Наш мир – как Ноев ковчег: горстка людей и уйма скотов.
Батлер Сэмюэл

Путеводитель
Новости
Библиотека
Дайджест
Видео
Уголок науки
Пресса
ИСС
Цитаты
Персоналии
Ссылки
Форум
Поддержка сайта
E-mail
RSS RSS

СкепсиС
Номер 2.
Follow etholog on Twitter


Подписка на новости





Rambler's Top100
Rambler's Top100



Разное


Подписывайтесь на нас в соцсетях

fb.com/scientificatheism.org

vk.com/scientificatheism_org



Архив / Общество
Портал-Credo.ru: 29 ноября 2004 года
Полное бессилие. Государственное обвинение терпит фиаско в суде над организаторами выставки "Осторожно, религия!"

В Таганском суде 26 ноября продолжились слушания по делу устроителей выставки "Осторожно, религия!" в Музее и центре им. А.Д. Сахарова. На заседании было много народа, мест всем не хватило. Много верующих с портретами "царственных страстотерпцев" – молитвенное стояние. Среди "молитвенно стоящих", нашлась люди из прихода "на Берсеневке" – приход знаменит своими связями с "Союзом православных хоругвеносцев". В зале заседания присутствовали помимо обвиняемых: директора и сотрудницы музея Юрия Самодурова и Людмилы Василовской и поэта Анны Альчук (Михальчук), еще несколько художниов и галеристов. Слушания начались в 10 часов, до обеда допрашивали свидетелей обвинения.

Стороны – адвокаты (их было трое и один общественный защитник) и прокуратура (две молодые девушки) - блистали процессуальной техникой. Судья также был на уровне… Защита посмеивалась над не слишком удачными попытками прокуратуры получить у свидетелей хоть какой-нибудь компромат. Можно было вспомнить американские фильмы о судах: "ваша честь, вопрос содержит утверждение", или: "свидетели должны свидетельствовать, а не сообщать свои предположения" и т.п. Девушкам-прокурорам приходилось не сладко и, хотя их нельзя признать лишенными интеллектуальных достоинств, оставалось констатировать полное бессилие государственного обвинения в вопросах доказывания злонамеренности художественных задач галеристов и авторов.

В процессе опроса свидетелей, а ими были художники, была практически установлена невозможность ни одно, самое кощунственное изображение, квалифицировать как попытку оскорбить зрителя. Даже самые кощунственное было возможно интерпретировать как художественную провокативность, не связанную с целью "оскорбления" и "разжигания". Приходится признать, что пока в Уголовном кодексе РФ не будет сформулировано понятие "кощунства", осудить никого не удастся, что в светском государстве и невозможно.

Сам я, к сожалению, а может быть и к счастью, на выставке не был. Не так много по-настоящему интересных выставок. В большинстве случаев, это довольно скучные мероприятия, если вас не пригласили на вернисаж, и там не предполагается банкет и тому подобное. В случае с выставкой "Осторожно, религия!" последствия её оказались гораздо значительнее самой выставки. Как заметил один из участников судебного процесса, такая религиозная заинтересованность художников появилась с середины 90-х годов. Есть даже художники целенаправленно занимающихся этой темой. Можно вспомнить художественную акцииМавроматти по распинанию самого художника на кресте и весьма нетривиальные, мягко говоря, инстоляции Александра Бренера возле строящегося храма Христа Спасителя. И если люди искусства поставили проблему, то теперь и сама Церковь в лице членов РПЦ(МП) приняла участие в этой демонстрации.

Проблема заключается, на мой взгляд, в готовности (неготовности) общества мириться с субкультурой. Христианство на сегоднящний день входит в общество, привыкшее обходиться без него. Обращения к религии у нас долгое время носили частный характер и к этому все привыкли. Теперь же государственные и церковные менеджеры пытаются нас построить по религиозному ранжиру. Реакция наиболее духовно свободной части общества, а художники являются именно таковыми, вполне здоровая. Общество не желает таких перемен и в лице организаторов и участников подобных акций высказывается об этом. Теперь эта проблема заявлена в виде судебного процесса и его решение будет (или не будет) ответом на этот вызов. Возможно, следует задуматься об организации общественного пространства, можно было бы уточнить, что считается частным пространством – частным клубом, а что публичным, не допускающим вторжения субкультурных интерпретаций.

Строго говоря, галерейщиков преследуют за их отношение к религии, из-за непроговоренности прав публичного и частного пространств. Европейская традиция знает такое разделение, где уживаются разные взгляды на фундаментальные ценности. С точки зрения закона, устроители выставки всего лишь осуществляли своё право свободное выражение своего мнения, зафиксированного в "Европейской конвенции о защите прав человека и основных свобод" к которому Россия присоединилась. Согласно статье 10 (Свобода выражения мнения) каждый имеет право не только придерживаться своего мнения, но и распространять информацию и идеи без какого-либо вмешательства со стороны публичных властей. С точки зрения отечественного права, именно погромщики "воспрепятствовали осуществлению права на свободу совести, в том числе насилием и умышленным оскорблением чувств граждан в связи с их отношением к религии", что запрещено п.6 ст. 3 закона "О свободе совести и о религиозных объединениях". Отношение художников к религии также охраняется законом. Так, согласно п. 2 статьи 19 Конституции РФ, государство гарантирует равенство прав и свобод человека и гражданина независимо от отношения к религии, убеждений, принадлежности к общественным объединениям.

Вот другой - зеркальный пример вторжения в публичное пространство с частными мнениями: Недавно, Покровский женский монастырь, где обретаются ныне мощи Матронушки, со стороны Таганской улицы разместил плакаты-иконы. Эти изображения направлены в сторону оживлённой улицы и расположены очень высоко, так, что молиться на эти изображения нет возможности. Возникает вопрос, зачем в публичном месте в светском государстве религиозное объединение размещает свои культовые изображения и не ущемляет ли это религиозных прав российских граждан, не принадлежащих к Московской патриархии, или к конфессии в целом. Меня, например, оскорбляют, выставляемые публично, так называемые "иконы", не имеющие к иконописи никакого отношения, и справедливо названными одним из руководителей реставрационных мастерских имени И.Э. Грабаря – "адописными рылами".

Следуя логике "защитников христианства", мне следует брать краску и замазывать чуждые моему представлению о вере религиозные фетиши (поскольку они меня оскорбляют). Чтобы такого не происходило, обществу следует определиться, будем ли мы уважать друг друга, не демонстрируя публично наше отношение к религии, либо дозволим всем, а не одной конфессии, заниматься этим. Как, впрочем, и художникам!


Внешние ссылки:
Полное бессилие. Государственное обвинение терпит фиаско в суде над организаторами выставки "Осторожно, религия!" - исходный материал с сайта "Портал-Credo.ru"
111


Создатели сайта не всегда разделяют мнение изложенное в материалах сайта.
"Научный Атеизм" 1998-2013

Дизайн: Гунявый Роман      Программирование и вёрстка: Muxa