|
|
|
Разное Где заказать отделку балконов под ключ. |
Забавная Библия
Было бы ошибкой думать, что история Самуила кончается в момент, когда, удрученный старостью, он был вынужден переложить свои обязанности на сыновей: до самой своей смерти Самуил играл первенствующую роль. Мы еще увидим, как он выступает лично при своей жизни и даже после смерти. В одно прекрасное утро старейшины Израиля собрались у Самуила для того, чтобы просить у него царя: - У соседних народов есть цари; почему бы и нам не иметь царя? Пророк, посоветовавшись с богом, в ответ представил им картину, не особенно благоприятно рисующую царскую власть. - Вы хотите царя? - сказал он старейшинам.- Хорошо! Но зато знайте, каковы будут нравы и обычаи царя:
Несмотря на все свое красноречие, Самуилу не удалось убедить слушателей. Надо признать, что его в общем вполне правильная речь против царского режима сильно отдает досадой против желания евреев ограничить власть жрецов. Дело-то сводилось к тому, что наивные евреи, которых так хорошо стригли их священники, просили переменить им стригущего. Кончилось тем, что бог сказал своему пророку: "Послушай голоса их, и поставь им царя" (ст. 22). Для кого же приберег бог первую корону Израиля?
Саул был очень нехитрый парень; он пас ослиц своего отца. Кис отправил его в сопровождении слуги на поиски ослиц. Без успеха бродили они по окрестностям. Слуга посоветовал спросить "прозорливца", куда запропастились ослицы. Саул заметил, что "прозорливцу" надо заплатить, а у них ничего нет. - Пусть это вас не беспокоит,- ответил слуга,- у меня есть четверть сикля серебра. Его мы и предложим "божьему человеку". Библия далее рассказывает, что Саул и его слуга прибыли в городок и спрашивали, где живет "прозорливец", и что местные девицы указали им дом, где жил этот "провидец". Саул и его спутник вошли туда.
Саул спросил Самуила, где живет "прозорливец". Самуил сказал, что он и есть "прозорливец", и пригласил Саула отобедать у него. У "прозорливца" в этот день было 30 человек гостей. За столом он отвел Саулу почетное место, и повар поднес ему особо приготовленное блюдо. Чтобы прежде всего успокоить Саула насчет пропажи, Самуил сказал ему, что ослицы нашлись и что, возвратившись домой, он увидит их у своего отца. А на другое утро, перед расставанием, Самуил помазал маслом голову Саула и сообщил ему, что он стал царем и что в него вошел "божий дух". И действительно оно так и было: произошло полное преображение сына Киса. Он перестал быть самим собою. Возвратившись в отчий дом, он увидел у самых ворот милых своих ослиц. Это так на него подействовало, что он тут же стал "пророчествовать", и притом с такой уверенностью, как будто "прорицание" всегда было его ремеслом и как будто всю жизнь он ничем другим не занимался (1 Царств, гл. 10. ст. 1-16). В это время "ковчег завета" был в Массифе. Здесь Самуил и собрал народ израилев; "священный голубь" ничего не говорит ни относительно времени этого собрания, ни относительно того, каким образом многомиллионные массы могли собраться в одном городке. Самуил "сказал сынам израилевым: так говорит господь, бог израилев: я вывел Израиля из Египта и избавил вас от руки египтян и от руки всех царств, угнетавших вас. А вы теперь отвергли бога вашего, который спасает вас от всех бедствий ваших и скорбей ваших, и сказали ему: "царя поставь над нами". Итак предстаньте теперь пред господом по коленам вашим и по племенам вашим. И велел Самуил подходить всем коленам израилевым, и указано колено вениаминово. И велел подходить колену вениаминову по племенам его, и указано племя Матриево; и приводят племя Матриево по мужам, и назван Саул, сын Кисов; и искали его, и не находили" (1 Царств, гл. 10, ст. 18-21). Самуил не сказал народу: "Саул был указан мне богом некоторое время тому назад, и я уже натер его маслом. Ему и быть вашим царем". Процедура выборов предотвращала излишнюю зависть и недовольство. Хозяином судьбы являлся бог, и старый пророк мог быть совершенно спокоен, что избранным окажется Саул. Не мог же господь, оставляя выбор на произвол случая, независимо ни от какой подтасовки, ни от какого злоупотребления, свести на нет "священное помазание", только что совершенное над его избранником. А сейчас вспомним "пророчество" Иакова: он-то ведь обещал царство колену иудину (Быт., гл. 49, ст. 8 и сл.). Значит, бог совсем забыл об этом пророчестве в момент установления еврейской монархии. Но не беспокойтесь: он вспомнит об этом впоследствии. Мы вскоре увидим, как корона переходит с головы Саула на голову одного из потомков Иуды. Таким образом божественная забывчивость будет исправлена и "пророчество" патриарха все-таки сбудется. А пока что народ преклонился перед результатами выборов. Но в эту минуту не оказалось самого избранного. - Где Саул? Что стало с Саулом? Эти вопросы передавались из уст в уста. Запрашивали самого бога, чтобы узнать, найдется ли наконец Саул. "И сказал господь: вот, он скрывается в обозе. И побежали, и взяли его оттуда, и он стал среди народа и был от плеч своих выше всего народа. И сказал Самуил всему народу: видите ли, кого избрал господь? подобного ему нет во всем народе. Тогда весь народ воскликнул и сказал: да живет царь!" (1 Царств, гл. 10, ст. 22-24). Из последующих стихов видно, что Самуил был сначала премьер-министром нового монарха. Он составил основные законы еврейского царства, и именно его драгоценная рукопись была положена на хранение в "ковчег завета". Вскоре, однако, обнаружились разногласия между Саулом и Самуилом. Прошло около месяца. Добродушный и отнюдь не гордый царь Саул ни в какой мере не олицетворял собою беспощадного тирана, деспотизмом которого Самуил грозил евреям, чтобы разбить их монархические настроения. Вместо того чтобы создать себе пышный двор, построить дорогой дворец, окружить себя раззолоченными придворными, сын Киса возвратился на свою ферму и продолжал вести деревенский образ жизни. В это время Наас, царь аммонитский, задумал овладеть еврейским городом Иависом.
Тем временем царь Саул вернулся с пахоты со своими волами. "И сошел дух божий на Саула... И сильно воспламенился гнев его; и взял он пару волов, и рассек их на части, и послал во все пределы израильские чрез тех послов, объявляя, что так будет поступлено с волами того, кто не пойдет вслед Саула и Самуила. И напал страх господень на народ, и выступили все, как один человек. Саул осмотрел их в Везеке, и нашлось сынов израилевых триста тысяч, и мужей иудиных тридцать тысяч. И сказали пришедшим послам: так скажите жителям Иависа Галаадского: завтра будет к вам помощь, когда обогреет солнце. И пришли послы, и объявили жителям Иависа, и они обрадовались. И сказали жители Иависа (Наасу): завтра выйдем к вам, и поступайте с нами, как вам угодно. В следующий день Саул разделил народ на три отряда, и они проникли в средину стана во время утренней стражи и поразили аммонитян до дневного зноя; оставшиеся рассеялись, так что не осталось из них двоих вместе" (1 Царств, гл. 11, ст. 6-11). Этот "священный" подвиг "царя-землепашца" восхитил народ. Евреи отпраздновали блистательную победу своей "гигантской армии" и, как говорит Библия, "весьма веселились" (ст. 12-15). Критики ничуть не удивляются, что царь Саул, возглавивший немногочисленный народец, отдавался земледелию и уходу за отцовскими стадами. Но они отказываются допустить, что такой "царь" мог в пять дней поднять армию в 330 000 воинов в эпоху, когда сам автор представляет евреев переживающими филистимское иго; в эпоху, когда, по словам Библии, избранный народ не имел ни мечей, ни пик и когда поработители не позволяли ему иметь ни одного железного инструмента, ни даже чинить металлические орудия без их особого разрешения (1 Царств, гл. 13, ст. 19-22). "И Гулливер,- пишет лорд Болингброк,- знает такие же небылицы, но у него нет таких противоречий". В главе 12 приводится ворчливая речь Самуила, который, ссылаясь на старость, попросился в отставку. Правление судей окончилось, и началась эпоха царей. Но Самуил не удалился от дел по доброму своему желанию: в своей речи он объявил, что, потребовав себе царя, евреи прибавили к обилию других своих грехов новый грех. Но уж, заключает Самуил, когда у вас есть царь, берегите его; он помазанник божий. А главное - народ должен удвоить религиозное рвение. Чтобы вновь доказать евреям свою близость к богу, Самуил, не сходя с места, осуществил одно из таких чудес, какие встречаются только в Библии. Самуил сказал всему Израилю: "Теперь станьте и посмотрите на дело великое, которое господь совершит пред глазами вашими: не жатва ли пшеницы ныне? Но я воззову к господу, и пошлет он гром и дождь, и вы узнаете и увидите, как велик грех, который вы сделали пред очами господа, прося себе царя. И воззвал Самуил к господу, и господь послал гром и дождь в тот день; и пришел весь народ в большой страх от господа и Самуила" (1 Царств, гл. 12, ст. 16-18). После этого старый пророк удалился, обещав, однако, своим соотечественникам, что никогда не забудет их в своих молитвах. Однако отставка Самуила была в высшей степени похожа на дипломатический фортель. Узнав о происшедших переменах в составе "царского правительства", филистимляне стали готовиться к новым нападениям. Это не вызвало подъема духа у подданных Саула. А 330 000 воинов, недавно окружавших его, растворились, как соль в воде. "И собрались филистимляне на войну против Израиля: тридцать тысяч колесниц и шесть тысяч конницы, и народа множество, как песок на берегу моря; и пришли и расположились станом в Михмасе, с восточной стороны Беф-Авена. Израильтяне, видя, что они в опасности, потому что народ был стеснен, укрывались в пещерах и в ущельях, и между скалами, и в башнях, и во рвах; а некоторые из евреев переправились за Иордан, в страны Гадову и Галаадскую; Саул же находился еще в Галгале, и весь народ, бывший с ним, находился в страхе" (1 Царств, гл. 13, ст. 5-7). Саул счел полезным предложить богу жертву. Самуил дал знать, что явится служить богу лично.
Для царя, который перед этим командовал трехсоттысячной армией, этот отрядец смехотворно мал. Между нами говоря, нельзя не признать, что Самуил проявил только личную злую волю. Библия нигде не изображает его верховным жрецом; верховным жрецом был "Ахия, сын Ахитува, брата Иохаведа, сына Финееса, сына Илия" (1 Царств, гл. 14. ст. 3). Самуил был просто жрецом и пророком. Саул имел те же достоинства, ибо и он стал "пророчествовать" с момента помазания. Следовательно, Саул не сделал никакой ошибки, считая себя вправе совершить жертвоприношение. Кроме того, не кажется ли вам, что Самуил, который, по-видимому, не мог переварить своего отрешения от старейшинства в пользу царя, нарочито задержался, чтобы иметь предлог порицать Саула и сделать его ненавистным народу? Если уж кто-нибудь не строил никаких интриг, чтобы добиться царства в Израиле, так это, конечно, сын Киса - погонщик ослов скромный Саул. Как был там ни было, положение было нерадостное. "Кузнецов не было во всей земле израильской; ибо филистимляне опасались, чтобы евреи не сделали меча или копья. И должны были ходить все израильтяне к филистимлянам оттачивать свои сошники, и свои заступы, и свои топоры, и свои кирки, когда сделается щербина на острие у сошников, и у заступов, и у вил, и у топоров, или нужно рожон поправить. Поэтому во время войны (михмасской) не было ни меча, ни копья у всего народа, бывшего с Саулом и Ионафаном, а только нашлись они у Саула и Ионафана, сына его" (1 Царств, гл. 13. ст. 19-22). Ясно, что силы были неравные: 330 000 воинов, которые год тому назад смяли аммонитян в окрестностях Иависа, надо думать, также не имели никакого оружия. Но тогда победу решила, вероятно, их численность. А с шестьюстами солдат, да еще и без вооружения, дело значительно менялось, и легко понять, что Саул имел очень скверный цвет лица, встретившись с филистимлянами под Михмасом. К счастью, юный Ионафан, сын царя, был первоклассный силач и вместе с тем парень решительною нрава. Не говоря ни слова отцу, он в одно прекрасное утро взял слугу-оруженосца и отправился с ним к аванпостам филистимской армии. Там они заметили вражеских солдат, расположившихся на возвышенном месте, господствовавшем над скалами. Филистимляне тоже заметили их и сказали: "вот, евреи выходят из ущелий, в которых попрятались они. И закричали люди, составлявшие отряд, к Ионафану и оруженосцу его, говоря: взойдите к нам, и мы вам скажем нечто. Тогда Ионафан сказал оруженосцу своему: следуй за мною, ибо господь предал их в руки Израиля. И начал всходить Ионафан, цепляясь руками и ногами, и оруженосец его за ним. И падали филистимляне пред Ионафаном, а оруженосец добивал их за ним. И пало от этого первого поражения, нанесенного Ионафаном и оруженосцем его, около двадцати человек, на половине поля, обрабатываемого парою волов в день" (1 Царств, гл. 14, ст. 11-14). В это время Саул, пригласив верховного жреца Ахию, собирался присутствовать при жертвоприношении. Вдруг послышался какой-то шум со стороны расположения филистимского войска. "Там меч каждого обращен был против ближнего своего; смятение было очень великое. Тогда и евреи, которые вчера и третьего дня были у филистимлян и которые повсюду ходили с ними в стане, пристали к израильтянам, находившимся с Саулом и Ионафаном; и все израильтяне, скрывавшиеся в горе Ефремовой, услышав, что филистимляне побежали, также пристали к своим в сражении. И спас господь в тот день Израиля; битва же простерлась даже до Беф-Авена" (1 Царств, гл. 14, ст. 20-23). Подумать только: даже "до Беф-Авена"! Вот это победа!
"Священный" автор далее повествует, что истомленный народ кинулся на добычу, "и брали овец, волов и телят, и заколали на земле, и ел народ с кровью. И возвестили Саулу, говоря: вот, народ грешит пред господом, ест с кровью. И сказал Саул: вы согрешили; привалите ко мне теперь большой камень. Потом сказал Саул: пройдите между народом и скажите ему: пусть каждый приводит ко мне своего вола и каждый свою овцу, и заколайте здесь и ешьте, и не грешите пред господом, не ешьте с кровью. И приводили все из народа, каждый своею рукою, вола своего (и свою овцу) ночью, и заколали там" (1 Царств, гл. 14. ст. 32-34). Вы представляете себе, какая это была бойня? "И строил Саул жертвенник господу; то был первый жертвенник, поставленный им господу. И сказал Саул: пойдем в погоню за филистимлянами ночью и оберем их до рассвета и не оставим у них ни одного человека. И сказали: делай все, что хорошо в глазах твоих,. Священник же сказал: приступим здесь к богу. И вопросил Саул бога: идти ли мне в погоню за филистимлянами? предашь ли их в руки Израиля? Но он не отвечал ему в тот день" (1 Царств, гл. 14. ст. 35-37). Напрасно Саул приникал ухом к "ковчегу завета", который верховный жрец Ахия приказал доставить к этому месту; напрасно надеялся он услышать оттуда голос божий. Бог заупрямился и не проронил ни звука. Тогда Саул понял, что старик чем-то недоволен. За что бы мог Саваоф рассердиться? Верховный жрец Ахия, внук Финееса, вероятно, не ел из "священной" кастрюли, ибо он не мог не знать, что эти нечестивое обжорство стоило жизни его деду. Саул также чувствовал себя совершенно неповинным ни в каком грехе. Он ничего не совершил предосудительного; по крайней мере, Библия ничего не говорит об этом. Ионафан, поевший меда, не зная о заклятии отца, очевидно, был также безгрешен. Кроме того, еще неизвестно, утвердил ли в самом деле бог столь бессмысленное заклятие Саула. Ведь запрет войскам принимать пищу в день сражения есть просто бездарная нелепость. Следовательно, если бог был чем-нибудь недоволен, то, казалось бы, тому мог быть причиной народ, слопавший весь филистимский скот, не выпуская крови животных, вопреки закону. Этот прожорливый народ в ту же ночь съел и свой собственный скот, но уже в соответствии с религиозными предписаниями. Библия, между прочим, ничего не говорит о расстройстве желудков у евреев. Вероятно, у них были железные организмы с желудками "богодухновенного" размера. Так или иначе, бог отказался отвечать. Значит, надлежало найти виновного.
Из продолжения этой чрезвычайно благочестивой и важной истории мы узнаем, что филистимляне благополучно возвратились домой и что они еще неоднократно воевали с евреями "во все время Саулово" (ст 52) В течение некоторого времени, продолжительности которого "священный" автор не указывает, царствование сына Киса было покрыто славой. Глава 14 сообщает в заключение, кто были главнейшие члены семьи Саула. Мы отметим здесь только, что кроме Ионафана Саул имел еще двух сыновей и двух дочерей - Мерову и Мелхолу. С этими девицами мы далее еще встретимся.
|
Создатели сайта не всегда разделяют мнение изложенное в материалах сайта. |
|