Чем больше мы познаем неизменные законы природы, тем все более невероятными становятся для нас чудеса.
Дарвин Чарльз

Уголок науки / Удивительное - рядом

Шимпанзе Канзи выучил четыре слова

Группа исследователей из университета американского штата Джорджия утверждает, что у шимпанзе, который вырос среди людей, возможно, развивается способность разговаривать.

Взрослый карликовый шимпанзе Канзи, которого содержат в университете, как и многие другие приматы, может общаться, указывая на определенные символы, однако с недавнего времени ученые заметили, что обезьяна при общении с людьми произносит тихие звуки.

Доктор Джаред Тальялатела и доктор Сью Сэвэдж-Рамбо после изучения многочасовых видеозаписей отчетливо выделили четыре звука, сопровождающие конкретные действия, соответствующие английским словам "банан", "виноград", "сок" и ответом "да". При этом важно, что шимпанзе произносит одинаковые звуки в разных ситуациях.

Ученые признают влияние эмоционального состояния обезьяны, однако звук, соответствующий ответу "да", остается без изменений, несмотря на смену настроения Канзи. По словам ученых, влияние эмоционального фактора не исключает того, что шимпанзе следует правилам, которые содержат некий когнитивный элемент.

Доктор Тальялатела утверждает: "Мы не учили его этому - он делает это самостоятельно".

Результаты указанных исследований, опубликованные в журнале "Нью cайентист", могут вызвать критику ученых коллег исследователей из Джорджии, так как подрывают устоявшееся мнение о том, что у обезьян нет способностей к развитию языка.

Надо отметить, что само понятие языка не является однозначным. Некоторые лингвисты полагают, что даже общение символами, которым владеют многие обезьяны, является языком, однако другие уверены, что язык предполагает овладение синтаксисом.

Несмотря на то, что проблески подобного встречаются среди обезьян, специалист по приматам из университета штата Мичиган в Энн-Арборе Джон Митани считает, что среди человекообразных обезьян, таких как обычные и карликовые шимпанзе, зарегистрированы лишь несколько подобных примеров. "Необходима эволюционная предрасположенность к тому, что делаем мы. Мы начинаем находить ее в мире приматов", - считает Митани.

Источник: BBC