понятийное и правовое разграничение религии и политики, совершенствование нормативно-правовой базы для реализации свободы совести;

правовое и религиоведческое просвещение, выработка научно обоснованных рекомендаций в области прав человека, свободы совести и государственно-конфессиональных отношений.

Для реализации указанных задач Институт осуществляет научно-исследовательскую, учебно-просветительскую и издательскую деятельность, взаимодействует с российскими, иностранными и международными государственными и негосударственными организациями и структурами, ведет работу в следующих направлениях:

Научно-педагогическая деятельность, нацеленная на разработку методологических основ свободы совести как категории политической, нравственной и правовой, проведение социологических исследований и осуществление мониторинга реализации права на свободу совести в Российской федерации и за рубежом, организация конференций, "круглых столов" и семинаров, чтение лекций по проблематике;

Осуществление аналитической деятельности, направленной на сравнительный анализ российского и международного законодательства, проведение экспертиз законопроектов, проектов изменений и дополнений в действующее законодательство, иных документов и материалов;

Разработка законопроектов, проектов изменений и дополнений в действующее законодательство, выработка рекомендаций по совершенствованию международного права и национальных правовых систем, создание универсальной правовой системы;

Противодействие нарушениям прав и свобод человека в области свободы совести осуществление правоприменительной деятельности, оказание юридических и информационных услуг гражданам, организациям, учреждениям;

Редакционно-издательская деятельность, разработка и выпуск научной и учебной литературы, освещение актуальных проблем свободы совести в СМИ и др.

Деятельность Института имеет междисциплинарную направленность.

Руководящий орган Института – Совет. Сопредседателями Совета являются С.А.Бурьянов и С.А.Мозговой.( E-mail: lci-msk@yandex.ru).

В настоящее время Институтом реализуется проект мониторинга тенденций трансформации законодательства Российской Федерации в области свободы совести, проведена правовая экспертиза опубликованных проектов Концепций государственно-церковных отношений и проекта Федерального закона "О традиционных религиозных организациях в Российской Федерации", результаты которых опубликованы в научной печати, что на начальном этапе в определенной мере не позволило реализовать антиконституционные проекты в отношений государства и общества, и, в частности, государственно-конфессиональных отношений. Хотя рецидивы наблюдаются в тенденциях клерикализации государственных институтов посредством директивных указаний федеральных органов исполнительной власти (например, Минобразования РФ и др.).

В рамках проекта проведены "круглые столы", семинары, издан сборник "Свобода вероисповедания, государственно-конфессиональные отношения и протестантизм в России", осуществлена публикация материалов аналитического характера в журналах "Государство и право", "Право и политика", "Юридический мир", "Религиоведение", "Здравый смысл", альманахе "Светский союз", газетах "НГ-Религии", "Независимая газета", "Гражданин" и многих других изжаниях.




| Об Институте | Анонсы и новости | Пресс-релизы | Аналитика | Книжные новинки | Контакты | Подписка |
111


Создатели сайта не всегда разделяют мнение изложенное в материалах сайта.
"Научный Атеизм" 1998-2013

Дизайн: Гунявый Роман      Программирование и вёрстка: Muxa