Если незнание природы дало начало богам, то познание ее должно уничтожить их.
Гольбах П.

Путеводитель
Новости
Библиотека
Дайджест
Видео
Уголок науки
Пресса
ИСС
Цитаты
Персоналии
Ссылки
Форум
Поддержка сайта
E-mail
RSS RSS

СкепсиС
Номер 2.
Follow etholog on Twitter


Подписка на новости





Rambler's Top100
Rambler's Top100



Разное


Подписывайтесь на нас в соцсетях

fb.com/scientificatheism.org



Архив / Бизнес
Известия: 28 июля 2003 года
Совместная программа православной церкви и железнодорожников "В дорогу с Богом" оказалась под угрозой

История программы "В дорогу с Богом", предусматривающая строительство часовен на московских вокзалах, началась в 2001 году. Патриарху Московскому и всея Руси Алексию II и тогдашнему министру путей сообщения Николаю Аксененко одновременно пришла в голову гуманистическая идея - дать возможность людям помолиться перед путешествием. Или просто поставить свечку в храме, как это делается на многих европейских вокзалах и в аэропортах. Но сегодня привокзальные часовни оказались под угрозой закрытия - стороны не могут договориться об условиях аренды помещений.

26 января 2001 года патриарх направил министру письмо, в котором было сказано буквально следующее: "Основываясь на той беседе, которая состоялась между нами, обращаюсь к Вам с просьбой продумать вопрос о поэтапном устроении часовен в помещениях московских вокзалов. В случае положительного решения Вами этого вопроса забота об устроении и окормлении этих часовен Мною будет поручена председателю издательского совета Московского патриархата протоиерею Владимиру Силовьеву с сотрудниками". Николай Аксененко ответил положительно, отписав своим заместителям, что "необходимо оказать всяческую поддержку в решении этого важного вопроса". После этого патриархия поручила работу по организации часовен сотрудникам вышеупомянутого издательского совета. Однако распоряжение тогдашнего министра подчиненные выполнять не спешили, ограничиваясь рапортами о готовности к сотрудничеству с РПЦ. Тогда протоиерей Владимир Силовьев написал второе обращение на имя Аксененко, после которого на внутреннем совещании в МПС министр лично предъявил претензии каждому исполнителю поручения № 34398. После чего отцу Владимиру пришел ответ первого заместителя министра А.В. Целько, где предлагалось "заключить договоры безвозмездного пользования площадей на вокзалах города Москвы с возмещением балансодержателю расходов на содержание этого имущества". К письму было приложено указание № Е-560у начальникам железных дорог с той же формулировкой, что и в ответе церкви, - "заключить...", "выделить...".

Сразу после этого на Павелецком вокзале под часовню выделили комнату. Новую часовню успели открыть быстро, еще до начала лета. Спустя год были сданы часовни на Курском и Ярославском вокзалах. На Киевском и Казанском вокзалах началось строительство на деньги меценатов. Но с руководством других вокзалов церковь до сих пор не договорилась. Директор Белорусского вокзала Андрей Красюков предложил для часовни место, которое показалось церкви неудобным.

- Во-первых, расположение за входными турникетами уже отсекает часть людей, желающих зайти в часовню, - сказал "Известиям" отец Олег Королев, сотрудник издательского совета Московского патриархата, курирующий проект. - А во-вторых, место на отдаленном 12-м пути, где сидят бомжи, для храма не подходит.

Когда "Известия" обратились за комментариями к дирекции вокзала, оказалось, что директор в отъезде. А главный инженер Евгений Московой сообщил, что "ни о каком проекте и выделении места под часовни не слышал". На Рижском вокзале возникли схожие проблемы - директор выделил церкви Г-образную комнату площадью семь квадратных метров. С руководством Ленинградского до сих пор ведутся переговоры.

Хозяев вокзалов можно понять - кому хочется выгонять арендаторов, готовых платить приличные арендные платежи, и отдавать полезную площадь под часовню, с которой дохода не будет? А недавно от МПС поступило предложение брать с церкви аренду за площадь, на которой рядом с часовнями расположены киоски, торгующие свечами, иконами и утварью.

- Наша официальная позиция такова: место, где люди совершают обряды, - святое. За часовни не может быть никакой арендной платы. Но за то место, где торгуют свечами, надо платить: бизнес есть бизнес, - поведал "Известиям" Владимир Каляпин, первый заместитель руководителя департамента пассажирских сообщений МПС. - И мы не можем отдавать торговые площади, не беря за это арендной платы. А вообще патриархия должна проявлять больший энтузиазм, идти на контакт с директорами вокзалов.

В пресс-службе Московской железной дороги "Известиям" сообщили, что действуют строго в рамках законодательства.

- Мы - за открытие часовен. Например, в сентябре на Киевском вокзале открывается Киево-Печерская часовня, - сказал руководитель пресс-службы МЖД Василий Буланцев. - Но в этих часовнях торгуют не только свечами, но и литературой, и иконками. И не брать деньги за аренду мы не имеем права. Более того, расценки на аренду устанавливаем тоже не мы, такие вопросы решаются на федеральном уровне - это прерогатива Минимущества. Даже если бы мы захотели брать меньшие суммы, для этого бы потребовалось указание МПС и конечно же Минимущества. Существуют жесткие тарифы, все зависит от местоположения, от ветхости здания, от многих других факторов.

- На бумаге никаких постановлений нет, - возражает отец Олег. - Да и цифры за аренду, которые нам посчитали по указанию отдела реестров МЖД, нигде официально не зарегистрированы. А там получается в одной лишь часовне на Павелецком - 147 долларов за квадратный метр, около 13 700 долларов в год. Такие суммы нам не по карману. Самая, так сказать, "прибыльная" часовня на Павелецком имеет месячный оборот 100 000 рублей, из который 60 000 идет на закупку товаров. Из оставшихся 40 000 рублей надо вычесть все сборы и зарплату нашим сотрудникам - 15 000 рублей...

В патриархии между тем не могут помнить всех деталей начатой уже два года назад программы "В дорогу с Богом".

- Про часовни на вокзалах даже не знаю, что сказать. Этим занимается только издательский совет Московского патриархата - смежное с нами учреждение, - сказал "Известиям" официальный представитель РПЦ протоиерей Всеволод Чаплин. - Кажется, две часовни уже открылись... Или не две. Могу ошибаться.

Тем временем Владимир Силовьев, Олег Королев и другие сотрудники издательского совета Московского патриархата пытаются выяснить, имеют ли право железнодорожники брать с них аренду.

- Аренда - это вопрос договоренности РПЦ и МПС. Никаких льготных условий аренды для религиозных организаций в действующем законодательстве не предусмотрено, - прокомментировал ситуацию "Известиям" Андрей Себенцов, заместитель председателя Комиссии по вопросам религиозных объединений при правительстве РФ. - Законом оговорено лишь то, что передача собственности религиозного характера из государственного ведения религиозным организациям производится бесплатно. Если на вокзале выделяют комнату - это помещение не является собственностью религиозного характера... Так что все зависит от того, как эти два ведомства договорятся.


Внешние ссылки:
Совместная программа православной церкви и железнодорожников "В дорогу с Богом" оказалась под угрозой - исходный материал с сайта газеты "Известия"
111


Создатели сайта не всегда разделяют мнение изложенное в материалах сайта.
"Научный Атеизм" 1998-2013

Дизайн: Гунявый Роман      Программирование и вёрстка: Muxa