Если открытие одной истины привело Галилея в тюрьмы инквизиции, то к каким пыткам присудили бы того, кто открыл бы их все.
Гельвеций К.

Путеводитель
Новости
Библиотека
Дайджест
Видео
Уголок науки
Пресса
ИСС
Цитаты
Персоналии
Ссылки
Форум
Поддержка сайта
E-mail
RSS RSS

СкепсиС
Номер 2.
Follow etholog on Twitter


Подписка на новости





Rambler's Top100
Rambler's Top100



Разное


Подписывайтесь на нас в соцсетях

fb.com/scientificatheism.org



Архив / Статистика
ФОМ: 24 апреля 2003 года
Народная семантика Пасхи в России

Дата выхода: 24 Апр 2003
Тема: Религия
Источник или автор: Пешкова B.

В христианской традиции Пасха занимает особое место "Праздника праздников". Подготовка к нему предполагает последовательное соблюдение ряда религиозных предписаний. Упорядочивая социальную действительность, религиозные обряды регламентируют жизнь верующего человека. Кроме этого, через выполнение определенных ритуалов, человек соотносит себя с той или иной религиозной традицией и тем самым осуществляет процесс идентификации с тем или иным вероисповеданием. Но существует и иная, "народная", традиция отношения к Пасхе, в рамках которой множество примет, суеверий и обычаев сосуществуют, а порой и переплетаются, с элементами церковной традиции, и вместе с тем создают свою сеть значений.

Прежде всего, следует отметить, что Пасха является для наших сограждан одним из самых "популярных" праздников (по числу отмечающих его этот праздник неизменно занимает третье место – выше только доли отмечающих Новый год и собственный день рождения (Согласно данным исследования ФОМ от 16 января 2003 г., весь список ежегодно отмечаемых празд-ников состоит из 17 позиций, среди которых такие праздники и памятные даты, как Международный женский день, дни рождения детей, День Победы, День защитник Отечества. При этом Пасха занимает первое место среди "популярных" православных праздников)).

Почти две трети (65%) респондентов заявляют, что этот день является для них "особым праздником, важным, значимым", и только 24% говорят, что он не является для них таковым. Оценки субъективной значимости Пасхи зависят от социально-демографических характеристик респондентов.

Во-первых, это гендерная принадлежность опрошенных: для женщин Пасха чаще является особым праздником (72%), чем для мужчин (57%).

Во-вторых, это возраст респондентов: в группе 18 – 35-летних Пасха значима для 58%, в группе 36-50-летних – для 64% и, наконец, среди тех, кому за 50, – для 72%. Как правило, среди людей старшего поколения несколько выше доля лиц с неполным средним образованием. Поэтому объяснимо, что в данной образовательной группе выше доля называющих Пасху значимым праздником (71% против 63 – 64% в остальных группах).

И еще одна зависимость, которая несколько "выбивается" из традиционного представления, что религиозных людей больше в сельской местности (Старые церкви, новые верующие: Религия в массовом сознании постсоветской России / Под. ред. проф. К. Каариайнена и проф. Д.Е. Фурмана. СПб. - М.: Летний сад, 2000. С. 31.): согласно данным ФОМ, жители больших городов чаще, чем сельчане, называют себя православными верующими (63% против 53%) и говорят о важности Пасхи (71% против 57%).

Наконец, существует очевидная связь между конфессиональной принадлежностью респондентов и значимостью для них Пасхи: для тех, кто причисляет себя к православным, Пасха чаще является особым праздником (85% против 65% среди всех опрошенных).

Респондентам был задан открытый вопрос: "Почему для Вас Пасха – особый праздник, важный, значимый?". Полученные объяснения с определенной долей условности можно разделить на три группы – по типу восприятия праздника.

Около трети респондентов объясняют значимость Пасхи тем, что это "очень важный религиозный праздник", участие в котором – необходимая составляющая религиозного опыта верующего. Стоит заметить, что в большинстве случаев респонденты говорят именно "о большом христианском празднике", и значительно реже характеризуют его как праздник православный.

Восприятие Пасхи как традиции характерно для другой трети респондентов. При этом в таком восприятии можно выделить три составляющие:

  • историческая традиция русского народа ("в крови старая христианская традиция", "издавна праздновалась на Руси", "древний русский обычай") – "кровная" связь и идентификация с коллективным предком;
  • семейная традиция ("связана с воспоминаниями детства", "в нашей семье было принято отмечать этот праздник")символическое и практическое объединение с близкими, живыми и мертвыми, идентификация с семьей;
  • "языческая" традиция, придающая Пасхе статус "дня поминовения близких" ("поминать ушедших надо", "связывается с памятью, кладбищем друзей"), которая позволяет "отдать дань" умершим и тем самым обеспечить связь и подчеркнуть преемственность с уже ушедшими людьми (идентификация с родом).

Наконец, восприятие Пасхи именно как радостного, красивого праздника со всеми соответствующими атрибутами (веселье, гости, трапеза, ритуалы) характерно для очень небольшой группы респондентов (около 5%).

Хотя признают Пасху особым и важным праздником 65% опрошенных, так или иначе отмечать ее в этом году собирается намного большая доля наших сограждан – 81% респондентов. Для большинства опрошенных празднование Пасхи будет состоять в первую очередь из застолья в кругу семьи (42%), освящения куличей и яиц (36%), посещения кладбища (32%), приема гостей или похода в гости (25%). Меньше всего респондентов – 16% – собирается присутствовать в церкви во время пасхальной службы. Согласно данным предыдущих исследований ФОМ, сценарий празднования Пасхи практически не меняется: в предшествовавшие годы доли респондентов, предпочитавших отмечать этот праздник именно так, были примерно такими же.

Известно, что признание себя верующим человеком само по себе не свидетельствует о глубине веры, а скорее – о формальной религиозности. В какой степени Пасха является для россиян религиозным праздником, можно судить на основе таких показателей религиозности, как соблюдение Великого поста и посещение пасхальной службы. Среди респондентов, причисляющих себя к верующим, православным (Вопрос: "Считаете ли Вы себя верующим? Если да, то к какой конфессии Вы себя относите?"), только 14% заявили, что соблюдают в этом году Великий пост, и 24% – что собираются пойти в церковь на пасхальную службу (В ответе на вопрос: "Собираетесь ли Вы в этом году отмечать Пасху, и, если да, то как?" сумма отве-тов больше 100%, так как можно выбрать любое число ответов). Как и в случае оценки значимости Пасхи, пост чаще соблюдают женщины, люди старше 50 лет и лица с образованием ниже среднего.

Данные исследования ФОМ свидетельствуют о многозначности восприятия Пасхи российским массовым сознанием. В отношении к Пасхе можно выделить религиозную и ритуально-традиционную составляющие. Представляется, что сейчас в России Пасха – это не столько религиозный праздник, сколько традиция, что этот праздник актуализирует не столько конфессиональную, сколько национальную идентичность.


Внешние ссылки:
Народная семантика Пасхи в России - исходный материал с сайта ФОМ
111


Создатели сайта не всегда разделяют мнение изложенное в материалах сайта.
"Научный Атеизм" 1998-2013

Дизайн: Гунявый Роман      Программирование и вёрстка: Muxa