Церковь - место, где джентльмены, никогда не бывавшие на небесах, рассказывают небылицы тем, кто никогда туда не попадет.
Менкен Генри Луис

Путеводитель
Новости
Библиотека
Дайджест
Видео
Уголок науки
Пресса
ИСС
Цитаты
Персоналии
Ссылки
Форум
Поддержка сайта
E-mail
RSS RSS

СкепсиС
Номер 2.
Follow etholog on Twitter


Подписка на новости





Rambler's Top100
Rambler's Top100



Разное


Подписывайтесь на нас в соцсетях

fb.com/scientificatheism.org



Оставить отзыв. (139)


Таксиль Лео
Забавная Библия


К главе первой.

Научные исследования Библии привели к выволду о том, что многие библейские тексты представляют собой разные варианты сказвний, совмещенных довольно сумбурно, без достаточного редактирования и отбора. Характерным в этих повествованиях является, в частности, и применение наименований: "элохим" (неопределенное "боги" - в главе первой книги Бытие) и "Яхве" (собственное имя древнееврейского бога - во главе второй, начиная с четвертого стиха).
     Библейская научная критика смогла выделить нескольковзаимно противоречащих источников, составивших содержание книги Бытие и других библейских книг. Один из этих источников называется яхвистским и другой лохистским. В переводах Библии с древнееврейского языка это различное наименование богов сохранено в следующем виде: "бог" вместо "элохим", "господь" вместо "Яхве" и "господь бог" при совместном "Яхве элохим
     Читателю стоит иметь ввиду, что рассказ о сотворении мира и человека изложен Л.Таксилем в той последовательности, в какой он обычно излагается в богословских учебных руководствах по "священной истории". В Библии же имеются два очень разноречивых рассказа о сотворении мира и человека. Один из них изложен в первой главе книги "Бытие", другой - во второй главе книги "Бытие", начиная с четвертого стиха.

"Тогу богу" - древнееврейское обозначение первобытного хаоса. Буквальный перевод этих слов - "пусто пустынно".

Стараясь истолковать это странное замечание книги Бытие, христианские богословы давно уже использовали упоминание "духа божьего" как подтвержение того, что, кроме бога-отца и бога-сына есть еще и "третье лицо пресвятой троицы" - "бог-дух святой". Этот "дух святой" сошел на "деву Марию", которая таким способом зачала от бога и затем родила мифического Иисуса. "Дух святой" "нисшел" на Иисуса "в лелесном виде, как голубь" (Лука, 3:22). Голубь рисуется на христианских картинах, изображающих триединого бога: отец и сын сидят, голубь над ними реет. В дальнейшем изложении Л.Таксиль, имея ввиду богославское утверждение о том, что "Библия есть священное произведение", навеянное авторам разных библейских книг "духом святым", часто применяет слово "голубь".

Богословы пытались истолковать это место Библии следующим образом: бог сначала-де создал небо как "царство небесное", вторично бог создает "видимое" небо в виде "тверди небесной". В действительности же Библия передает здесь сумбурную смесь двух различных мифов о отворении мира.

Величайший религиозный авторитет, признаваемый одним из "отцов и учителей" церкви, "святой" Августин Блаженный (345-430) в главе Х своего богословского наставления "О книге Бытие" поучает: "Название тверди не ведет нас необходимо к мысли, что небо стоит неподвижно, ибо твердь называется твердью, можно думать, не по причине неподвижности, а по причине твердости, ввиду ли собственной твердости, или же потому, что служит пределом, разграничивающим высшие воды от низших". "Впрочем", - оправдывает свое глубокое, первобытное невежество "святой" писатель, - входить в рассмотрение подобных вопросов у меня теперь нет времени, даи не должно быть и у тех, которых мы хотим наставить в видах собственного их спасения и потребной пользы нашей церкви" ("Творения", кн.7, 1873; см. также "Исповедь", кн.13, гл.15). Другой, также непререкаемый церковный авторитет, называемый "великим столпом православия", "святитель" Василий, архиепископ Кесарии Каппадокийский (330-379), держась того же мнения, говорит: "Наименование тверди (греч."стереома") в писании обыкновенно дается тому, что дает превосходную крепость" ("Творения", 1911, т.1). В подтверждение этого "святой учитель" ссылается на другие места Библии: Псал.17:3, где бог назыается "твердыней"; Псал.150:1, где упоминается "твердь силы" бога. В Библии есть очень много утверждений о том, что небо твердое. Бог, как говорится в Книге Иова 37:18, "распростер небеса, твердые, как литое зеркало". Бог "наклонил небеса, и сошел" (2 Царств, 22:10); простер "небеса как шатер" (Псал. 103:2)

В русских изданиях Библии дается очень нескладный перевод 27-го стиха: "и сотворил бог человека по образу своему, по образу божию сотворил его; мужчину и женщину сотворил их"

Имя первого человека - Адам - впервые появляется в 25-м стихе сторой главы книги Бытие. До этого места Библия говорит о безымянном человеке. Слово "Адам" исследователи сопоставляют с древнееврейским словом "адамах" - "земля-мать". Так именуется и глина, а также вообще сырая красная почва.

Любопытно отметить, как крепко подобная библейская география сидела в головах даже и ученых по своему времени людей. Образованнейший путешественник X века Лев Диакон уверял своих читателей, что Дунай, или Истер, "есть одна из рек, вытекающих из райских садов. Получив начало в Эдеме, она скоро скрывается под землей и, протекши невидимо некоторое расстояние, вырывается вновь наружу в стране кельтов". Один из древних христианских богословов, "блаженный" Феодорит, между прочим, дает и основание для подобных суждений. "И другие реки, - говорит он в "Толковании на книгу Бытие", - выходят в одном месте, потом, какими-либо углублениями, скрываются в землю и снова вытекают наверх... Не напрасно же бог устроил сие, но чтобы пресечь излишнее человеческое любопытство. Ибо если бы течение их было явно, то иные покусились бы, идя вверх по их берегам, отыскивать место рая". Священник Иоанн Лукьянов, совершивший в 1710 году путешествие к "святым местам" (а Палестину), пишет буквально следующее: "Августа в одиннадцатый день приидохом к Нилу реке, что из рая течет" ("Путешествие", 1862, стр.51)

Французское слово "солитер" как раз и обозначает "одинокий, уединенный"

К главе второй

Римский император второй половины IV века (с 361 по 363 год), прозванный христианскими церковниками отступником. Он выступал против христианства с резкой и остроумной критикой. Юлиан написал трехтомный трактат "Против христиан", в котором подверг беспощадной критике Ветхий Завет, евангелия и другие "священные" книги. Произведения Юлиана позднее христианская церковь подвергла уничтожению. Сохранились лишь частицы литературных трудов этого остроумного философа. Отрывки из его сочинений см .в кн.: А.Ранович, Античные критики христианства, ГАИЗ, 1935.

Люцифер - принятое в римско-каталичесой церкви название "нечистого духа", Дьявола, Сатаны, имеющего и много других названий: Вельзевул, Асмодей, бес, черт, дух Тьмы и т.д.. Необходимо здесь привести еще несколько данных о Сатане в Ветхом Завете. Даже там, где Сатана и упоминается под современными названиями, он далеко не таков, каким ег овпоследствии сделали христианские легенды. Библейский черт вовсе не враг бога: он его послушный слуга, его чиновный ангел. В Ветхом завете нет даже возможности для действий Дьявола в духе современных христианских понятий. Всем заправляет бог, посылая и добро, и зло. "Бывает ли в городе бедствие, которое не господь попустил бы?" (Амос, 3:6) и т.п. В книге Иова Сатана прямо рисуется простым слугой бога. Он запросто посещает божьи чертоги: "И был день, когда пришли сыны божии прредстать пред господом, среди них пришел и сатана. И сказал господь сатане: откуда ты пришел?" (Иов, 1:6-7). Далее рассказывается, как сатана действует по благоволению божию. И в других местах ветхозаветной части Библии Сатана упоминается в полном соответствии со взглядами на него как на послушное орудие воли божьей. Например, "злой дух от господа" послан на Саула (1 Царств, 16:14). У Захарии Сатана также выполняет почти служебную роль, обвиняя "великого еврея Иисуса", причем бог ему это запрещает (Захар., 3:1-2). Более самостоятельную роль играет Сатана в рассказе о переписи Давида (1 Папалипом., 21:1), где говорится "Восстал сатана на израиля, и возбудил Давида сделать счисление израильтян" Этот рассказ, однако, совершенно уничтожается параллельным ему во 1-й книге Царств 24:1 и далее. Здесь говорится, что в этой переписи "гнев господень возгорелся на израильтян, и возбудил он в них Давида сказать: пойди, исчисли израиля ииуду". В Книге Товита Сатана имеет несколько иной вид: он представляет собой копию древнеперсидского духа Дэва-Эшма. Его и изгоняют курением сердца и печени (Товит, 6:8). Этот ритуал заимствован из древнеперсидской магии, где был особенно развит культ всевозможных духов, и злых, и добрых.
     В Ветхом завете нигде больше не говорится о чем-либо, что можно было бы сказать с современными представлениями христианских богословов о Дьяволе. Упоминание Дьявола в неканонической книге "Премудрости Соломона" (2:22-24) - это уже эллино-иудейская идея, возникшая в более позднее время.

Во Франции членов Парижской академии наук принято называть "бессмертными".

Библия ни слова не говорит о том, когда оделся сам бог. Ходил ли он до грехопадения людей голый или уже носил тот длинный балахон, в котором его принято изображать на иконах?

Есть и еще одна существенная "примета" для отыскания рая - это забор, ибо древнееврейское обозначение рая ("ган эден") как раз говорит об "отгороженном месте"

К главе третьей

Существует еврейское раввинистское предание о том, что от Адама и демонической женщины Лилит произошли великаны и черти. Основы этого предания вытекают из ассиро-вавилонского культа демона Лилит и из древнеперсидского культа злых духов - "дайвов", "бел-дабаби"

Обсуждая вопрос, почему так произошло, Иоанн Златоуст уверяет, что намерение Авеля было "боголюбивое" и что он принес от "певородных", то есть "дорогих, отборных", и "от тука", то есть "самое приятное, наилучшее". Каин же принес, "что попалось". Потоэтому "господь был доволен Авелем". Эта "библейская история" в пересказах для религиозного воспитания была разукрашена выдумками о том, что "дым от жертвы Авеля поднимался кверху, а дым от жертвы Каина стлался по земле", что Авель "приносил от чистого сердца, а Каин с неохотой". Библейский текст совершенно не говорит ни о чем подобном.

К главе четвертой

Ганимед - в древнегреческих мифах - сын троянского царя Троса, мифического основателя города Трои. Восхищенный краотой Ганимеда, Зевс-Юпитер похитил юношу и сделал его иночерпием в своем царстве на горе Олимп.

Книга Еноха в русском переводе А.Смирнова издана в Казани в 1888 году.

Увиливая и приспосабливаясь, христианские богословы стали утверждать, что "сынами человеческими" Библия как будто бы называет потомков Каина, а "сынами божиими" потомков Сифа, потому что они "старались жить по воле божьей". Это, конечно, пустые выдумки, никак не связанные с Библией.

К главе пятой.

О сроке постройки ковчего в Библии никаких указаний не имеется. Л.Таксиль разоблачает здесь очередное измышление богословов. Основано оно на том, что бог определил срок жизни людей в 120 лет, а также на сопоставлении стиха 32 гл.5 и ст.11 гл.7, где говорится о возрасте Ноя (500 и 600 лет). Однако, если принять первое толкование, становится подозрительным, почему же бог, дав людям 120 лет "на покаяние", не утерпел и не выждал оставшиеся 20 лет? Второе же указание (5:32) с очевидностью говорит только о времени, когда у Ноя наконец появились дети.

В еврейском тексте Библии ковчег назван словом "таба". Этим же словом названа и та корзина, в которой спася Моисей (Исход, 2:3-5). Отсюда следует, что Ноев ковчег был сплетен из тростника, а затем осмолен "внутри и снаружи". Это делает библейское сооружение длиной 150 метров совсем смешным.

Приверженцы и толкователи Библии, как совершенного неперекаемого произведения самого бога, "подсчитали", что всемирный потоп произошел якобы за 3242 года или за 3247 лет до начала христиаского летоисчисления. Как раз около этого времени произошло объединение Египта фараоном Менесом (Миной). Сохранились достоверные сведения об этих временах, и, конечно, никаких данных о вемирном потопе, кроме Библии, нет.

По счету, принятому в православной церкви, обитатели "ковчега" находились в нем 364 дня. Этот счет основывается на указаниях Библии, в какой день какого мсесяца вошел Ной в "ковчег" и в какой вышел. Однако, при отсутствии у древних евреев сколько-нибудь сносных календарных данных, расчет этот очень ненадежен. Можно, впрочем, подсчитать время и по таким, называемым Библией, срокам:  через семь дней после вселения в ковчег "кна небесные отворились, сорок дненй шел дождь, вода усиливалась 150 дней, убывала 150 дней, через 40 дней после этого Ной открыл "окно" и выпустил голубя (не "святого духа"), а затем "помедлил" 7 дней и еще 7 дней. Получается, что божественное "заключение в ковчеге" продолжалось даже более 400 суток! Впрочем, библейский рассказ о потопе представляет собой смешение двух вариантов. По второму вариантуна осуществление божьей мести потребовалось всего 40 дней.

Отстаивая возможность помещения в ковчег длиною 150 метров, шириною 25 метров и высотою 15 метров по паре и по семи пар животных и всякой твари, один из крупнейших авторитетов русской православной церкви в XIX веке - митрополит Филарет уверял, что Ной брал молодых животных; притом располагались они не с удобствами, а так, что мелкие животные могли найти себе место под более крупными (!). Данные современной зоологии разбивают все ухищрения богословов спасти библейскую сказку. Насчитывается около трех с половиной тысяч видов млекопитающих, около 8600 видов птиц, около 5500 тысяч рептилий и амфибий (по библейской терминологии - пресмыкающихся и гадов), до 750000 видов насекомых, около 30000 видов паукообразных, а членистоногих вообще 815000 видов. Не будем считать моллюсков, червей и иных низших беспозвоночных. Кроме того, "священные" авторы умалчивают о том, как "спаслись" растения, пробывшие после года под водой на глубине в несколько километров.

Это ведь тоже "великое чудо": больше года вся земная поверхность была под водой - и вот деревья как ни в чем ни бывало покрываются листьями.

К главе шестой.

Пытаясь обосновать очередную библейскую нелепость, христианские богословы утверждают вопреки тексту "священного писания", что провинность маленького Ханаана выразилась в том, что он якобы первым увидел своего деда пьяным и сказал об этом отцу.

На основании этого библейского разделения народностей, уверяет Иоанн Златоуст, "началось рабство. До того времени между людьми не было такой изнеженности, чтобы один нуждался в услугах других... Все были в равной чести, и не было никакого неравенства... Пусть раб помышляет о том, что он сделалсярабом, потому что Хам оказал свою дерзость, а господин, со своей стороны, пусть представляет, что подчинение и рабство произошли ни от чего другого, как от того, что он же (Хам) обнаружил злую волю и лишился равной с братьями чести" (XXIX Беседа)

Здесь совершенно явно боги (элохим_ рассуждают друг с другом. Однако христианские богословы по этому поводу изворачиваются самым бесстыдным образом. По туманному, но, конечно, "богомудрому" толкованию Иоанна Златоуста, здесь мы имеем обращение бога к "равночестным себе", то есть "к сыну и духу".

Бахус - одно их наименований древнегреческого бога виноделия Диониса.

Девкалион - единственный из людей, спсшийся с женой своей Пиррой от потопа, которым древнегреческий"отец богов и людей" Зевс решил погубить греховное людское поколение. Он спасся в ковчеге, который после потопа остановился на горе Парнас.

К главе седьмой.

Аврам направил свои стопы в Египет вместо Палестины, которую Библия называет землей Ханаанской, потому что в обещанной ему прекрасной земле был голод (Бытие, 12:10). Египетские приключения "святого праотца" были затем использованы в библейской легенде об Иосифе и его братьях, также якобы спасавшихся от голода в Египте.

Позорная кличка для людей, извлекающих материальные выгоды от близких к ним женщин, занимающихся проституцией. Слово вошло в обиходную речь после опубликовании комедии А.Дюма "Господин Альфонс".

Под свою защиту взял "святого праотца" и Иаоанн Златоуст: он нашел в этой торговле Авраама Саррой "венец их супружеской любви и образец, достойный подражания". "Да слышат это мужья и жены, - говорит но в XXXII Беседе на книгу Бытие, - и да подражают единомыслию, крепкой любви и великому благочестию этих супругов". "Также и вы, жены, повинуйтесь своим мужьям... Так Сарра повиновалась Аврааму, называя его господином; вы дети ее, если делаете добро и не смущаетесь ни от какого страха", - поучает и апостол Петр (1 послание Петра, 3:1-6).

"Священный" автор Библии сравнивал число будущих потомков Авраама со звездами, количество которых неосведомленным людям кажется неисчислимым. Между тем невооруженным глазом даже при самых благоприятных условиях можно увидеть всего несколько тысяч звезд. Если допустить, что "святая книга" уже "предвосхищала" успехи современной астрономии, то и в этом случае "божье обещание" звучит наивнл: в самые мощные телескопф можно увидеть лишь несколько миллионов звезд. Наконец, если взять число звезд, составляющих нашу звездную систему - Галактику, тогда "обещание" становится невообразимо фантастичным: в Галактике звезд более ста миллиардов.

Библия в дальнейшем производит от Измаила "двенадцать князей" кочевого племени измаильтян (Быт., 25:16). Потомками Измаила считают себя в согласии с Кораном "правоверные" арабы и турки.

Перенесение празднования субботы, установленной заповедями библейского бога, окончательно утверждено в 361 году постановлениями Лаодикийского собора. Этим постановлением под угрозой церковного проклятия и конфискации имущества воспрещено было воздержание от работ в субботу. Руководители верующих действительно имеют власть отменять решения самого бога, объявленные в его заповедях.

"Святой" Кирилл - патриарх Александрийский с 421 по 445 год - один из ранних деятелей христианства.

См. Исход, 4:25-26; 12:48; Левит, 12:3; Иис.Нав. 5:2 и далее.

К главе восьмой.

"Святой" Иоанн Златоуст поясняет: "из двух зол Лот выбирает меньшее". Великолепный пример ханженской морали!

Древнегреческий миф о Филемоне и жене его Бавкиде рассказывает, что однажды Зевс и вестник богов Гермес зашли в одно селение отдохнуть, но всюду им отказали в гостеприимстве. Их приняли в своей бедной хижине старики Филимон и Бавкида. Боги вознаградили гостеприимных стариков, а скаредных жителей селения наказали потопом.

Более того, "отцы церкви" сумели полностью оправдать и самого Лота. По закону Моисееву ему полагалась за содеянное смертная казнь ("если кто будет делать все эти мерзости, то души делающих это истреблены будут из народа своего", - говорится в восемнадцатой главе кн.Левит). Христианская же церковь ежегодно празднует память сего "святого праотца" 9 октября.
     Существует христианская легенда, которая утверждает, что Лоту грех с дочерьми не вменен в вину. Согласно этой легенде, Авраам, желая узнать, как смотрит бог на грех Лота, посадил будто бы три "леторосли" - кипариса, певга (финиковая пальма) и кедра - и заставил Лота поливать посадку. Деревья принялись и срослись вместе. Из этого-то "трисоставного" дерева и был, фантазируют авторы легенды, сделан крест мифологического Иисуса (см."Церковные ведомости", 1896, стр.1526)

К главе десятой.

Библия, пышно именующая "царями" вождей мелких племен ("цари" содомский, гоморрский, герарский и т.д.), беззастенчиво принижает подлинные сильные и по своему времени цивилизованные державы древнего мира. Хеттское царство находилось в восточной части Малой Азии и было грозным противником Сирии и Египта. В данном случае, живя с "сынами хеттовыми", Авраам должен был находиться на северо-западе от Палестины и Сирии. Посланный им "раб" за невестой Исааку должен был роделать путь в две тысячи километров до "города Нахора", то есть до Ура. Об огромном городе (в нижнем течении Евфрата) библейские авторы говорят так, как будто это становище небольшой орды кочевников.

Этот рассказ является повторением столь понравившихся авторам Библии событий из жизни Авраама.

Книга Бытие приводит, однако, и другие данные о женах Исава: Ада - дочь Елона, Оливема - дочь Аны и Васемафа - дочь Измаила (Быт., 36:2-3)

К главе одиннадцатой

По "божьему закону", впоследствии опубликованному Моисеем (Левит, 15:19-24), женщина "должна сидеть семь дней во время очищения своего". Она "нечиста". Все вещи, к которым она в таком состоянии прикасается, тоже делаются нечистыми.

Очень характерно говорится об этом эпизоде в книге пророка Осии (12:3-4): Иаков, возмужав, боролся с богом. "Он боролся (с ангелом) и превозмог". Взятые нами в скобки слова есть, очевидно, благочестивая позднейшая вставка.

К главе двенадцатой

Русский текст Библии говорит: "продали его в Египте Потифару, царедворцу фараонову, начальнику телохранителей" (Быт., 37:36). Церковнославянский текст, так же, как и латинский, сообщает: "мадиане же продаша Иосифа во Египет Пентефрию, евнуху фараоному, архимагиру"

В числе предков Иисуса отмечены прежде всего торговавшие своими женами Авраам и Исаак; далее Фарес, родившийся от кровосмесительной связи Фамари со всекром Иудой; Вооз, рожденный блудницей Рааз; Овид, родившийся от язычницы Руфи и от Вооза, ее родственника; Соломон, родившийся от соблазненной Давидом Вирсавии, жены "генерала" Урии (Матф., 1:2-6)

Служители каталической церкви утверждают, что "святой" Антоний ведает взаимоотношением полов и помогает от "неплодства"

К главе тринадцатой.

Библейский текст, по обыкновению противореча себе, указывает и иное: в статье 46 главы 41 прямо говорится, что Иосифу было 30 лет, когда он, выйдя их тюрьмы, "предстал пред лице фараона", и, следовательно, не менее 35 лет при встрече с братьями, а Вениамину, значит, лет 30. Кроме того, в Библии упоминаются три сына и семь внуков "маленького" Вениамина, пришедшие с ним в Египет (Быт., 46:21)

К главе пятнадцатой

По счету, принятому в православной церкви, "сотворение мира" относится к 5507 году до христианского летоисчисления, по еврейскому же счету - к 3761 году.

К главе семнадцатой

Бог уверял Моисея даже, что в Ханане - в "земле обетованной" - "течет молоко и мед"! (Исх., 3:8)

Это число (430 лет) дважды повторяется - в ст. 40 и 41 гл.12 книги Исход.

Золото (температура его плавления 1063 градуса по Цельсию) растворяется в водном растворе хлора и в других жидкостях, выделяющих свободный хлор, в частности, в царской водке (смесь азотной и соляной кислот). Даже отдельно взятые сильные кислоты (серная, азотная, соляная) не действуют на золото без дополнительных окислителей.

К главе двадцатой

Вернее, как установила библейская критика, книга Бытие повторяет то, что было раньше записано в книге Второзаконие, ибо последняя написана значительно раньше книги Бытие.

Это место в русском тексте Библии изложено очень вольно. Латинский текст гласит: "Если в сражении воин увидит сладостный сон и у него случится истечение семени, он должен утром выйти в поле, а вечером обмыться чистой водой"

Совершенно также высказываются и православные богословы. Вот что, например, говорилось во вводной статье к Библии: "И в отношении идей, и в отношении стиня на всех страницах Пятикнижия лежит печать Моисея: единство плана, гармония частей, величавая простота стиля, наличность архаизмов, прекрасное знание древнего Египта, - все это настолько сильно говорит за принадлежность Пятикнижия Моисею, что не оставляет места добросовестному странению (Вводная статья к Библии, изд. журн. "Странник", СПб., 1904)
     Однако, как установила научная критика Библии, единства плана и гармонии частей нет в Пятикнижии с самого начала и до последних страниц; ср.хотя бы два противоречащих друг другу рассказа о сотворении мира (Бытие, 1 и 2 гл.), два взаимоисключающих рассказа о потопе (Бытие, гл.6-8), основание почитание субботы (Второзак., 5:13-15 и Исход, 20:8-11) и др. О "прекрасном знании" Египта в нашей книге уже говорилось много: библейские авторы не имели даже элементарнейших сведений об этой великой стране.

К главе двадцать первой

Ассирия - одно из величайших государств древности, простиравшееся при царях Тиглатпаласаре III (745-727 гг до н.э.), Салманасаре (727-722 гг. до н.э.), Саргоне (722-705 гг. до н.э.) и др. от реки Евфрата до Средиземного моря и Египта.

Иордан (у арабов река называется Шериаб-эль-Кебире) - самая большая из немногих рек в Палестине, длиной около 250 км (раз пятнадцать короче Волги (3700 км), берет начало в Сирии и протекает по узкой скалистой долине. Мелководна и совершенно несудоходна.

Редакторы Библии несколько смягчают указанное место "священного писания". В евангелии от Матфея 1:5  матерью Вооза называется некая Рахава. Так с помощью благочестивой вставки одной лишь буквы пытаются снять конфузное место в библейском тексте.

Николай Фререре (1688-1749) - французский философ-материалист, один из провозвестников французского Просвещения.

Лорд Генри Болингброк (1678-1751) - английский мыслитель и политический деятель, друг Вольтера и Дж.Свифта. В своих трудах вскрыл массу библейских противоречий, один из первых высказал мысль о неисторичности Иисуса Христа.

К главе двадцать второй.

Томас Вулсон - английский богослов. Утверждал, что ветхозаветные чудеса никогда не имели места и что они послужили созданию евангельской истории Иисуса. В дальнейших своих работах высказал предположение, что евангельские чудеса есть только аллегории. Замучен в 1733 году в тюрьме за слишком вольное, с точки зрения служителей церкви, толкование Библии.

Мадианитяне, как помнит читатель, уже были все перебиты Моисеем (Числа, 31) Это не мешает "священному" автору вновь и вновь выводить их на сцену.

К главе двадцать третьей.

Рождению Самсона предшествовало одно из обычных в религиозных мифах "благовещений", использованное позднее в новозаветном мифе о Христе. Самсон является одним из древнейших богов-спасителей, разновидностью солнечного божества, образ которого восходит к древневавилонскому прототипу - герою Гигальмешу. Само слово "самсон" обозначает "солнечный"

Ифигения - в древнегреческом мифе дочь царя Агаменона. Была принесена в жертву богине Артемиде, газгневанной на греков. Этот миф послужил сюжетом для многих литературных произведений (Эврипид, Расин, Гете)

К главе двадцать пятой

В своей книге Лео Таксиль цитирует почти целиком всю библейскую книгу Руфь (в ней четыре главы). В настоящем издании редакция приводит только пересказ содержания книги Руфь, ограничившись цитированием лишь некоторых, наиболее интересных мест "священного" текста.

К главе двадцать шестой

В русских переводах Библии устранены церковниками многие неприличные места. Но церковнославянский текст более откровенен: "и отяготе рука господня на Азоте, и наведе на них, и воскипе им на седалищах их, во Азоте и в пределах его, и посреде страны его умножишася мыши" (ст.6); "и поразил мужи града от мала и до велика, и поразил их на седалищах их, и сотвориша гефеи себе седалища (злата)" (ст.9)

К главе тридцать первой

Урим, также и туммим, - амулеты, которыми еврейские жрецы пользовались для гаданий. Это были драгоценные камни, украшавшие одежды первосвященника. Библия неоднократно отмечает, что при помощи этих талисманов можно было "вопрошать" юога и "узнавать его волю". Об этих "вопрошениях" см. в Первой книге Царств 14:37б 22:10, 23:9 и далее, 28:6, 30:7-8

К главе тридцать третьей

По признанию самих богословов, грех Давида был двойной: блуд и убийство. По законам божьим он дважды заслуживал смертной казни: за прелюбодеяние, согласно книге Левит 20:30, и за убийство по той же книге 24:17. Но он был царь. Оправданием "святого кроткого царя" Давида послужило также и то, что Вирсавия была женщиной. Богословы сумели часть вины (и притом главную!) возложить именно на нее. Они обвинили ее в "бесстыдстве, с которым она обнаруживала свои прелести пред глазами царя, купаясь на открытом месте, где ее легко было видеть, а также в поразительной готовности (!), с которой она согласилась на исполнение желания царя в таком деле"(!) (см. Лопухин, "Библейская история", т.11)

Этого неудобства пытается избежать родословная, приведенная в главе 3 евангелия от Луки, вопреки евангелию от Матфея ведущая род Христа от Давида через другого его сына - Нафана.

М.Гюэ (1630-1721) - французский философ, представитель теологического скептицизма.

Около двух с половиной килограммов.

"И сказал царь Семею: ты не умрешь. И поклялся ему царь" (2-я Царств, 19:23). "Святой" Давид нашел, однако, вполне христианский и благочестивый способ отомстить врагу, не нарушая своей клятвы: умирая, он попросил Соломона прикончить Семея. Соломон так и сделал: "И повелел царь Ванее... и он пошел и поразил Семея, и тот умер" (3 Царств, 2:46)

К главе тридцать четвертой

Перепись эта весьма разноречиво описывается в двух книгах Библии: во Второй книге Царств, гл.24, и в 1-й Паралипоменон, гл.21. В первой из них говорится: "гнев господень опять возгорелся на израильтян и возбудил он в них Давида сказать: пойди, исчисли израиля и иуду. И оказалось, что израильтян было восемьсот тысяч мужей сильных, способных к войне, а иудеян пятьсот тысяч" (ст.1,9). Во второй: "восстан сатана на израиля, и возбудил Давида сделать счисление израильтян... И было всех израильтян тысяча тысяч, и сто тысяч мужей, обнажающих меч, и иудеев - четыреста семьдесят тысяч, обнажающих меч"(ст.1, 5). Бог, по первой, предлагает Давиду семь лет голода, во второй - три. (ст.13 и ст.12). Забыв об этом "грехе", 3-я Царств 15:5 уверяет, что "Давид делал угодное пред очами господа и не отступал от всего того, что он заповедал ему, во все дни жизни своей, кроме поступка с Уриею хеттянином".

"Как по своей жизни, так и особенно по духу своему Давид более, чем кто-либо в Ветхом завете, был истинным пообразом Христа", - отмечает известный богослов А.Лопухин в своем "руководстве к библейской истории" (СПб, 1888)

К главе тридцать пятой

Готский альманах - справочное немецкое издание, в котором из года в год описывались родословные "аристократических особ" и перечислялись "благополучно здравствующие" "царственные особы". В альманахе сообщалось, какие перемены произошли в этой "высокой" среде за истекший период: кто из сановных особ бракосочетался, умер и т.д.

К главе тридцать седьмой

"В то время Иисус поклялся и сказал: проклят перед господом тот, кто восставит и построит город сей Иерихон... И господь был с Иисусом" (Иис.Нав., 6:25-26)

К главе тридцать девятой

Вся история Христаесть ни что иное, как сплетение целого ряда эпизодов и мотивов, заимствованных из ветхозаветной "истории". Нет ничего удивительного, что чудо с насыщением вошло также и в евангелия (у Марка дважды - 6:37 и 8:1 и далее).

Христианские церковники "нашли" останки Елисея весьма рано. В середине IV века император Юлиан Философ приказал сжечь эти кости. Пепел из был развеян по ветру. Это не помешало церковникам, вскоре же после смерти Юлиана, в городе Севесте начать вновь спекулировать чудотворными мощами Елисея, а еще позднее в городе Равенне появился дубликат этих мощей.

К главе сорок пятой

Согласно Библии, Елизар "подбежал под слона", убил его, и слон придавил его своей тушей (1 маккав., 6:46)

Карл Мартелл (688-741) - правитель франкского государства, основатель династии Каролингов - франкских королей. Он не стеснялся дарить своим рыцарям церковные имения.

Это с очевидностью следует также и из того факта, что в древнееврейском тексте Библии Книг Маккавайских нет.

к оглавлению






Ссылки на другие материалы в InterNet по этой теме
Забавная Библия - книга взята с сайта Warrax Black Fire Pandemonium
Оставить отзыв. (139)
111


Создатели сайта не всегда разделяют мнение изложенное в материалах сайта.
"Научный Атеизм" 1998-2013

Дизайн: Гунявый Роман      Программирование и вёрстка: Muxa