По утверждениям православных и мусульманских источников, по официальной статистике, в России около тридцати процентов населения считают себя православными и около двадцати процентов - мусульманами. Даже если считать эти цифры несколько преувеличенными, можно предположить, что в конце ноября - начале декабря (то есть во время Рождественского поста и Рамадана) большинство предприятий, связанных с производством продуктов питания и их реализацией, должны испытывать значительные затруднения.
Однако результаты проведенных опросов, этого предположения не подтвердили. По утверждению администрации супермаркетов-гигантов в период поста мясо и мясные изделия покупают больше, чем до его начала.
Явно увеличившийся аппетит и интерес покупателей к мясопродуктам можно было бы объяснить наступившими холодами и зимой - но тогда было бы логично предположить, что покупатели обратили свое внимание на издавна любезные русскому сердцу и согревающие душу чай и кофе. Ан нет - этого не произошло.
И хотя производители этих товаров (для поднятия товарооборота) стараются обернуть свою продукцию в яркие новогодние расфасовки, продавцы - потихоньку от этих самых производителей - утверждают, что от них товара покупателям в большем количестве не уходит. А новый сорт кофе "Якобс" не спасает даже Дед Мороз, зазывно улыбающийся с банки.
Вообще люди определенно стали больше есть: все в тех же супермаркетах из рыбного ассортимента стали лучше продаваться рыбные (они же крабовые) палочки и дешевые консервы - сайра, "килька в томатной пасте" и воспетая Галичем "салака в маринаде". Из фруктов активно раскупаются апельсины, яблоки, хурма и мандарины, хотя о закупках к Рождеству и Новому году явно говорить преждевременно. Более дорогие и редкие фрукты и овощи конкуренции не выдерживают.
Оказалось, что временные трудности испытывают магазины ювелирных изделий - вероятно, потому что в пост люди стесняются заниматься самоукрашательством. Но и в этих магазинах особой паники нет, поскольку наученные опытом прошлых лет продавцы уверены, что к "нашему" Рождеству количество проданных крестиков и цепочек с лихвой покроет затишье постных дней.
Зато посетители продуктовых рынков явно стараются придерживаться установленных их конфессиями канонов: очевидное затишье у колбасных и мясных палаток крайне неохотно, но признается и самими продавцами, которые становятся заметно разговорчивее, если у них что-то приобрести. Большинство из них отмечает, что время любого поста - не самый простой период в их торговой жизни.
Молодежь - на радость работников торговли - крайне активно приобретает всевозможные овощные супы в пакетиках. Около овощных палаток жалуются покупатели: все очень дорого, а все же раскупается товар очень быстро.
Оказалось, что пост сказался и на рыбных рядах: выучили-таки православные, что в Рождественский пост рыбу можно есть только по воскресеньям и большим праздникам, да и ту лучше поскромнее - и кильку в банках самой различной фасовки только и успевают подвозить со складов.
Рамадан кончится совсем скоро, а затем и Рождественский пост подойдет к концу. С чем, с какими результатами мы приблизимся к праздничному завершению духовного путешествия? |