Точка зрения, будто верующий более счастлив, чем атеист, столь же абсурдна, как распространенное убеждение, что пьяный счастливее трезвого.
Шоу Бернард

В кластере Персея обнаружена поющая черная дыра

Одна из гигантских черных дыр "поет" одну и ту же ноту на протяжении миллиардов лет, уверяют английские ученые астрономической лаборатории в Кембридже. Правда, звук этот настолько низкий, что ни один человек не сможет не то что повторить, а даже услышать его.

"По громкости его можно сравнить с человеческим разговором", - говорит Эндрю Фабиан. По его оценке, звук, издаваемый черной дырой, был бы на 57 октав ниже ноты "до" из гаммы, которую в школах учат на уроках пения.

Ученые считают, что звук, который издает черная дыра в кластере Персея, гигантском скоплении галактик в 250 млн световых лет от Земли, - самый низкий звук во Вселенной.

В своих исследованиях Фабиан с коллегами использовали американский космический телескоп Chandra, который улавливал рентгеновские лучи, исходящие из самого центра кластера Персея. Результаты наблюдений позволили им предположить, что в центре скопления находится гигантская даже по космическим масштабам пульсирующая черная дыра, масса которой в 2,5 млрд раз превышает массу Солнца.

Черная дыра - массивная гравитационная аномалия. Предполагается, что они образуются после коллапса звезд или в центре галактик. Их масса настолько велика, что даже свет не может выйти за пределы черной дыры. Поэтому наблюдать непосредственно их невозможно, и ученые делают предположения об их существовании, основываясь на том воздействии, которое они оказывают на окружающий космос.

В данном случае, как предполагает Фабиан, из-за огромного скопления галактик и при непосредственном воздействии черной дыры космический газ "пульсирует" из-за множества гравитационных воздействий и издает такой низкий "звук", который на самом деле отражает изменение давления в этой области пространства. По расстоянию между колебаниями астрономы вычислили предполагаемую ноту - из-за поистине космических масштабов она оказалась крайне низкой.

Фабиан полагает, что это открытие поможет ученым продвинуться в решении многолетней проблемы: почему космический газ в центре галактик не охлаждается, чтобы сформировать новые планеты. Англичанин выдвинул гипотезу, что подобные периодические пульсации нагревают его и не дают остыть до необходимой температуры.

Ученые предполагают, что и в центре нашей галактики Млечный Путь тоже есть черная дыра. Однако, по словам Фабиана, наша галактика достаточно молодая, и в ее центре наблюдается неупорядоченная активность, так что вряд ли нашей черной дыре удается порождать строгие периодические колебания, которые можно было бы преобразовать в ноту.

Источник: www.newsru.com