Группа родителей в американском штате Пенсильвания подала в суд на местную школьную администрацию, поскольку та предписала учителям говорить об эволюционной теории Чарльза Дарвина как об окончательно недоказанной.
11 родителей возмущены тем, что учителям отныне предписано рассказывать школьникам о существовании двух концепций, объясняющих появление и развитие жизни на Земле.
Первая из них - эволюционная теория Дарвина, а вторая - так называемая теория "разумного замысла", согласно которой в сотворении мира принимали участие некие высшие силы.
По мнению многих ученых, с которыми согласна и группа родителей, теорию "разумного замысла" нельзя рассматривать как серьезную научную концепцию, и она является одной из форм религиозных верований.
В то же время по американским законам церковь отделена от государства, и религиозные установки не могут определять содержание программы обучения в государственных школах.
Эволюция
С одной стороны, этот спор относится лишь к небольшой части школьной программы. Но с другой - он касается самой сущности научного познания.
В течение последнего столетия биологи не сомневались в правдивости эволюционной теории Чарльза Дарвина. В ее основе лежит концепция естественного отбора, в ходе которого выживают и развиваются только наиболее сильные и оптимальные формы жизни.
Дарвин считал, что движущая сила эволюции состоит в естественном движении природы и в ней нет места каким-либо высшим силам.
В эту теорию вписывались все научные открытия последних лет, в том числе и появление генетики.
Поэтому большинство ученых очень нервно отреагировали на предписание школьного совета одного из районов Пенсильвании о том, что отныне теория Дарвина "не доказана", и в ней присутствуют "пробелы".
Глава Американской ассоциации научного развития Алан Лешнер говорит, что альтернатива, о которой рекомендует упоминать школьный совет, - "это даже не теория". А по поводу пробелов в эволюционной теории он утверждает: "сегодняшние великие загадки станут великими открытиями будущего".
Принципиально важный иск
Однако 20 американских штатов рекомендуют своим школьным администрациям рассмотреть возможность преподавания теории "разумного замысла".
Согласно этой концепции, эволюция не объясняет появление основных биологических механизмов, таких как человеческий глаз. Сторонники "разумного замысла" считают, что этот орган настолько сложен, что за ним обязательно должен стоять некий высший замысел.
Иск 11 американских родителей рассматривается как принципиально важный для школьного образования в США.
Научные круги проводят прямую параллель с делом 18-летней давности, когда американский суд решил, что теория креационизма является религиозной, и ее нельзя преподавать в школах.
Теперь родители и поддерживающие их ученые надеются доказать, что "разумный замысел" не является научной теорией, и готовы отстаивать свою правоту во всех судебных инстанциях - вплоть до Верховного суда США.
|