|
|
|
Разное |
Времена: 29 декабря 2002 года (отрывок) ВЕДУЩИЙ: ....У нас сегодня странное положение с религией и это относится к экстремизму. У нас есть так называемые традиционные религии, и нетрадиционные для России религии. Причем нетрадиционные находятся не в равном положении с традиционными. Православие, мы это видели по телевизору, считает своим долгом поздравить, показаться, и прочее, и прочее. Это не опасная вещь для страны? ЛЕОНТЬЕВ: Я бы с чего начал. Существуют религии и религиозные вопросы. Вопросы веры, в которые государству вмешиваться нельзя и, более того, ни одна из традиционных конфессий никогда не стремились, и сейчас активно сопротивляются тому, что она считает попыткой вмешаться в эти вещи. И существует политическая сторона религии. Религия - это колоссальный политический инструмент. И что далеко ходить, в первую очередь речь идет об исламе. Есть российский традиционный ислам, на который никто не обращал внимание. В течение всех этих лет, президент об этом сказал, традиционный ислам практически в одиночку противостоял экстремизму. Противостоял ваххобистской экспансии, захватам мечетей, расправам над священниками. За этим стоят колоссальные деньги, ресурсы, не сравнимые даже с возможностями России. Очень мощная идеология. Мы вполне уже имеем в этом смысле катастрофу. Здесь государство не должно вмешиваться и это не его задача. Это чистая политика, причем, в вопросах безопасности. Что касается православия. Вы прекрасно знаете, что есть масса цивилизованных государств, которые никто не смеет обвинить в подавлении свободы вероисповедания. В Греции православие является государственной религией. Существуют свободно все остальные цивилизованные церкви. Так вот, я бы хотел бы, конечно, чтобы Русская Православная церковь была государственной церковью именно в этом смысле. Это сделать очень сложно и не думаю, что вообще это возможно сейчас. Это бы улучшило межконфессиональные отношения. Потому что это лишило бы смысла то, чем сейчас приходится заниматься Русской Православной церкви, т.е. отстаивать то место, которое ей принадлежит исторически по праву. Потому что Русская Православная церковь - государствообразующая. КАСПАРОВ: Мне кажется, опять происходит подмена понятий. Мы говорим совсем о другом, есть РПЦ, есть еще РПЗЦ, зарубежная православная церковь, т.е. религия представлена как минимум еще двумя организациями. Плюс, в стране большое количество христиан предпочитают другие конфессии. Подозреваю, что их даже, наверное, больше, чем РПЦ. Но об этом мы никогда не узнаем, потому что власть, которая хотела узнать в переписи все, включая то, как зовут Вашу кошку дома, забыла задать вопрос о религии. Потому что если узнать правду, тогда не удастся сделать РПЦ господствующей религией. То о чем Вы говорите уже по существу грубейшее нарушение конституции, которая говорит, что мы - многонациональный народ России. Во всех религиях и конфессиях. Я говорю о том, что является нарушением конституции, потому что не должна какая-то религия занимать какое-то место в государственных институтах. Самый страшный процесс сейчас - основа православной культуры в школах. Это введение идеологии. У нас существует довольно мощный пласт людей, находящихся у власти, которым все равно, что преподавать в школах, потому что была одна идеологическая составляющая. Так вот, мы наблюдаем крайне опасную тенденцию, которая направлена именно на отмену конституции. Если говорить о том, что ваххабизм поднимает голову, что эти экстремистские тенденции поднимают голову, власть как раз делает все, чтобы помочь этим тенденциям развиваться, потому что введение в школах подобного предмета с провокационным названием не просто" История религии", а "Основы православной культуры" - это отторжение. ВЕДУЩИЙ: Поначалу это было предложено как обязательный предмет, теперь перешли к факультативу. А я хотел бы Вас спросить. Ваше отношение к этой теме вообще, или к введению такого предмета в школу, к роли политической Православной Церкви в России. Как Вы это все видите? ПРОХАНОВ: У нас был век ужасный страшный век атеизма. И вдруг этот век кончился и начался век религии, ренессанса. И вдруг этот ренессанс выявил такие ужасы. Я здесь не вижу ничего ужасного. На самом деле даже если религий 12-15, если они человека поднимают к абсолюту, если они дают человеку гармонизацию, потому что Бог един. Развитие той или иной религии это положительный момент. Я думаю, что противоречие происходит на низменном уровне, где все мы различны, там, где мы все стараемся понять, как мы отличаемся другого. Я думаю, что это момент проходящий. Он завершится к тому периоду, когда вот эта страшная рознь между богатыми и бедными, между обеспеченными, имеющими доступ к благам культурным, и даже к религиозным. Чем это кончится? Я думаю, что Православие - это одна из самых мягких, благих и гармоничных религий мира. И если оно в качестве факультатива окажется в школах, а рядом... КАСПАРОВ: Вы допускаете православного священника в школу. Это нарушение конституции. Прямое нарушение конституции. Частные школы - пожалуйста. Вот хотят Михалковы финансировать - пусть финансируют отдельно создание православных школ, в которых это будет отдельным предметом. Я говорю про запуск православных священников в государственный институт. ПРОХАНОВ: Завтра в Башкирии появятся факультативы, где люди читают ислам. КАСПАРОВ: На государственном уровне этого делать нельзя. ВЕДУЩИЙ: Я вынужден перебить Вас, только потому, что времени у нас больше нет. Вы высказались. Можно спорить еще много часов, но только одно хочу сказать: если посмотреть на развитие религии вообще, то они никогда не сближались, всегда друг с другом воевали, всегда настаивали на том, что только их религия - истинная религия. И это было всегда. И я не вижу, почему вдруг это изменится через какое-то короткое время.
|
Создатели сайта не всегда разделяют мнение изложенное в материалах сайта. |
|