От Ярославля до крошечного села Кукобой путь неблизкий. 170 км на север в стареньком автобусе по разбитым дорогам можно преодолеть за четыре часа. Жизнь в этой глуши остановилась двадцать лет назад. Тогда развалился колхоз, малые предприятия закрылись, работы для населения не осталось, и молодежь в спешном порядке побежала из села. В итоге Кукобой стал медленно вымирать. А спасла его... Баба-Яга!
Сегодня в селе насчитывают 1700 жителей. Но это официальная статистика. На самом деле здесь с трудом наберется и тысяча. Большая половина сельчан сидит без работы. В райцентре жалуются: “Никакого производства организовать невозможно, а на картошке много денег не заработаешь. Людям даже не на что в город выехать, чтобы заняться торговлей”.
Недавно Кукобой настигла еще одна беда. Дело в том, что село поделено на два островка, соединенных между собой шатким мостиком. Два года назад мост обрушился. Отреставрировать его было не на что. Тогда же в село прибыл губернатор области. “Вам нужно самим искать выход из сложившийся ситуации, — предложил он кукобойцам. — Придумайте какую-нибудь фишку, чтобы заманить к себе туристов и тем самым заработать денег”.
Больше месяца раздумывали местные жители: как же восстановить родной край, каким образом заработать деньги в забытом богом селе? Вдруг кто-то предложил: “Леса у нас глухие, непролазные, давайте сочиним легенду, что в наших местах родилась Баба-Яга”.
Придумано — сделано. И в 2004 году Кукобой прославился на весь мир. Местные жители на скорую руку срубили деревянную избушку на лесной поляне, перекинули мостик через родник с якобы святой водой (нырнешь и… нет, не козленочком станешь, а, наоборот, омолодишься). Потом устроили кастинг на роль главного сказочного персонажа в Первомайском народном театре. А в июле организовали первый праздник старухи Яги.
— В прошлом году на праздник собралось не много народу. Но кукобойцы были рады и этим гостям, — рассказали нам в администрации Ярославской области. — Местные жители тут же кинулись продавать молоко, творог, ягоды… Свежие продукты вмиг раскупили. Так сельчане заработали свои первые кровные. В этом году на сельский праздник съехалось порядка двух тысяч зрителей из Вологды, Череповца, Ярославля, Костромы.
Церковь не поделила деньги с селянами
Такую бурную инициативу оценили далеко не все. Ярославская епархия выступила с официальным заявлением, осуждающим это мероприятие. Вот выдержки из послания, составленного сотрудниками миссионерского отдела Ярославской епархии. “Власть предержащая покровительствует обожествлению сказочных героев: бабы-яги и водяного. Искусственно создаются неоязыческие капища, в которых начинают совершаться псевдорелигиозные обряды, к участию в этих обрядах привлекаются дети. К бесовским капищам прокладывают туристические тропы. Тысячи людей вовлекаются в поклонение бесу, причиняя страшный вред своим бессмертным душам... Если властям водяной и баба-яга ближе, чем Христос, Божия Матерь и наши святые, то такая власть достойна сожаления, как и избравший ее народ”.
— Это скандал на пустом месте, — объяснили нам в администрации области. — Конечно, ни о каких нравственных принципах здесь никому дела нет. Просто когда из госказны начали поступать деньги на проведение мероприятий, посвященных сказочному персонажу, то священнослужители возмутились — почему же на восстановление храма никто не выдает средств?
Спасский собор в Кукобое, построенный в 1912 году, считается уменьшенной копией храма Христа Спасителя. После войны здесь был продовольственный склад, чуть позже здание приспособили под тюрьму. Спустя какое-то время храму вернули первоначальное назначение. В последнее время на реставрацию собора деньги всегда выделяли исправно. Вот только куда уходили эти средства, если храм до сих пор не восстановили? По словам жителей села, несколько лет назад в собор завезли материал для реставрации куполов. Это был дорогой финский кирпич, покрытый голубой глазурью. Большую часть материала тогда растащили. А купола так и не достроили. Последний раз на строительство церкви выделили 200 тысяч рублей. Купола обновили, но на внутреннюю отделку денег опять не хватило.
— Мы подозреваем, что таким образом идет обыкновенный дележ денег. Во время праздника Бабы-Яги в село нагрянули несколько священников. Все действо они снимали на видеокамеру, — рассказывает Анатолий Бредников, начальник отдела культуры Первомайского муниципального округа Ярославской области. — В самый разгар веселья несколько человек в рясах стали выкрикивать оскорбления в адрес отдыхающих. Мол, вас настигнет Божья кара, массовые гулянья надо проводить в первую очередь вокруг храма, а не рядом с избушкой Бабы-Яги. Затем эти люди стали кричать исполнительнице главной роли: “Бесовщина! Вон отсюда”.
Говорят, Наталья Николаевна Лебедева — именно ей досталась в этом году роль Бабы-Яги — после праздника плакала.
— Она верующая женщина, у нее двое детей, — рассказали нам в кукобойском Доме культуры. — А теперь перед ней закрывают двери даже в местную церковь.
— Я удивляюсь, почему Бабу-Ягу причислили к языческим персонажам, это же героиня русских народных сказок, — поделилась своими горестями сама Наталья Николаевна. — Я же теперь стала изгоем. Наше село разделилось на два лагеря. Одни выступают против этого праздника, другие — наоборот. Многие соседи, с которыми мы были дружны много лет, перестали со мной общаться. Детей моих дразнят отпрысками злой старухи. Но я не могу отказаться от роли. Другой работы для меня в Кукобое нет. А здесь хоть какие-то деньги. Знаете, какая официальная зарплата у Бабы-Яги? Всего 800 рублей. Летом работы, конечно, много. Попробуйте плясать без остановки два с половиной часа.
Большинство жителей Кукобоя после недавнего скандала вообще перестали посещать церковь.
— Сколько лет мы молили Бога помочь нашему селу, но он нам не помог. Ведь не зря утверждают: “Спасение утопающих — дело рук самих утопающих”, — говорит местная жительница Елена Капитонова. — Вы не представляете, каких трудов стоило наладить здесь бизнес. Ведь все мы находились на грани отчаяния, мужики начали поголовно спиваться. А сейчас вроде стали выбираться из нищенской ямы. Благодаря нашему празднику в Кукобое наконец-то проложили асфальт. Даже в Ярославле редко где встретишь такую дорогу. И что же теперь — все насмарку?
По словам представителей местных турфирм, прошлым летом Кукобой посетили порядка 3,5 тысячи туристов. В этом году в село приезжают по два переполненных автобуса в день.
— Мы принимаем по сто человек ежедневно, — рассказывает Лилия Леонидовна, сотрудник турфирмы “Кукобойское подворье”. — Начинается наша экскурсия с храма, там люди покупают иконки, крестики, свечки. Затем мы устраиваем чаепитие в избушке Бабы-Яги, там же разыгрывается театрализованное представление для детей. Потом перемещаемся на поляну к избушке. За четыре часа такого развлечения берем всего по 150 рублей с человека.
Во время экскурсий селяне жарят шашлыки, продают самодельные детские игрушки и деревянные фигурки Бабы-Яги. В помещении бывшей столовой местные жители организовали кафе “Сказка”. Несмотря на старые алюминиевые ложки-вилки, стаканы из граненого мутного стекла и непритязательное меню, заведение пользуется невероятным спросом у приезжих.
Кстати, по словам местного участкового капитана милиции Олега Немченко, с тех пор как в Кукобое стали проводить празднования в честь Бабы-Яги, ни одного серьезного происшествия в селе зарегистрировано не было. А вот конфликт — есть. И конца-краю ему не видно.
Чем завершится этот необычный скандал, пока неизвестно. Говорят, в соседнем селе Пошехонье, что в 40 километрах от Кукобоя, на днях намечается празднование Дня Водяного. И представители Ярославской епархии вновь строчат очередное письмо в администрацию области. Естественно, главным виновником всех бед выступает Водяной. Видимо, и у него подмоченная репутация. |