Все религии основаны на страхе многих и ловкости нескольких.
Стендаль

Уголок науки / Происхождение жизни

Сомнения в оценке появления первой жизни на Земле

Новые геологические и геохимические данные подвергают сомнению недавние сенсационные сообщения о том, что жизнь на Земле появилась более 3.8 миллиардов лет назад, отмечают исследователи из Университета Джорджа Вашингтона и Шведского Музея Естествознания, представившие свои факты 24 мая в выпуске журнала Science.

Сомнения возникли после более детального анализа пород на наличие останков именно биоматерии, а не схожих с ними естественных химических продуктов, воссоединившихся на молекулярной уровне с углеродом.

Исследованные камни расположены на отдаленном острове Акилайя (Akilia), неподалеку от побережья Гренландии, - приблизительно в 30 километрах к югу от порта Нук, центра Гренландской колонии. В предыдущих данных утверждалось, что специфический "зеленый и белый" слои, покрывающие тамошние горные породы, сформированы как окаймленная железная формация (BIF), тип осадка, обычно сохраняющийся в очень древних океанских слоях грунтовых пород. Крошечные частицы простых организмов, типа бактерий, живущих в океане, как думали, оказались пойманными в этих отложениях во время формирования. Со временем, тепло и давление преобразовало биомассу микроорганизмов в графит, - особое состояние углерода. Таким образом, стерлись любые "следы", которые могли служить фактическим доказательством жизни по примеру окаменелостей.

В то время как ископаемые формы не могут быть обнаружены, побочные продукты от процесса обмена веществ в живущих организмах все-таки отличаются от таких же продуктов, но полученных естественным путем через химические реакции. Это отличие в весе атомной массы углерода служит своего рода "отпечатком пальца", который либо свидетельствует о прошлой жизни, либо нет.

Однако, в статье за авторством Кристофера Федо из Отделения Земных Наук и Изучения Окружающей Среды при Университете Джорджа Вашингтона, и Мартины Витехаус из Шведского Музея Естествознания, сообщается, что история образования старых камней намного более сложная, и радиоуглеродный анализ для интерпретации жизни - это сомнительное доказательство. В детальном изучении камней на Акилайя, авторы статьи доказывают, что многое из тонкого слоистого разреза пород BIF, которые формируются под большим давлением в течение приблизительно двух миллиардов лет, образуются не в виде осадков на морском дне. Ученые уподобляют процесс создания пород BIF вытягиванию комка жевательной резинки в длинную нить.

Химическое исследование камней также указывает на иное происхождение формаций BIF. Исследования зеленых полос показывают, что эта композиция очень подобна примитивной горной породе, называемой komatiite, которая содержит относительное число базальта, который формировался из расплавленной, а затем отвердевшей горной породы. Такая история камнеобразования подчеркивает тот факт, что температуры, при которых шли эти процессы слишком высоки для живущих организмов, а, следовательно, шанс того, что графит, входящий в их состав, представлял собой остатки прошлой жизни - очень мала. Белые слои, как думают, являются жилами кварца, которые впоследствии попали в зеленые полосы.

Недавние исследования гидротермальных источников на подводных океанских хребтах также показали, что базальто-подобные камни могут взаимодействовать с водой и формируют углеродистые составы через небиологические процессы, оставляя изотопную подпись, аналогичную той, что встретилась в упомянутых породах.

Возможно, что жизнь на Земле и существовала задолго до 3.8 миллиардов лет назад, но доказательств все еще не достаточно, чтобы предположение перешло в разряд факта. К тому же, в ту эпоху была отмечена очень сильная и частая бомбардировка земной поверхности метеоритами. Это вызывало постоянные катаклизмы на земной поверхности и оставляло мало шансов первой жизни на существование.

Источник: SciTecLibrary