(фрагмент интервью)
[...]
В настоящее время этот вопрос широко обсуждается, высказываются разные точки зрения. Еще в 1997 году в Законе "О свободе совести и религиозных объединениях" было закреплено положение о том, что в государственных и муниципальных школах преподавать религию можно, но факультативно, вне рамок образовательной программы. Против этого никто не возражает, и во многих местах это делается, но такой способ религиозного образования показал свою недостаточность и неэффективность, поскольку все преподавание перекладывается на плечи религиозных организаций, а школа только предоставляет им свои помещения. Во многих регионах России сложилась иная практика, инициатива которой принадлежала светским педагогам и ученым. Изучение религиозной культуры было введено в образовательную программу в рамках регионального компонента. Светскими же авторами были написаны программы и учебники по предмету "Основы православной культуры". Имеются первые неплохие результаты такого преподавания, и ни в одном регионе оно не привело к межрелигиозным конфликтам в школах.
Убежден, что преподавание знаний о религии должно оставаться добровольным. Но очень важно, чтобы дети имели реальную возможность получения таких знаний. Для этого нужно создавать пособия, готовить педагогов, продумывать методы обучения. В данной области мы делаем только первые шаги. Пока в подавляющем большинстве школ безальтернативно предлагают образование, основанное на материалистическом мировоззрении, исключающем религию. Надеюсь, что вскоре такому подходу будет предложена альтернатива, и православные родители и их дети смогут осуществить свое право на образование, которое соответствовало бы их убеждениям.
[...] |