Мне говорят, что я своими утверждениями хочу перевернуть мир вверх дном. Но разве было бы плохо перевернуть перевернутый мир?
Бруно Джордано

Путеводитель
Новости
Библиотека
Дайджест
Видео
Уголок науки
Пресса
ИСС
Цитаты
Персоналии
Ссылки
Форум
Поддержка сайта
E-mail
RSS RSS

СкепсиС
Номер 2.
Follow etholog on Twitter


Подписка на новости





Rambler's Top100
Rambler's Top100



Разное


Подписывайтесь на нас в соцсетях

fb.com/scientificatheism.org



Архив / Образование
25 ноября 2002 года
Письмо автора учебника по ОПК, Бородиной А.В.
В Останкинскую межрайонную прокуратуру Северо-Восточного административного округа г. Москвы, прокурору ЛАЗУТКИНУ С.Н. КОПИИ: Президенту России Путину В.В., Его Святейшеству Патриарху Московскому и Всея Руси Алексию II,
Министру образования Филиппову В.М.,
Мэру г. Москвы Лужкову Ю.М.,
В Союз писателей России,
В Союз кинематографистов России,
В Союз художников России,
В Союз православных граждан,
Российскому дворянскому собранию,
Ректору МГУ им. М.В. Ломоносова Садовничему В.А.,
Главному редактору журнала "Русский дом" Крутову А.Н.

Непрекращающаяся агрессивная кампания в СМИ и поток компрометирующих научного руководителя и автора учебника "Основы православной культуры" запросов из прокуратуры в Департамент образования г. Москвы, Московский институт открытого образования и другие инстанции вынуждают дать обстоятельный и открытый для ознакомления ответственными лицами и общественностью ответ на очередной запрос Останкинской прокуратуры № 274 ж от 18.11.02.

Учебник А.В. Бородиной создан по одному из 10-ти разделов авторского историко-культурологического курса "История религиозной культуры" (программа А.В. Бородиной для 1-11 классов школ, лицеев, гимназий).

Такие курсы имеют место в школьном образовании как вариативные, используются в целях углублённого и расширенного изучения базовых предметов областей "Словесность", "Обществознание", "Искусство", регионального краеведения, а также вводятся в качестве специальных предметов с учётом специфики образовательных учреждений. Обучение организуется за счёт часов школьного компонента и не является обязательным для всех школ и всех классов, но оказывается очень полезным для учреждений повышенного уровня гуманитарного образования и школ с этнокультурным русским компонентом образования.

Программа А.В. Бородиной в 1996-1997 уч. г. успешно прошла экспертизу в религиоведческой группе Российской академии образования, а также получила высокую оценку учёных — специалистов в области филологии, философии, социологии, истории, в том числе от учёного, апробировавшего курс в государственной (светской), "массовой" школе.

Содержание и опыт преподавания "Истории религиозной культуры" были представлены:

  1. на Международной научно-практической конференции "Славянская культура — образованию", апрель 1999 г.;
  2. на 7 Всероссийской конференции "Русская школа как система воспитания и образования" /в рамках Рождественских чтений/ 19 января 2000 г.;
  3. в сборнике "Славянская культура - образованию" - М., 2000;
  4. на Международном научном симпозиуме "Православие и культура этноса", проходившем 9-13 октября 2000 г., организаторы: Институт этнологии и антропологии РАН и Ассоциация этнографов и антропологов России при поддержке Министерства по делам Федерации, национальной и миграционной политики РФ;
  5. в журнале МКО "Этносфера" - М., №9 2000";
  6. в. специальном по благословению Святейшего Патриарха Московского и Всея Руси Алексия II выпуске научного журнала "Исторический вестник" №13-14 2001 г.;
  7. на круглом столе в Государственной Думе на тему "Религиозное образование в России: проблемы и перспективы" 24 апреля 2001 г.;
  8. на семинаре по проблемам разработки учебников и учебных пособий курса "Основы Православной культуры" в общеобразовательных учебных заведениях" 7 ноября 2001 г. в Николо-Угрешском монастыре;
  9. на Десятых международных Рождественских образовательных чтениях. Зал Совета Федерации, ул. Новый Арбат, 19, 31 января 2002 г.;
  10. на научно-практической конференции в Нижнем Новгороде "Проблемы и перспективы преподавания основ православной культуры", выступления в Нижегородском университете, в Духовной семинарии, в Центре религиозного образования, в школе № 19: 28 февраля – 2 марта 2002 г.:

а также на иных мероприятиях и в других публикациях.

Что касается экспертизы Учебника, то к рассмотрению содержательной и методической его сторон были привлечены многие специалисты и получены положительные рецензии:

  • из Отдела религиозного образования и катехизации Русской Православной Церкви,
  • от профессора богословского ф-та ПСТБИ,
  • от декана филологического ф-та ПСТБИ,
  • от декана педагогического ф-та ПСТБИ,
  • от директора школы, в которой проходила апробация курса и учебника,
  • от учителя, апробировавшего курс,
  • от главного специалиста Департамента образования г. Москвы,
  • из Института этнологии и антропологии РАН.

Как видим, экспертиза была тщательной и всесторонней. Возможно, ни один из учебников, изданных за последние 10-12 лет не контролировался так, как учебник А.В. Бородиной.

Важны и практические показатели. Аттестация школы после двухгодичной апробации курса "История религиозной культуры" по программе А.В. Бородиной и учебника "Основы православной культуры" показала поразительные результаты: средний параметр по начальной школе - 100%, по основной – 97%, в старших классах – 99%. А проведённое независимой комиссией анкетирование учащихся продемонстрировало высокий уровень межличностных отношений, осознанность выбора школы, хорошо сформированную мотивацию к учению. Примеры ответов учащихся на вопросы анкетирования:

ВопросДаНетНе знаю
Вы можете сказать, что у Вас дружный класс100%0%0%
Вы всегда рассчитываете на помощь одноклассников100%0%0%
Ваш класс-настоящий коллектив100%0%0%
Иногда Вам приходится решительно отстаивать себя перед одноклассниками0%100%0%
В классе есть учащиеся, которых следовало бы перевести в другую школу0%100%0%
Конфликты в вашем классе - редкость100%0%0%
Учителя считают, что Вы все хорошие друзья100%0%0%
Вам нравится учиться в школе100%0%0%
В школу Вы идёте с радостью100%0%0%
О школе Вы сохраните только тёплые воспоминания100%0%0%
Вам приятно встречаться с большинством своих учителей100%0%0%
Лучше бы Вам посоветовали другую школу0%100%0%
Вам было бы хуже в другой школе83%3%13%
Вам хочется получить высшее образование100%0%0%
Вы рассчитываете поступить в вуз100%0%0%
Школа вполне подготовила Вас к продолжению образования100%0%0%
Вы любите, когда Вас спрашивакл на уроках77%7%16%
На уроках вы получаете полноценные знания100%0%0%
Большинство Ваших учителей хорошо умеют учить100%0%0%
Вам приходиться много заниматься дополнительно0%100%0%

Здесь уместно сказать, что в задачи курса (всех разделов, православной культуры") автор включает и следующие:

  • предупреждение религиозной эксплуатации и конфликтов на национальной и религиозной почве,
  • воспитание здорового образа жизни,
  • воспитание уважения к внутреннему миру каждого человека,
  • формирование культуры общения.

За время преподавания курса А.В. Бородиной в школе не было отмечено ни одного конфликта на национальной или религиозной почве, хотя школа "массовая", переполненная, обучались дети разных национальностей, и атеисты и верующие, принадлежащие к различным конфессиям.

Новизна и сложность религиоведческих и религиозных курсов требует от системы образования обеспечения открытости и ясности как целей и задач, так и изложения учебного материала. Создание учебных и методических пособий по данному направлению особенно важно и крайне необходимо, так как в них фиксируется и раскрывается подлинное, а не завуалированное содержание учебного материала. Это понятно всем. Однако, план издательской деятельности Института не предусматривал финансирование издания таких пособий, поэтому учебник А.В. Бородиной создавался автором по собственной инициативе и на личные средства, а издание осуществлялось автором без помощи Института.

Достоинства книги отмечены в устных высказываниях, в письмах в Институт, в публикациях и подтверждаются востребованностью у покупателей. В настоящее время Учебник признан наиболее удачным пособием по рекомендованному Минобразованием новому учебному предмету "Православная культура" (См. "Община" №8 (20), 2002). Любые предложения и замечания могут быть отправлены в издательство и будут переданы авторам и рецензентам.

Однако, организаторов травли автора не устраивают конструктивные методы, направленные на улучшение качества государственного образования и Учебника. Они не хотят признать в принципе прав русских (верующих и атеистов) на изучение своей традиционной культуры и прав православных (русских и других национальностей) на образование детей в соответствии с их убеждениями и мировоззрением. Клеветнические, запугивающие, основанные на домыслах предвзятого или патологического воображения, неуважительный тон ряда высказываний в СМИ оскорбляют автора, достоинство Русской Православной Церкви, религиозные чувства православных людей. Господа-русофобы не считают нужным общаться ни с автором, ни с издателями, они обращаются сразу в Генеральную прокуратуру.

По мнению автора и других специалистов, дискриминационная по религиозному (православный) и национальному (русский) направленность кампании выражается в выборе методов воздействия с целью очернить книгу, рассказывающую о Христе, о сути христианской любви (не только к ближним, но и дальним), о мировоззренческих и эстетических традициях русской культуры, и в запугивании руководителей образования, учителей, чтобы пресечь попытки изучать и возрождать родные традиции. Это подтверждается тем, что ни разу не приходилось слышать, чтобы господа Пономарёв и Светлова, когда-либо оказались в числе защитников прав русских в области культуры и образования или среди борцов за качество отечественного образования. Они словно не видели и не видят книг Фоменко; растлевающих детское сознание сексуальных программ; распространяемого по базовому, обязательному, курсу учебника истории Кредера. Их не интересовал вопрос, на чьи средства это внедряется, и в Генпрокуратуру они не обращались. У них, должно быть, узкая специализация, они подстерегают русских и православных. Учебник Бородиной как сторожили! Мгновенно нашли! Какая бдительность, какая прыть! Уже и учебники давно кончились, но усердию "правозащитников" нет конца! А если кто-либо ещё из русских (более чем 80% населения России - заметим, коренного населения и не имеющего другой родины!) подумает, что имеет какие-нибудь права на сохранение национальной культуры, то опять начнётся истерия, как вокруг первого учебника "Основы православной культуры". Естественно возникают 30;.росы: не с организацией ли геноцида православных мы имеем дело?

Много есть конструктивных методов предупреждения национальных и религиозных конфликтов, но почему-то они не устраивают таких как Пономарёв, Зоя Светлова, как-то подозрительно спешат они повесить устрашающий ярлык,'на весь мир распространить, карающего закона какого-то особого хотят для тех, кто мыслит и верит не так, как они, чтобы запугивать и уничтожать всех. Не есть ли это геноцид православных и русских? Об этом стоит задуматься.

Однако, уже сейчас можно сказать совершенно определённо, что организованная травля автора учебника "Основы православной культуры":

  1. нагнетает национальную и религиозную напряжённость, провоцирует конфликты;
  2. наносит ущерб развитию нового направления в образовании, ставящего своей целью повышение качества образования и духовно-нравственное воспитание подрастающего поколения;
  3. мешает реализации прав граждан на изучение родной культуры и на получение полноценного образования.

Речи же об ущемлении чьих-то прав автором Учебника в данном случае вообще не может быть, так как права педагогических работников (и администрации, и учителей) по вопросу использования учебников, учебных пособий и методик защищены Пунктом 4 Статьи 55 Закона РФ "Об образовании". Хотя "правозащитников", видимо, вообще не устраивает или не очень устраивает существующее законодательство Российской Федерации, российские концептуально-стратегические и международные документы, составляющие нормативно-правовую и концептуальную основу курса А.В. Бородиной "История религиозной культуры":

  1. Закон РФ "О свободе совести и о религиозных объединениях", принятый Государственной Думой 19 сентября 1997года и одобренный Советом Федерации 24 сентября 1997 года;
  2. Закон РФ "Об образовании";
  3. Всеобщая декларация прав человека, провозглашённая Генеральной Ассамблеей ООН;
  4. Конвенция Организации Объединённых Наций о правах ребёнка;
  5. Национальная доктрина образования в Российской Федерации. - М., 2000.
  6. Доктрина информационной безопасности Российской Федерации. - М., 2000. (См. Бородина А.В. История религиозной культуры: Концепция и программа учебного курса. - М., 2002)

Автор и руководство Института настаивают: 1) на прекращении компрометирующего потока запросов, 2) на проведении расследования по вопросу организации, финансирования и деятельности ООД "За права человека", газеты "Новые известия", деятельности лично Пономарёва Л.А. и Зои С ветловой для 3) выявления руководителей и организаторов травли автора Учебника. Видимо, это возможно выполнить лишь с помощью спецслужб, но в целях пресечения новых актов дискриминации и русофобии, провокаций конфликтов на религиозной и национальной почве этим необходимо заниматься. Тогда, наверное, мы сможем узнать, кому не нужен мир и благополучие народов России, выход страны из социокультурного кризиса, кому выгодно продолжение развала образования, разрушение русского языка, культуры, гибель и деградация молодёжи..

Автор учебника "Основы православной культуры" А.В. БОРОДИНА


Внутренние ссылки:
Подборка материалов на тему суда против учебника ОПК
111


Создатели сайта не всегда разделяют мнение изложенное в материалах сайта.
"Научный Атеизм" 1998-2013

Дизайн: Гунявый Роман      Программирование и вёрстка: Muxa