Точка зрения, будто верующий более счастлив, чем атеист, столь же абсурдна, как распространенное убеждение, что пьяный счастливее трезвого.
Шоу Бернард

Путеводитель
Новости
Библиотека
Дайджест
Видео
Уголок науки
Пресса
ИСС
Цитаты
Персоналии
Ссылки
Форум
Поддержка сайта
E-mail
RSS RSS

СкепсиС
Номер 2.
Follow etholog on Twitter


Подписка на новости





Rambler's Top100
Rambler's Top100



Разное


Подписывайтесь на нас в соцсетях

fb.com/scientificatheism.org



Архив / Общество
Портал-Credo.ru: 29 ноября 2004 года
Полное бессилие. Государственное обвинение терпит фиаско в суде над организаторами выставки "Осторожно, религия!"

В Таганском суде 26 ноября продолжились слушания по делу устроителей выставки "Осторожно, религия!" в Музее и центре им. А.Д. Сахарова. На заседании было много народа, мест всем не хватило. Много верующих с портретами "царственных страстотерпцев" – молитвенное стояние. Среди "молитвенно стоящих", нашлась люди из прихода "на Берсеневке" – приход знаменит своими связями с "Союзом православных хоругвеносцев". В зале заседания присутствовали помимо обвиняемых: директора и сотрудницы музея Юрия Самодурова и Людмилы Василовской и поэта Анны Альчук (Михальчук), еще несколько художниов и галеристов. Слушания начались в 10 часов, до обеда допрашивали свидетелей обвинения.

Стороны – адвокаты (их было трое и один общественный защитник) и прокуратура (две молодые девушки) - блистали процессуальной техникой. Судья также был на уровне… Защита посмеивалась над не слишком удачными попытками прокуратуры получить у свидетелей хоть какой-нибудь компромат. Можно было вспомнить американские фильмы о судах: "ваша честь, вопрос содержит утверждение", или: "свидетели должны свидетельствовать, а не сообщать свои предположения" и т.п. Девушкам-прокурорам приходилось не сладко и, хотя их нельзя признать лишенными интеллектуальных достоинств, оставалось констатировать полное бессилие государственного обвинения в вопросах доказывания злонамеренности художественных задач галеристов и авторов.

В процессе опроса свидетелей, а ими были художники, была практически установлена невозможность ни одно, самое кощунственное изображение, квалифицировать как попытку оскорбить зрителя. Даже самые кощунственное было возможно интерпретировать как художественную провокативность, не связанную с целью "оскорбления" и "разжигания". Приходится признать, что пока в Уголовном кодексе РФ не будет сформулировано понятие "кощунства", осудить никого не удастся, что в светском государстве и невозможно.

Сам я, к сожалению, а может быть и к счастью, на выставке не был. Не так много по-настоящему интересных выставок. В большинстве случаев, это довольно скучные мероприятия, если вас не пригласили на вернисаж, и там не предполагается банкет и тому подобное. В случае с выставкой "Осторожно, религия!" последствия её оказались гораздо значительнее самой выставки. Как заметил один из участников судебного процесса, такая религиозная заинтересованность художников появилась с середины 90-х годов. Есть даже художники целенаправленно занимающихся этой темой. Можно вспомнить художественную акцииМавроматти по распинанию самого художника на кресте и весьма нетривиальные, мягко говоря, инстоляции Александра Бренера возле строящегося храма Христа Спасителя. И если люди искусства поставили проблему, то теперь и сама Церковь в лице членов РПЦ(МП) приняла участие в этой демонстрации.

Проблема заключается, на мой взгляд, в готовности (неготовности) общества мириться с субкультурой. Христианство на сегоднящний день входит в общество, привыкшее обходиться без него. Обращения к религии у нас долгое время носили частный характер и к этому все привыкли. Теперь же государственные и церковные менеджеры пытаются нас построить по религиозному ранжиру. Реакция наиболее духовно свободной части общества, а художники являются именно таковыми, вполне здоровая. Общество не желает таких перемен и в лице организаторов и участников подобных акций высказывается об этом. Теперь эта проблема заявлена в виде судебного процесса и его решение будет (или не будет) ответом на этот вызов. Возможно, следует задуматься об организации общественного пространства, можно было бы уточнить, что считается частным пространством – частным клубом, а что публичным, не допускающим вторжения субкультурных интерпретаций.

Строго говоря, галерейщиков преследуют за их отношение к религии, из-за непроговоренности прав публичного и частного пространств. Европейская традиция знает такое разделение, где уживаются разные взгляды на фундаментальные ценности. С точки зрения закона, устроители выставки всего лишь осуществляли своё право свободное выражение своего мнения, зафиксированного в "Европейской конвенции о защите прав человека и основных свобод" к которому Россия присоединилась. Согласно статье 10 (Свобода выражения мнения) каждый имеет право не только придерживаться своего мнения, но и распространять информацию и идеи без какого-либо вмешательства со стороны публичных властей. С точки зрения отечественного права, именно погромщики "воспрепятствовали осуществлению права на свободу совести, в том числе насилием и умышленным оскорблением чувств граждан в связи с их отношением к религии", что запрещено п.6 ст. 3 закона "О свободе совести и о религиозных объединениях". Отношение художников к религии также охраняется законом. Так, согласно п. 2 статьи 19 Конституции РФ, государство гарантирует равенство прав и свобод человека и гражданина независимо от отношения к религии, убеждений, принадлежности к общественным объединениям.

Вот другой - зеркальный пример вторжения в публичное пространство с частными мнениями: Недавно, Покровский женский монастырь, где обретаются ныне мощи Матронушки, со стороны Таганской улицы разместил плакаты-иконы. Эти изображения направлены в сторону оживлённой улицы и расположены очень высоко, так, что молиться на эти изображения нет возможности. Возникает вопрос, зачем в публичном месте в светском государстве религиозное объединение размещает свои культовые изображения и не ущемляет ли это религиозных прав российских граждан, не принадлежащих к Московской патриархии, или к конфессии в целом. Меня, например, оскорбляют, выставляемые публично, так называемые "иконы", не имеющие к иконописи никакого отношения, и справедливо названными одним из руководителей реставрационных мастерских имени И.Э. Грабаря – "адописными рылами".

Следуя логике "защитников христианства", мне следует брать краску и замазывать чуждые моему представлению о вере религиозные фетиши (поскольку они меня оскорбляют). Чтобы такого не происходило, обществу следует определиться, будем ли мы уважать друг друга, не демонстрируя публично наше отношение к религии, либо дозволим всем, а не одной конфессии, заниматься этим. Как, впрочем, и художникам!


Внешние ссылки:
Полное бессилие. Государственное обвинение терпит фиаско в суде над организаторами выставки "Осторожно, религия!" - исходный материал с сайта "Портал-Credo.ru"
111


Создатели сайта не всегда разделяют мнение изложенное в материалах сайта.
"Научный Атеизм" 1998-2013

Дизайн: Гунявый Роман      Программирование и вёрстка: Muxa