Санта-Клаус (то есть, Святой Николай), традиционно ассоциируется со святителем Николаем Мирликийским Чудотворцем. То обстоятельство, что в западных странах одного из самых почитаемых святых нарядили в красный полушубок и сослали за полярный круг, у православных особого энтузиазма не вызывает. В канун католического Рождества NewsInfo решил поинтересоваться у главного католика России архиепископа Тадеуша Кондрусевича о его отношении к такому злоупотреблению именем святого. Оказалось, что католики относятся к Санта-Клаусу ничуть не лучше, чем православные…
NewsInfo: В России традиционный религиозно нейтральный Дед Мороз в последнее время уступает свои позиции западному Санта-Клаусу…
Тадеуш Кондрусевич: Я про Санта-Клауса ничего не знаю. Санта-Клаус – это какая-то западная традиция. Мы католики Восточной Европы имеем свои традиции. У нас никаких Санта-Клаусов нет.
NewsInfo: Есть западная традиция развешивать чулки и обувь у камина, чтобы Санта-Клаус, то есть святитель Николай Угодник (так принято его называть в России) положил туда подарки. У католиков это не практикуется?
Тадеуш Кондрусевич: Нет. День святителя Николая католики отмечают. Но это происходит до Рождества.
NewsInfo: А как католики Восточной Европы отмечают Рождество?
Тадеуш Кондрусевич: Сначала, перед Рождеством у нас пост - Адвент. 24 декабря все собираются дома, в кругу семьи и празднуют Рождество. Наряжают елку. Для ужина готовят 12 блюд. Все постные – рыба, овощи. Перед едой разламывают облатки. Вы знаете, что такое облатки? Это такие круглые тонкие хлебцы. После еды молитва и чтение Евангелия. После молитвы все идут в храм на Рождественскую службу.
NewsInfo: А кто же католикам дарит подарки, если нет Санта-Клауса?
Тадеуш Кондрусевич: Подарки это, вообще, не католическая традиция. Подарки, колядки, гадания, ряженые – это все язычество. Но сейчас мало кто ходит колядовать, особенно в городах. В городах я не видел колядников. В деревне это больше распространено.
NewsInfo: Скажите честно, Санта-Клауса придумали немецкие католики?
Тадеуш Кондрусевич: Нет, не католики. В католических странах Восточной Европы никогда не было Санта-Клауса. Я не знаю, кто его придумал. Есть такая современная западная традиция, но откуда она взялась, я не могу сказать. В истории церкви нет никаких упоминаний о каком-то специальном Рождественском Санта-Клаусе. Святитель Николай, как известно из церковных преданий, действительно, много заботился о бедных, помогал им. Но это делали многие святые.
NewsInfo: Может быть Санта-Клауса придумали протестанты? Например, есть версия, что это голландский персонаж Синте Клаас, который позже пустил корни в Англии, вытеснив местного Рождественского Деда. Оттуда он перекочевал в Америку в Нью-Йорк, где жили английские и голландские поселенцы. А своей всемирной славе он обязан компании "Кока-Кола", которая сделала его персонажем своих "зимних" рекламных роликов.
Тадеуш Кондрусевич: Интересная версия. Вполне возможно, что так оно и было. Но католики здесь точно не при чем.
NewsInfo: Российские католики кого больше поддерживают - отечественного Деда Мороза или иностранного Санта-Клауса? В большинстве европейских стран есть свои национальные аналоги Санта-Клауса, которых этот сомнительный "кока-кольный" персонаж безжалостно вытеснил. В Германии - старик Вайнахтсман, во Франции - Пэр-Ноэль, в Финляндии - Йоулупукки, в Швеции - Юль Темтен, в Дании - Юлеманден, в Румынии - Мош Джарилэ, у нас – Дед Мороз. Может нам лучше за своего старика держаться?
Тадеуш Кондрусевич: Я не знаю. Как католик я вам здесь ничего посоветовать не могу. Каждый должен выбирать в соответствии со своими вкусами и убеждениями. Мы, католики, празднуем Рождество, как религиозный праздник. У нас никаких "дедов" нет.
Беседовала Светлана Лыжина |