Товарищи генералы и офицеры! Уважаемые господа!
Позвольте от всей полноты Екатеринбургской епархии, от всех священнослужителей и мирян, приветствовать Вас и сердечно поблагодарить за труды Ваши, направленные к сохранению мира и спокойствия в нашем Отечестве. Желаю всем Вам сил, здоровья, мира в семье и всяческих успехов в непростом ответственном служении Вашем.
Русская Православная Церковь всегда благословляла вооруженных защитников Родины на битву с врагами России и на защиту Отечества. "Воинский подвиг церковь считает подвигом священным, жертвенным, совершаемым во имя Отечества и ближних, и потому Церковь всегда совершает особую молитву о воинстве", - постоянно напоминает нам Его Святейшество, Святейший Патриарх Московский и всея Руси Алексий II, визита которого на уральскую землю все мы с нетерпением ожидаем.
Мы живем в трудное, но судьбоносное время. Ныне человек в военной форме может без опаски за последствия переступить порог храма Божия, затеплить свечу перед святыми образами, помолиться о ближних, о соратниках, о павших. Я все чаще вижу на Богослужениях солдат и офицеров. В воинских частях, особенно в тех, которые выполняют ныне боевые задачи, все чаще появляются наши священники, создаются войсковые и походные храмы. Ещё в одном месте произошло единение России современной с её духовными корнями. Ведь с самого Крещения Руси по сей день Православная Церковь возносила молитвы за христолюбивое воинство.
С Божией помощью всё возвращается на круги своя. Приходит понимание того, что воинство российское без Церкви существовать не может, особенно если она находится в экстремальных ситуациях. Это особенно хорошо понимают воины Внутренних Войск. С 1996 года в Чечне находится походный храм Екатеринбургской епархии во имя святого благоверного князя Александра Невского. Уральское духовенство окормляет воинов-уральцев в Чечне непрерывной чередой. Наши батюшки во время таких командировок совершают богослужения и церковные таинства, благословляют их на боевое дежурство, просто общаются, поддерживают ребят в условиях постоянного риска для жизни. Ваш командующий, генерал-лейтенант В.И.Романов так говорил мне об этом: "Служители Церкви, с которыми мы выполняем свои служебно-боевые задачи в теснейшем контакте, это люди слова и дела. Несмотря на то, что обстановка в Чечне остаётся непростой, они, невзирая на все трудности находятся в боевом порядке вместе с личным составом - везде, где необходима их помощь".
Все большее число военнослужащих и командиров приходят к уверенности, что священник в армии не просто нужен, он там необходим. Необходим повседневно и безоговорочно. Во-первых, это улучшает состояние боевого духа. Особенно нужна духовная поддержка бойцам, которые отправляются на боевую операцию или патрулирование. В этом случае необходимо благословение священника. Как мне рассказывали, выглядело это так. Командир части строил личный состав и ставил им боевую задачу. Затем говорил: "Батюшка! Вам слово". Священник, обращаясь к военнослужащим говорил: "Давайте, братья, помолимся и попросим благословения Божьего". Солдаты снимали шапки. Священник читал молитву, осенял их крестом, проходя вдоль строя кропил святой водой. Пока бойцы садились в бронетранспортёры, священник выходил на КПП и когда те проезжали мимо, окроплял БТРы. Практически в каждой боевой машине, танке, вертолёте есть иконы. Батюшки обычно дарили солдатам иконы "Неопалимая Купина". Многие носят пояса "Живый в помощи".
Во-вторых, присутствие священника улучшает микроклимат в воинском коллективе, способствует нравственному оздоровлению. Кто, кроме священника, может помочь солдату выйти из душевного надлома. Приходит солдат в храм. Честно сознаётся, что ничего не знает, не умеет молиться. Просто мама, провожая в армию, дала крестик или пояс с молитвами. Очень тяжело. Боюсь. Что нужно этому солдату? Простой разговор о том, что ему близко и тепло. Потом его исповедовать, причастить - и это уже другой человек. Можно привести десятки примеров, когда с помощью священника, через исповедь и причастие солдат решает казавшуюся ему неразрешимую проблему, а главное - он духовно перерождается. Вот слова одного из солдат: "Батюшка! Ну почему же нам никто и никогда раньше не сказал о том, что чувствует человек после исповеди! Хотя даже если бы и сказал - я бы наверное не поверил. Только испытав это, я знаю, какую силу даёт исповедь и причастие!".
В-третьих, присутствие священника позволяет солдату адекватно воспринимать действительность и осознавать свой воинский долг. Бытует мнение, что солдаты возвращаются из горячих точек злые, с покалеченной психикой. С этим мнением можно не согласиться. Всё у них в порядке, в том числе и с психикой, если они верят в Бога. Более того, именно в Чечне видны такие образцы искренней и глубокой веры, каких раньше видеть не приходилось. Вера эта детская по искренности, но сильная и твёрдая. Говорят на войне атеистов нет. Зато существует большая религиозная потребность. Однажды на аэродроме священника увидели лётчики, взрослые мужчины 30-40 лет в капитанских и майорских чинах. Они бегут к нему и кричат: "Батюшка! Помажь нас!" - так выразили они свою потребность в духовной поддержке.
За большой вклад в поддержание и развитие воинских традиций, воспитание личного состава в духе любви и преданности Родине ряд священнослужителей награждены орденами и медалями. Церковными наградами отмечены военачальники, проявившие особую заботу о духовном здравии подчинённых.
Приведу и некоторые цифры. Участие православных священников в духовно нравственном воспитании воинов частей Уральского округа Внутренних Войск, дислоцирующихся на канонической территории Екатеринбургской епархии, снизило случаи суицида в 10 раз. По данным анкетирования, проведенного военным отделом Екатеринбургской епархией в 2001-2002г.г. среди военнослужащих, в частях вашего округа считают себя православными 84% опрошенных, 85,3% желают, чтобы их дети исповедовали православную религию. В подразделениях ГУВД и СУВДТ среди сотрудников себя считают православными 84%, Желаемую исповедуемую религию для своих детей - православие предпочитают 86,9%. В юридическом институте МВД эти цифры равняются соответственно 79,4% и 81,4%. По мнению большинства опрошенных, статус священника в войсковой части, подразделении должен быть определён как священника штатного.
Только в 2002 году на канонической территории Екатеринбургской епархии в воинских частях и подразделения силовых структур приняли Таинство Крещения 1426 человек, исповедовалось 2198 человек, причастилось Святых Христовых Тайн 1698 человек.
Поэтому взаимоотношения Церкви и силовых структур должны расширяться и укрепляться. На наш взгляд тут возможны разные пути, которые могли бы быть обсуждены и поддержаны в рамках данной конференции. Позвольте их наметить:
1. Отношение Церкви и военных должны перейти из договорных в законодательную плоскость, быть оформлены законодательно. Это позволит до минимума свести так называемый "человеческий фактор", когда эти отношения во многом определяются позицией командира части и инициативой священника ближайшего к части прихода.
2. Опираясь на международный опыт (США и др.) и исторические традиции России, ввести в штат военных частей должность военного священника, который наряду с командиром и его заместителем по воспитательной работе будет осуществлять определённые законом или должностной инструкцией функции воспитания личного состава. Насилия над инословными здесь нет и не будет, так как военный священник будет работать с теми, кто считает себя православными и желающими.
3. До принятия таких законодательных актов необходимо развивать нашу совместную деятельность:
а) Скоординировать и унифицировать основные направления, формы и методы, обязательны перечень мероприятий в работе в силовых структурах. Необходимо, что бы эти работы велись везде. Духовная жажда имеется повсюду, но, к сожалению, не везде утоляется.
б) Незамедлительно начать готовить военных священников на базе, какой ни будь духовной семинарии для окормления имеющихся уже храмов при воинских частях, для работы в горячих точках, или вторыми священниками в приходских храмах, расположенных близ воинских частей. Им же вменить в обязанность работу по духовно патриотическому воспитанию молодого поколения (создавать при храмах клубы и объединения духовно-патриотической направленности).
в) Мы готовы оказать помощь всем, кто ведет воспитательную работу с личным составом, предоставить им возможность получить необходимые знания по Православию, по деятельности сект, по духовно-нравственным проблемам. Формы такой совместной деятельности могут быть самыми различными: и заочное обучение на теологическом факультете Российского профессионально-педагогического университета, и заочное обучение в нашем филиале Свято-Тихоновского Богословского института, и консультации в отделах епархиального управления. Можно было бы провести семинар или сборы по этим вопросам, если командование округа поддержит эту идею, мы можем обеспечить достаточно квалифицированный состав лекторов.
Призываю Благословение Божие на деятельность нашей конференции и усилия, направленные к тому, чтобы реформирование Внутренних Войск содействовало их духовному укреплению на благо России. |