Церковь - место, где джентльмены, никогда не бывавшие на небесах, рассказывают небылицы тем, кто никогда туда не попадет.
Менкен Генри Луис

Путеводитель
Новости
Библиотека
Дайджест
Видео
Уголок науки
Пресса
ИСС
Цитаты
Персоналии
Ссылки
Форум
Поддержка сайта
E-mail
RSS RSS

СкепсиС
Номер 2.
Follow etholog on Twitter


Подписка на новости





Rambler's Top100
Rambler's Top100



Разное


Подписывайтесь на нас в соцсетях

fb.com/scientificatheism.org



Архив / Образование
"Православная народная газета" (Самара): июнь 2003 года
Молодежь и религия: социологический аспект

Из доклада кандидата педагогических наук, проректора по научной работе СИПКРО Е.П.Бельчиковой

В нашей стране в настоящее время наблюдается духовно-нравственный кризис. Проблема возрождения духовных ценностей и усвоения их подрастающим поколением обсуждается на государственном, социальном уровнях, а также средствами массовой информации и педагогической общественностью. Процесс формирования духовности молодежи неразрывно связан с религиозными ценностями, в частности, ценностями Православия.

Обсуждение данной проблемы на различных уровнях приобрело противоречивый, порой конфликтный характер. Результаты проводимых исследований показали неоднозначное отношение взрослого населения России к проблеме введения православной культуры в образовательный стандарт.

Но только мнение объектов (субъектов) обсуждения, мнение детей, учащейся молодежи не учитывалось и не учитывается при принятии решения. Поэтому именно мнение старшеклассников образовательных учреждений решили изучить в Самарской области. В рамках программы долгосрочного сотрудничества Департамента образования и науки администрации Самарской области и Самарского Епархиального управления была разработана анкета социологического исследования "Отношение школьников к религии" и проведена пилотажная апробация в 9 школах Самары (общеобразовательные школы, гимназии, лицеи). В результате обследовано 456 учащихся 10-11 классов, в которых количество мальчиков составляло 47,8%, девочек - 52,2% . Основной возраст ребят - 15-14 лет. Мы знаем, что именно в этом возрасте происходит становление личности, усвоение основных социальных ценностей и норм.

Задачи исследования:

  • определение уровня религиозности;
  • определение значимости веры и религиозных ценностей для личности старшеклассника;
  • выявление отношения учащихся к изучению религии в рамках школьной программы.

Результаты пилотажного исследования:

1. Отношение школьников к религии.

Количество верующих среди респондентов.

75,3% респондентов считают себя верующими людьми, 14,7% ответивших школьников относят себя к числу неверующих, а 9% старшеклассников затруднились с ответом.

84,9% учащихся старших классов идентифицируют себя с традиционными конфессиями: православие (80%), ислам (3,1%), иудаизм (0,7%), буддизм (0,7%), католицизм (0,4%).

Несовпадение числа верующих (75,3%) и сторонников традиционных конфессий (84,9%) свидетельствует о тесной связи религиозного и национального самосознания. Эта ситуация подтверждается следующими позициями:

- старшеклассники воспринимают религиозную систему как естественную культурную среду (русский - православный, татарин - мусульманин, еврей - иудей);

- ученики считают, что религия сближает народы (72,8%);

- по мнению школьников, религия связана с этнической принадлежностью (84,1% верующих, 8,8% неверующих);

- десятиклассники утверждают, что религия необходима для современного человека (62,3%). Для сравнения: в начале 90-х годов 99-98% учащихся считали религию уделом старушек.

Данные свидетельствуют о желании старшеклассников быть верующими, но отсутствии у них воцерковленности. С одной стороны, отсутствие у школьников религиозной культуры, низкий уровень православного образования - все это является питательной средой для нетрадиционных верований, экзотических культов. С другой стороны, при грамотном отношении к введению курсов православной культуры можно говорить о православном потенциале среди старшеклассников, другими словами, о реальном увеличении не потенциально, а реально верующих школьников.

Роль и место нравственных ценностей в сознании школьников.

84% опрошенных старшеклассников согласны с тем, что необходимо сохранять религиозные ценности.

Из предложенного к расстановке по степени значимости перечня нравственных ценностей ученики выделили доброту, честность, любовь к ближнему, уважение к старшим, патриотизм, послушание родителям. Эти данные подтверждены ответами на перекрестные вопросы. Старшеклассники из своих жизненных ориентиров приоритетными назвали дружбу и любовь, семью. А уже затем материальные блага, профессиональную карьеру. Менее востребованы ценности: власть, помощь людям (что настораживает). 65,1% учащихся согласны с утверждением, что духовные ценности важнее денег.

2. Оценка учащимися роли Православной Церкви в истории России:

- большой вклад - 25 % (54,5% верующих);

- существенное влияние - 33% (79,2% верующих);

- неоднозначное влияние - 36,2% (58,7% верующих).

79,5% опрошенных молодых людей признают существенное влияние Церкви на поддержание духовности в России.

Школьники считают, что деятельность различных религий в стране должна быть равноправной, за исключением сект (54%).

3. Отношение учащихся к изучению религии в рамках школьной программы неоднозначно. 40% школьников хотели бы изучать основы мировых религий в школе (45% не хотели бы изучать).

4. Отношение школьников к введению предмета "Основы Православной культуры" также не бесспорно. 40,4% опрошенных положительно относятся к введению данного курса, из них 93,4% верующих. Отрицательно к введению курса в основном относятся неверующие.

Интерес старшеклассников к религии присутствует, но объем религиозных и культуроведческих знаний мал. 50% учеников признают, что знают православную культуру лишь в общих чертах; 25% оценивают свои знания как "скудные". Овладение основами православной культуры свидетельствует об уровне принятия российской культуры. Академик Д.С. Лихачев писал, что без знания своей народной культуры невозможно говорить о вхождении в мировую культуру. Общеизвестно, что осознание прошлого есть шаг в будущее. Поэтому введение учебного курса "Основы Православной культуры" - важный этап духовно-нравственного становления и развития школы. И очень большое значение нужно уделять тому, кто, как и в каком объеме преподнесет подрастающему поколению знания о религии, о ее культуроведческих составляющих. Именно кадровые, информационные и методические вопросы целесообразно решить до введения данного учебного курса в образовательные учреждения области. В апреле 2003 года Департамент образования и науки совместно с Самарским Епархиальным управлением на базе СИПКРО и Самарской Православной духовной семинарии обучили первую группу преподавателей данного курса. Практические занятия проводились в МОУ школа № 54 "Возрождение". Первый опыт позволил скорректировать учебные планы и программы, учебно-методическое сопровождение курса. Общий настрой слушателей и преподавательского состава на активные формы обучения, фундаментальные знания и методическое осмысление полученной информации позволил выстроить перспективную систему семинаров для продолжения совершенствования профессиональной компетентности учителей. Напоминаем, что с 16 июня 2003 года начнется обучение 2-й группы преподавателей учебного курса "Основы Православной культуры".


Внешние ссылки:
Молодежь и религия: социологический аспект - исходный материал с сайта Самарской епархии РПЦ МП
111


Создатели сайта не всегда разделяют мнение изложенное в материалах сайта.
"Научный Атеизм" 1998-2013

Дизайн: Гунявый Роман      Программирование и вёрстка: Muxa