Точка зрения, будто верующий более счастлив, чем атеист, столь же абсурдна, как распространенное убеждение, что пьяный счастливее трезвого.
Шоу Бернард

Путеводитель
Новости
Библиотека
Дайджест
Видео
Уголок науки
Пресса
ИСС
Цитаты
Персоналии
Ссылки
Форум
Поддержка сайта
E-mail
RSS RSS

СкепсиС
Номер 2.
Follow etholog on Twitter


Подписка на новости





Rambler's Top100
Rambler's Top100



Разное


Подписывайтесь на нас в соцсетях

fb.com/scientificatheism.org



Архив / Культура
"Московски комсомолец": 19 июля 2005 года
Почему Ярославская епархия ополчилась на сказочную старуху?

От Ярославля до крошечного села Кукобой путь неблизкий. 170 км на север в стареньком автобусе по разбитым дорогам можно преодолеть за четыре часа. Жизнь в этой глуши остановилась двадцать лет назад. Тогда развалился колхоз, малые предприятия закрылись, работы для населения не осталось, и молодежь в спешном порядке побежала из села. В итоге Кукобой стал медленно вымирать. А спасла его... Баба-Яга!

Сегодня в селе насчитывают 1700 жителей. Но это официальная статистика. На самом деле здесь с трудом наберется и тысяча. Большая половина сельчан сидит без работы. В райцентре жалуются: “Никакого производства организовать невозможно, а на картошке много денег не заработаешь. Людям даже не на что в город выехать, чтобы заняться торговлей”.

Недавно Кукобой настигла еще одна беда. Дело в том, что село поделено на два островка, соединенных между собой шатким мостиком. Два года назад мост обрушился. Отреставрировать его было не на что. Тогда же в село прибыл губернатор области. “Вам нужно самим искать выход из сложившийся ситуации, — предложил он кукобойцам. — Придумайте какую-нибудь фишку, чтобы заманить к себе туристов и тем самым заработать денег”.

Больше месяца раздумывали местные жители: как же восстановить родной край, каким образом заработать деньги в забытом богом селе? Вдруг кто-то предложил: “Леса у нас глухие, непролазные, давайте сочиним легенду, что в наших местах родилась Баба-Яга”.

Придумано — сделано. И в 2004 году Кукобой прославился на весь мир. Местные жители на скорую руку срубили деревянную избушку на лесной поляне, перекинули мостик через родник с якобы святой водой (нырнешь и… нет, не козленочком станешь, а, наоборот, омолодишься). Потом устроили кастинг на роль главного сказочного персонажа в Первомайском народном театре. А в июле организовали первый праздник старухи Яги.

— В прошлом году на праздник собралось не много народу. Но кукобойцы были рады и этим гостям, — рассказали нам в администрации Ярославской области. — Местные жители тут же кинулись продавать молоко, творог, ягоды… Свежие продукты вмиг раскупили. Так сельчане заработали свои первые кровные. В этом году на сельский праздник съехалось порядка двух тысяч зрителей из Вологды, Череповца, Ярославля, Костромы.

Церковь не поделила деньги с селянами

Такую бурную инициативу оценили далеко не все. Ярославская епархия выступила с официальным заявлением, осуждающим это мероприятие. Вот выдержки из послания, составленного сотрудниками миссионерского отдела Ярославской епархии. “Власть предержащая покровительствует обожествлению сказочных героев: бабы-яги и водяного. Искусственно создаются неоязыческие капища, в которых начинают совершаться псевдорелигиозные обряды, к участию в этих обрядах привлекаются дети. К бесовским капищам прокладывают туристические тропы. Тысячи людей вовлекаются в поклонение бесу, причиняя страшный вред своим бессмертным душам... Если властям водяной и баба-яга ближе, чем Христос, Божия Матерь и наши святые, то такая власть достойна сожаления, как и избравший ее народ”.

— Это скандал на пустом месте, — объяснили нам в администрации области. — Конечно, ни о каких нравственных принципах здесь никому дела нет. Просто когда из госказны начали поступать деньги на проведение мероприятий, посвященных сказочному персонажу, то священнослужители возмутились — почему же на восстановление храма никто не выдает средств?

Спасский собор в Кукобое, построенный в 1912 году, считается уменьшенной копией храма Христа Спасителя. После войны здесь был продовольственный склад, чуть позже здание приспособили под тюрьму. Спустя какое-то время храму вернули первоначальное назначение. В последнее время на реставрацию собора деньги всегда выделяли исправно. Вот только куда уходили эти средства, если храм до сих пор не восстановили? По словам жителей села, несколько лет назад в собор завезли материал для реставрации куполов. Это был дорогой финский кирпич, покрытый голубой глазурью. Большую часть материала тогда растащили. А купола так и не достроили. Последний раз на строительство церкви выделили 200 тысяч рублей. Купола обновили, но на внутреннюю отделку денег опять не хватило.

— Мы подозреваем, что таким образом идет обыкновенный дележ денег. Во время праздника Бабы-Яги в село нагрянули несколько священников. Все действо они снимали на видеокамеру, — рассказывает Анатолий Бредников, начальник отдела культуры Первомайского муниципального округа Ярославской области. — В самый разгар веселья несколько человек в рясах стали выкрикивать оскорбления в адрес отдыхающих. Мол, вас настигнет Божья кара, массовые гулянья надо проводить в первую очередь вокруг храма, а не рядом с избушкой Бабы-Яги. Затем эти люди стали кричать исполнительнице главной роли: “Бесовщина! Вон отсюда”.

Говорят, Наталья Николаевна Лебедева — именно ей досталась в этом году роль Бабы-Яги — после праздника плакала.

— Она верующая женщина, у нее двое детей, — рассказали нам в кукобойском Доме культуры. — А теперь перед ней закрывают двери даже в местную церковь.

— Я удивляюсь, почему Бабу-Ягу причислили к языческим персонажам, это же героиня русских народных сказок, — поделилась своими горестями сама Наталья Николаевна. — Я же теперь стала изгоем. Наше село разделилось на два лагеря. Одни выступают против этого праздника, другие — наоборот. Многие соседи, с которыми мы были дружны много лет, перестали со мной общаться. Детей моих дразнят отпрысками злой старухи. Но я не могу отказаться от роли. Другой работы для меня в Кукобое нет. А здесь хоть какие-то деньги. Знаете, какая официальная зарплата у Бабы-Яги? Всего 800 рублей. Летом работы, конечно, много. Попробуйте плясать без остановки два с половиной часа.

Большинство жителей Кукобоя после недавнего скандала вообще перестали посещать церковь.

— Сколько лет мы молили Бога помочь нашему селу, но он нам не помог. Ведь не зря утверждают: “Спасение утопающих — дело рук самих утопающих”, — говорит местная жительница Елена Капитонова. — Вы не представляете, каких трудов стоило наладить здесь бизнес. Ведь все мы находились на грани отчаяния, мужики начали поголовно спиваться. А сейчас вроде стали выбираться из нищенской ямы. Благодаря нашему празднику в Кукобое наконец-то проложили асфальт. Даже в Ярославле редко где встретишь такую дорогу. И что же теперь — все насмарку?

По словам представителей местных турфирм, прошлым летом Кукобой посетили порядка 3,5 тысячи туристов. В этом году в село приезжают по два переполненных автобуса в день.

— Мы принимаем по сто человек ежедневно, — рассказывает Лилия Леонидовна, сотрудник турфирмы “Кукобойское подворье”. — Начинается наша экскурсия с храма, там люди покупают иконки, крестики, свечки. Затем мы устраиваем чаепитие в избушке Бабы-Яги, там же разыгрывается театрализованное представление для детей. Потом перемещаемся на поляну к избушке. За четыре часа такого развлечения берем всего по 150 рублей с человека.

Во время экскурсий селяне жарят шашлыки, продают самодельные детские игрушки и деревянные фигурки Бабы-Яги. В помещении бывшей столовой местные жители организовали кафе “Сказка”. Несмотря на старые алюминиевые ложки-вилки, стаканы из граненого мутного стекла и непритязательное меню, заведение пользуется невероятным спросом у приезжих.

Кстати, по словам местного участкового капитана милиции Олега Немченко, с тех пор как в Кукобое стали проводить празднования в честь Бабы-Яги, ни одного серьезного происшествия в селе зарегистрировано не было. А вот конфликт — есть. И конца-краю ему не видно.

Чем завершится этот необычный скандал, пока неизвестно. Говорят, в соседнем селе Пошехонье, что в 40 километрах от Кукобоя, на днях намечается празднование Дня Водяного. И представители Ярославской епархии вновь строчат очередное письмо в администрацию области. Естественно, главным виновником всех бед выступает Водяной. Видимо, и у него подмоченная репутация.


Внешние ссылки:
Почему Ярославская епархия ополчилась на сказочную старуху? - исходный материал с сайта газеты "Московский комсомолец"
111


Создатели сайта не всегда разделяют мнение изложенное в материалах сайта.
"Научный Атеизм" 1998-2013

Дизайн: Гунявый Роман      Программирование и вёрстка: Muxa