13 января в России отмечается День Российской печати, в этот день в 1703 году в России по указу Петра I вышел в свет первый номер первой российской газеты «Ведомости». Сам профессиональный праздник был учрежден указом Верховного Совета РСФСР от 13 января 1991 года взамен существующего тогда Дня советской печати, отмечавшегося 5 мая. Специально к этой дате ROMIR Monitoring приурочил исследование, отражающее отношение граждан России к средствам массовой информации и к проблемам СМИ. Всего было опрошено 1500 россиян в возрасте от 18 лет и старше.
Респондентам был задан вопрос: «Каким общественным институтам Вы доверяете в наибольшей степени?» (%) Поскольку респонденты могли назвать несколько вариантов ответа, то сумма значений в таблице не составляет 100%.
Респондентам был задан вопрос: «Какой источник информации вызывает у Вас наибольшее доверие?» Ответы на него распределились следующим образом:
Эти данные весьма очевидны – телевидение, на данный момент, является наиболее доступным и массовым и в связи с этим доверие к нему чрезвычайно велико. Центральной прессе больше доверяют люди с высоким доходом и высшим образованием. Интернет, как специфическая форма СМИ вызывает предпочтения у молодых людей (18-24), специалистов с высшим образованием и студентов.
Гражданам было так же предложено ответить на вопрос: «Как Вы считаете, нужна ли цензура в средствах массовой информации?» Ответы распределились следующим образом:
Большинство опрошенных (76%) в той или иной форме считают необходимым наличие цензуры в средствах массовой информации. Противоположной точки зрения придерживаются в целом 19% респондентов. Затруднились с ответом на данный вопрос 5% участников исследования.
Федеральный округ. В наибольшей степени испытывают потребность в цензуре респонденты, проживающие в Уральском и Сибирском федеральных округах, в наименьшей – в Южном. Обращает на себя внимание позиция жителей Северо-Западного федерального округа при близкой к средней общей оценке (72% ), здесь значительно ниже уровень уверенной позиции – 21% против 41% в целом по выборке.
Тип населенного пункта. Анализ результатов исследования показывает, что жители мегаполисов придерживаются более умеренной позиции по вопросу о необходимости цензуры, чем в среднем по выборке.
Пол, возраст. Анализ социально-демографических данных показывает, что женщины в большей степени заинтересованы в появлении цензуры в СМИ, чем представители противоположного пола. Число сторонников наличия цензуры в СМИ возрастает вместе с возрастом респондентов и достигает максимального значения в старших возрастных группах.
Образование, доход. Респонденты со средним и высоким уровнем образования и дохода склонны занимать по вопросу о необходимости цензуры менее категоричную позицию, чем в среднем по выборке.
ROMIR Monitoring. Всероссийский опрос. 1500 респондентов (в возрасте от 18 лет и старше), 2003. |