Нет ничего более замечательного, чем распространение религиозного неверия, или рационализма, на протяжении второй половины моей жизни.
Дарвин Чарльз

Путеводитель
Новости
Библиотека
Дайджест
Видео
Уголок науки
Пресса
ИСС
Цитаты
Персоналии
Ссылки
Форум
Поддержка сайта
E-mail
RSS RSS

СкепсиС
Номер 2.
Follow etholog on Twitter


Подписка на новости





Rambler's Top100
Rambler's Top100



Разное


Подписывайтесь на нас в соцсетях

fb.com/scientificatheism.org



Архив / Статистика
ФОМ: 24 апреля 2003 года
Народная семантика Пасхи в России

Дата выхода: 24 Апр 2003
Тема: Религия
Источник или автор: Пешкова B.

В христианской традиции Пасха занимает особое место "Праздника праздников". Подготовка к нему предполагает последовательное соблюдение ряда религиозных предписаний. Упорядочивая социальную действительность, религиозные обряды регламентируют жизнь верующего человека. Кроме этого, через выполнение определенных ритуалов, человек соотносит себя с той или иной религиозной традицией и тем самым осуществляет процесс идентификации с тем или иным вероисповеданием. Но существует и иная, "народная", традиция отношения к Пасхе, в рамках которой множество примет, суеверий и обычаев сосуществуют, а порой и переплетаются, с элементами церковной традиции, и вместе с тем создают свою сеть значений.

Прежде всего, следует отметить, что Пасха является для наших сограждан одним из самых "популярных" праздников (по числу отмечающих его этот праздник неизменно занимает третье место – выше только доли отмечающих Новый год и собственный день рождения (Согласно данным исследования ФОМ от 16 января 2003 г., весь список ежегодно отмечаемых празд-ников состоит из 17 позиций, среди которых такие праздники и памятные даты, как Международный женский день, дни рождения детей, День Победы, День защитник Отечества. При этом Пасха занимает первое место среди "популярных" православных праздников)).

Почти две трети (65%) респондентов заявляют, что этот день является для них "особым праздником, важным, значимым", и только 24% говорят, что он не является для них таковым. Оценки субъективной значимости Пасхи зависят от социально-демографических характеристик респондентов.

Во-первых, это гендерная принадлежность опрошенных: для женщин Пасха чаще является особым праздником (72%), чем для мужчин (57%).

Во-вторых, это возраст респондентов: в группе 18 – 35-летних Пасха значима для 58%, в группе 36-50-летних – для 64% и, наконец, среди тех, кому за 50, – для 72%. Как правило, среди людей старшего поколения несколько выше доля лиц с неполным средним образованием. Поэтому объяснимо, что в данной образовательной группе выше доля называющих Пасху значимым праздником (71% против 63 – 64% в остальных группах).

И еще одна зависимость, которая несколько "выбивается" из традиционного представления, что религиозных людей больше в сельской местности (Старые церкви, новые верующие: Религия в массовом сознании постсоветской России / Под. ред. проф. К. Каариайнена и проф. Д.Е. Фурмана. СПб. - М.: Летний сад, 2000. С. 31.): согласно данным ФОМ, жители больших городов чаще, чем сельчане, называют себя православными верующими (63% против 53%) и говорят о важности Пасхи (71% против 57%).

Наконец, существует очевидная связь между конфессиональной принадлежностью респондентов и значимостью для них Пасхи: для тех, кто причисляет себя к православным, Пасха чаще является особым праздником (85% против 65% среди всех опрошенных).

Респондентам был задан открытый вопрос: "Почему для Вас Пасха – особый праздник, важный, значимый?". Полученные объяснения с определенной долей условности можно разделить на три группы – по типу восприятия праздника.

Около трети респондентов объясняют значимость Пасхи тем, что это "очень важный религиозный праздник", участие в котором – необходимая составляющая религиозного опыта верующего. Стоит заметить, что в большинстве случаев респонденты говорят именно "о большом христианском празднике", и значительно реже характеризуют его как праздник православный.

Восприятие Пасхи как традиции характерно для другой трети респондентов. При этом в таком восприятии можно выделить три составляющие:

  • историческая традиция русского народа ("в крови старая христианская традиция", "издавна праздновалась на Руси", "древний русский обычай") – "кровная" связь и идентификация с коллективным предком;
  • семейная традиция ("связана с воспоминаниями детства", "в нашей семье было принято отмечать этот праздник")символическое и практическое объединение с близкими, живыми и мертвыми, идентификация с семьей;
  • "языческая" традиция, придающая Пасхе статус "дня поминовения близких" ("поминать ушедших надо", "связывается с памятью, кладбищем друзей"), которая позволяет "отдать дань" умершим и тем самым обеспечить связь и подчеркнуть преемственность с уже ушедшими людьми (идентификация с родом).

Наконец, восприятие Пасхи именно как радостного, красивого праздника со всеми соответствующими атрибутами (веселье, гости, трапеза, ритуалы) характерно для очень небольшой группы респондентов (около 5%).

Хотя признают Пасху особым и важным праздником 65% опрошенных, так или иначе отмечать ее в этом году собирается намного большая доля наших сограждан – 81% респондентов. Для большинства опрошенных празднование Пасхи будет состоять в первую очередь из застолья в кругу семьи (42%), освящения куличей и яиц (36%), посещения кладбища (32%), приема гостей или похода в гости (25%). Меньше всего респондентов – 16% – собирается присутствовать в церкви во время пасхальной службы. Согласно данным предыдущих исследований ФОМ, сценарий празднования Пасхи практически не меняется: в предшествовавшие годы доли респондентов, предпочитавших отмечать этот праздник именно так, были примерно такими же.

Известно, что признание себя верующим человеком само по себе не свидетельствует о глубине веры, а скорее – о формальной религиозности. В какой степени Пасха является для россиян религиозным праздником, можно судить на основе таких показателей религиозности, как соблюдение Великого поста и посещение пасхальной службы. Среди респондентов, причисляющих себя к верующим, православным (Вопрос: "Считаете ли Вы себя верующим? Если да, то к какой конфессии Вы себя относите?"), только 14% заявили, что соблюдают в этом году Великий пост, и 24% – что собираются пойти в церковь на пасхальную службу (В ответе на вопрос: "Собираетесь ли Вы в этом году отмечать Пасху, и, если да, то как?" сумма отве-тов больше 100%, так как можно выбрать любое число ответов). Как и в случае оценки значимости Пасхи, пост чаще соблюдают женщины, люди старше 50 лет и лица с образованием ниже среднего.

Данные исследования ФОМ свидетельствуют о многозначности восприятия Пасхи российским массовым сознанием. В отношении к Пасхе можно выделить религиозную и ритуально-традиционную составляющие. Представляется, что сейчас в России Пасха – это не столько религиозный праздник, сколько традиция, что этот праздник актуализирует не столько конфессиональную, сколько национальную идентичность.


Внешние ссылки:
Народная семантика Пасхи в России - исходный материал с сайта ФОМ
111


Создатели сайта не всегда разделяют мнение изложенное в материалах сайта.
"Научный Атеизм" 1998-2013

Дизайн: Гунявый Роман      Программирование и вёрстка: Muxa