С Александром Марковым, ведущим научным сотрудником Палеонтологического института РАН, руководителем кафедры биологической эволюции биологического факультета МГУ, беседует Серафима Чичёва
Переход глубоко верующего человека в убеждённого атеиста — весьма радикальный опыт социальный трансформации. Особенно в России на фоне низкого уровня антиклерикального активизма и, наоборот, огромного влияние церкви на жизнь граждан. Мы публикуем монологи бывших верующих, которые рассказали нам о трудностях ухода от религии, своём нынешнем отношении к церкви и атеистическом активизме.
Разлюбить Таро, усомниться в целителях, увлечься научным методом и стать заядлым скептиком — это путь Алисы Кузнецовой, бывшей гадалки, которая теперь работает на Премию имени Гудини, организацию, готовую щедро наградить любого обладателя настоящих паранормальных способностей.
Второй месяц продолжается судебный процесс по делу ставропольского блогера-атеиста Виктора Краснова, которого обвиняют в оскорблении чувств верующих на основании жалоб на его высказывания в социальных сетях. Как передают СМИ, на этой неделе прошло очередное заседание, а также митинг в защиту Краснова.
Наши читатели продолжают присылать рассказы о метаморфозе из глубоко верующего человека в атеиста. Вот ещё несколько таких писем. Историями делятся бывшие иеговист, пятидесятник, баптист, индуист.
На фоне набирающего обороты православного активизма, ситуаций с застройкой парков церквями и, наконец, сошедших на нет процессам секуляризации общества России как никогда стал нужен атеистический и антиклерикальный активизм. Однако есть проблема — в России его почти нет. Битва за умы граждан сейчас ограничивается бесконечной чередой комментариев и мемов в специализированных пабликах. Чтобы разобраться в ситуации, мы обратились к участникам фонда «Здравомыслие», который занимается продвижением идей секуляризма, — одной из немногих организаций, вышедших в своей деятельности за пределы сети. На наши вопросы ответили президент фонда Александр Голомолзин и доцент кафедры международного права и прав человека ГБОУ ВПО МГПУ Сергей Бурьянов.
Научно-популярный видео-канал «Sci-One» и медико-генетический центр «Генотек» объявляют об учреждении премии в 1 миллион рублей за демонстрацию паранормальных способностей в условиях корректно поставленного научного эксперимента.
Мы уже не раз рассказывали, что активно пропагандируемый сейчас в нашем российском обществе тезис о том, что Православие в царской России было якобы оплотом духовности и нравственности в стране, что только, мол, благодаря ему в нашем народе возникли все те хорошие и благородные качества, которыми русские удивляли весь мир, и что, оказывается, это именно оно много веков являлось «национальной идеей» России, скреплявшей народ нашей страны в единое целое, в связи с чем, в самодержавной России не было якобы никаких непримиримых конфликтов и противоречий, есть не более чем миф, не имеющий к реальной исторической действительности никакого отношения.
Главный редактор журнала «Государство, религия, церковь», доцент Российской академии народного хозяйства и государственной службы (РАНХиГС) Дмитрий Узланер о том, почему верующих всё больше, в чём опасность присоединения Крыма для РПЦ и как так получилось, что в христианстве больше женщин, а в исламе — мужчин.
У всех культов и религий есть одна небольшая проблемка. Она заключается в отсутствии бога как такового, а также любых косвенных признаков его существования.
Какова роль религии и церкви в современном обществе? Может ли вообще общество считаться современным, если в нем царит религия? На эти и другие вопросы мы даем очевидные ответы, которые расстроят твою набожную бабушку.
Ученые выяснили, что люди, живущие в условиях сурового климата, особенно склонны верить во всеблагих сверхъестественных существ. Возможно, это помогает выживанию человеческих популяций.
Судя по политическому шуму вокруг преподавания «религиозных культур», в российской школе вот-вот начнется массовое насаждение религиозных ценностей. Но пока не началось: наш опыт выбора этого предмета показывает, что российское государство прекрасно саботирует собственные идеологические инициативы.
В 2010 году в научном журнале Lancet была опубликована статья, в которой приводился рейтинг опасности двадцати наркотических веществ. Этот рейтинг был получен путем обобщения экспертных оценок опасности наркотиков по 16 критериям. Олимпийские игры закончились с большим успехом для России, и мы решили использовать похожий метод для проведения последующей спецолимпиады: оценить опасность существующих заблуждений, псевдонаук и суеверий (ЗПС), чтобы раздать медали обскурантизма.
Атеизм, по смыслу слова, это именно отрицание личного божества, но не отсутствие веры. Последнее следовало бы обозначить другим словом - «апистис» или «атрескея». А неверующий человек, соответственно, «апистик» или «атрескик». По-русски не совсем благозвучно, да? Но дело не только в звучании.
Из данной гипотезы есть несколько других проверяемых следствий. Во-первых, может оказаться, что религиозность связана с функциональностью иммунитета. Люди, которые часто болеют, должны быть более склонны к религии. Существуют анекдотические наблюдения, что к священным реликвиям преимущественно хотят прикасаться люди с плохим здоровьем. Разумеется, этому могут быть и другие объяснения, в том числе через социальные факторы. Например, вера в целебные свойства реликвий, не столь актуальна для здоровых людей. Еще одно следствие заключается в том, что использование некоторых лекарственных препаратов должно приводить к уменьшению религиозности.
Чем больше такой мистической бредятины получает официальный статус, тем очевиднее становится то, что старые конфессии заслуживают государственных преференций ничуть не больше, чем сайентологи.
Недавно группа американских ученых ошарашила публику научным подтверждением того, что и так давно было понятно: религиозные люди — глупые люди. Самый интересный вопрос, который можно задать по следам исследования, стар как мир. Что первично? Интеллект или религиозное воспитание? О том, как формируется религиозное поведение, какой экономический интерес стоит за «защитой традиционных ценностей» и почему свежие мозги дошкольников являются любимым лакомством бородатых мужчин в черных платьях.
Государственная дума России на днях приняла во втором чтении закон об оскорблении чувств верующих. Сократила максимальный срок лишения свободы с пяти лет до трех (а что, человечненько, могли бы и на кострах сжигать), но зато увеличила сроки обязательных и принудительных работ. Зря люди с наличием головного мозга и остатков совести говорили, что такой закон принимать категорически нельзя. Очень даже можно. Это вообще чуть ли не главный закон нашей сегодняшней жизни.
Докатились. Гатчинский суд Российской Федерации в лице судьи Поповой М.Ю. и обвинителя Гатчинской прокуратуры Самсоновой О.С. позволил себе осудить гражданина Дмитрия Лебедева за фразу "бог – это миф", оставленную им в Рунете.
Согласно исследованию компании Gallup International/WIN, проведенному в минувшем годуза последние семь лет доля религиозного населения мира сократилось с 68 до 59%. При этом число убеждённых атеистов достигло рекордных 13%.
В связи с открытием кафедры теологии в МИФИ нередко проводят аналогии с западными (точнее даже с немецкими) университетами, в которых теология давно и прочно обосновалась, и с которых, по мысли проводящих эти аналогии, надо брать пример и России. Но стоит ли брать пример?
Психологической составляющей инфантильного мышления является чувство… красоты. Мы смотрим на закат Солнца где-то на далеком, но хорошо видимом горизонте. Красота, образованная громадным многоцветным сиянием воздуха и облаков, захватывает наш дух. И мы наверняка не захотим слушать в этот момент научное объяснение сего прекрасного зрелища. Кому будет интересно слушать, что цвета образованы преломлением спектра солнца, являющегося совокупностью электромагнитах волн разной длины в анизотропной среде; и ещё более глубокие разъяснения физики света?
В моем представлении, научный атеизм должен заниматься не только критикой религиозных заблуждений, чем успешно и, одновременно, безуспешно занят сайт «Научный атеизм», но и объяснением этих заблуждений. Более того, необходимо также понимать, почему люди верят. Только тогда прилагательное «научный» будет иметь обоснование.
На днях известный российский литератор и журналист Валерий Панюшкин опубликовал колонку в журнале "Сноб". Название колонки как никогда актуально: "Пятнадцать вопросов атеисту". Текст вызвал бурную реакцию и не только.
После того как в Госдуму был внесен законопроект о защите чувств верующих, вводящий лишение свободы на срок от 3 до 5 лет за оскорбление чувств верующих или осквернение храмов и предметов культа, сразу несколько блогеров предложили принять аналогичный законопроект, защищающий права и чувства неверующих. В частности, они заявили о необходимости превратить все храмы в музеи и запретить публичные религиозные обряды. Одним из первых на их инициативу откликнулся глава думского комитета либерал-демократ Ярослав Нилов. Публикуем интервью с ним.
26-го сентября депутат ЛДПР внес в Госдуму законопроект, вводящий уголовную ответственность за «оскорбление религиозных убеждений». Роман Доброхотов решил разобраться, кого и за что теперь можно будет посадить или оштрафовать.
Нам так часто говорили, что атеизм — это тоже религия, что я таки решил с этим согласиться. Да — религия. Довольны? Теперь мы тоже имеем право бесчинствовать во имя веры, врываться в клерикальные заведения, запрещать выставки да фильмы и срывать одежды, оскорбляющие наши религиозные чувства. Кстати, где двести участков в Москве под наши храмы?
Отрадно видеть, что служители культа и добровольная обслуга идеи «православие, самодержавие, народность» наконец-то подвели под все творимые ими дикости хоть какую-то базу. База незатейлива и заключается в паре-тройке заклинаний, смысл которых в том, что «кто против православия, тот против России». Известный лауреат премии «Серебряная калоша-2012» блеснул еще более изощренной формулировкой, сообщив миру, что разглядывание его часиков «подбивает Россию на взлете». (Красивый приемчик декларативного увязывания себя с чем-то очень значительным был изобретен еще О. Бендером, но работает до сих пор.)
Спекулируя на православных традициях России, власть давно приступила к фактической клерикализации государства, надеясь найти в православной религии замену посконному коммунизму, который семьдесят лет играл в нашей стране роль официальной и обязательной идеологии.
Лет пять назад перипетии взаимоотношений церкви, государства и общества мало интересовали "прогрессивную общественность". Прогремевшие в 2007-2008 годах скандалы с письмом чукотского епископа Диомида о порче веры и с "пензенскими затворниками" оказались словно подвешены в воздухе: внутрицерковная борьба "правящих" прогосударственных умеренных консерваторов во главе с митрополитом, впоследствии патриархом Кириллом и ультраконсервативной "оппозицией" не была толком осмыслена светской журналистикой и публицистикой.
Трудно вспомнить в течение последних десятилетий столь острые дискуссии в русскоязычном мире о сущности и целесообразности религии, и ее взаимодействии с наукой. Называться атеистом или «светским человеком» стало модно. Несомненно, в свете российских реалий – это своеобразная политическая декларация. Но если уйти в сторону от политики – есть ли будущее у религии, и как она взаимодействует с наукой?
Главные антиклерикалы современности — Кристофер Хитченс, Дэниел Деннет, Сэм Харрис и Ричард Докинз — собрались вместе, чтобы раз и навсегда выяснить, за что они так не любят религию.
Атеисту (или агностику, что, в принципе, одно и то же) тяжело вести дискуссии с людьми религиозными. Лучше всех эту ситуацию, конечно, описали незабвенные Ильф и Петров в «Золотом теленке»:
«– Бога нет, – сказал Остап. – Есть, есть, – отвечали ксендзы».
Атеисты весьма слабо представлены в российском публичном пространстве, хотя, как показывают недавние опросы общественного мнения, они составляют 13% населения, то есть речь идет о 18 миллионах человек, что немало.
Среди аутистов, как показало исследование канадских нейробиологов, очень мало религиозных индивидов. По всей видимости, это связано с их низкой способностью понимать и моделировать психику других людей. Независимые статистические корреляции с использованием соответствующих показателей обычных людей только подтвердили это заключение. Те характеристики, которые связаны с репрезентацией реакций других людей, лучше всего коррелируют с религиозностью. Ряд других личностных и интеллектуальных характеристик, как было показано, очень слабо увязывается с верой в Бога. Авторы предполагают, что способность моделировать психику других людей необходима, чтобы создать образ персонального Бога, к которому обращаются молитвенные просьбы и другие мысленные посылы.
Атеисты, агностики и ненабожные люди чаще руководствуются чувством сострадания, помогая незнакомцам, чем верующие, несмотря на то, что призыв возлюбить своего ближнего является для христианства основополагающим и регулярно звучит с амвонов и церковных кафедр. Таковы результаты социологического исследования американских ученых.
Вступая в альянс, российские религиозные и светские власти совершают ошибку: повлиять на политические предпочтения граждан церковным авторитетом трудно, зато можно потерять этот авторитет в глазах паствы.
В Британии вышла в свет книга с интригующим названием "Религия для атеистов". Ее автор популярный современный философ Ален де Боттон, взявший на себя роль проводника в массы гуманистических идей.
«Попы врут. Я свою роль как доверенного лица вижу в том, чтобы и президенту объяснять, что его обманывают» - доверенное лицо кандидата в президенты РФ Владимира Путина журналист АЛЕКСАНДР НЕВЗОРОВ
Всё сказанное говорит о необходимости уделить более серьезное внимание атеизму как общественному явлению и атеистам как полноправным членам общества, пусть даже их точка зрения на мировоззренческие проблемы расходится с мнением большинства.
Несмотря на то, что воззрения, стоящие за неверием и атеизмом, разнообразны, можно попытаться выделить несколько основных убеждений, несовместимых или плохо совместимых с религиозностью.
Статья Сергея Чапнина «Либерализм плюс атеизм» («Ведомости» от 3.08.2011, стр. 04) демонстрирует значимость проблемы взаимоотношений церкви и государства, но задает, на наш взгляд, неверный тон в обсуждении этой трудной и важной темы.
Давненько мы не давали слово нашим соперникам из рубрики "слово оппонентам". Публикуем интервью с религиозным философом Алвиным Плантингой "Против “нового атеизма”.