Пример атеистов доказывает, что идея бога не врожденна.
Локк Д.

Путеводитель
Новости
Библиотека
Дайджест
Видео
Уголок науки
Пресса
ИСС
Цитаты
Персоналии
Ссылки
Форум
Поддержка сайта
E-mail
RSS RSS

СкепсиС
Номер 2.
Follow etholog on Twitter


Подписка на новости





Rambler's Top100
Rambler's Top100



Разное


Подписывайтесь на нас в соцсетях

fb.com/scientificatheism.org



Оставить отзыв. (0)


Бабасян Наталия
Призрак атеизма


Европа у большинства из нас прочно ассоциируется с христианством: ее история и культура неотделимы от западной церкви. Однако сегодня слова "христианская Европа" отражают больше культурную принадлежность, чем истинную набожность. Уровень религиозности европейского населения падает. Традиционные церкви переживают упадок, противопоставить которому им сегодня нечего.

"В сегодняшней Британии христианство практически побеждено",— с грустью признал недавно глава католической церкви в Англии и Уэльсе архиепископ Вестминстерский, кардинал Кормак Мэрфи-0'Коннор. По словам кардинала, общество деморализовано, люди ищут утешение в алкоголе, наркотиках и порнографии, а молодежь все больше предпочитает Христу рок-музыку и различные религиозные культы. В своем признании упадка церковного влияния на британское общество Мэрфи-0'Коннор вовсе не оказался пионером. Около года назад глава Англиканской церкви архиепископ Кентерберийский Джордж Кэри почти в тех же выражениях констатировал кризис, переживаемый церковью в Великобритании, отметив, что у молодых британцев появилась настоящая "аллергия на церковь".

Христианские церкви в Великобритании действительно трудно назвать процветающими. За последние десять лет, которые были объявлены христианами десятилетием евангелизации, храмы страны вовсе не пополнились новыми верующими, а почти обезлюдели. Согласно последним исследованиям, за период с 1989 по 1999 год Римско-католическая церковь потеряла 490 тыс. прихожан. Англиканская церковь — 290 тыс. Сегодня 43% британцев считают себя англиканами, 11% — католиками. Однако это вовсе не отражается на посещении ими церковных служб. Если в 1970 году в приходах Англиканской церкви на Пасху причастились 1,63 млн. человек, то в 1998 году к пасхальному причастию пришли лишь 1,19 млн. англикан, то есть около 2% населения Британии. Римско-католическая церковь не занимается статистикой пасхальных причастий, однако, посещаемость ее храмов тоже близка к упадку. На воскресные мессы в Англии и Уэльсе она собирает лишь четверть своих последователей — 1,1 млн. и более чем 4 млн. католиков страны. Даже Уильям Хейг, недавний лидер тори, выступающий как христианин, не скрывает, что предпочитает воскресной службе прогулку по вересковым болотам.

Постоянно снижается число крещений: в 1999 году в Англиканской церкви через этот обряд прошла лишь пятая часть новорожденных младенцев. Число детей и подростков, посещающих церковь, сократилось по сравнению с 1979 годом ровно вдвое. И сегодня из 34 тыс. британских тинейджеров в возрасте 13-15 лет верит в Бога меньше половины—41%.

Одновременно в Великобритании весьма быстрыми темпами развивается ислам: число мусульман в стране уже достигло 2 млн. Все они регулярно посещают мечети и отличаются высоким уровнем религиозности. Три четверти из них считают веру очень важной составляющей собственной жизни. При этом влияние ислама оказалось столь велико, что наблюдаются случаи перехода из христианства в ислам, хотя пока происходит это в основном в среде афроангличан.

Упадок, переживаемый традиционными христианскими церквями Британии, отнюдь не является чем-то из ряда вон выходящим, он лишь наиболее ярко иллюстрирует кризис религиозности, присущий в той или иной мере многим европейским странам. В католической Франции, где католиками себя считают около 70% жителей, храмы также пустеют, священники меняют профессию, духовенство стареет. С 1990 по 2000 год число католических пастырей сократилось на 12 тыс. Лишь один из десяти священников моложе 40 лет, в то время как каждый третий из них старше 65. Воспроизводства священнослужителей практически не происходит: число семинаристов постоянно сокращается.

Наибольшее число верующих составляют люди старше 50. Из 100 молодых французов ходят в церковь только двое. И если в 1999 году в католических церквях Франции было крещено 416 тыс. человек, то в 2000-м — 395 тыс., в то время как рождаемость в стране выросла. "Католическая церковь во Франции обратилась в пустыню. И хотя в этой пустыне еще теплится какая-то жизнь и то тут, то там возникают слабые ростки, она уже никогда не станет цветущим садом",— считает историк религии Эмиль Пула. И похоже, не только он. Париж стал весьма привлекательным местом для протестантских миссионеров из южных штатов США. Южные баптисты регулярно прибывают сюда группами по 200 человек и устраивают десятидневки евангелизации, во время которых распространяют Библию и Новый Завет. В Германии за католической и евангелической церковью закреплен статус публично-правовых корпораций, который дает им достаточно широкие полномочия, в том числе, к примеру, взимать церковный налог. Обе церкви принадлежат к числу самых богатых в мире и ведут настолько мощную общественную работу, что могут с полным правом называться социальными. Они являются вторым по величине работодателем страны после государства, содержат большое количество больниц, домов престарелых, общеобразовательных школ и профессиональных училищ, а также широкую сеть образовательных учреждений для взрослых. Тем не менее и здесь традиционные христианские церкви испытывают определенные проблемы. В 1992 году обе церкви пережили серьезный удар: от католиков тогда ушли 190 тыс. человек, из евангелической церкви— 360 тыс. Постоянно снижается значение религиозных обрядов и ритуалов. За 1990-1996 годы воскресные службы перестал посещать каждый пятый католик. Общий сбор церковных налогов упал на 10%. Несмотря на покровительство государства и огромную социальную работу, влияние церквей на общественное мнение сокращается. И так же, как и во всей Западной Европе, церкви испытывают огромную нехватку свежих сил: семинарии в Германии с каждым годом пустеют. То, что происходит в соседней с Германией Австрии, похоже уже не на кризис, а на крах. В стране с восьмимиллионным населением, большинство которого составляют католики, за 2000 год из католической церкви ушли 43 632 человека и только 3387 присоединились к ней. Это самый высокий показатель выхода из церкви с 1959 года, когда в Австрии начали вести подобную статистику.

Единственной реальной цитаделью западного христианства в Европе сегодня остается Польша. К Римско-католической церкви здесь принадлежит 95% населения. В 1978 году польский кардинал Ка-роль Войтыла стал папой римским Иоанном Павлом II, что оказало огромное влияние на положение церкви. Сегодня костел имеет статус и влияние в обществе, несравнимый со статусом и влиянием церкви ни в какой другой европейской стране. У костела есть свое "законное" время на государственном телевидении, а Закон Божий — обязательный предмет в школьной программе. По воскресеньям храмы полны прихожан, а польские семинарии обеспечивают своими выпускниками пол-Европы. Тем не менее даже здесь церкви приходится уступать занятые прежде позиции. В 1993 году под влиянием костела через польский парламент был проведен закон, запрещающий аборты. Однако столь бескомпромис- сная позиция церкви привела к сокращению числа прихожан и уменьшению церковных доходов, после чего в 199 7 году закон был существенно смягчен. В апреле 2000 руководство костела инициировало законодательный запрет порнографии, однако принятый парламентом с перевесом в один голос "порнографический закон" был возвращен Александром Квасьневским "на доработку" и в конце концов похоронен. На карьере Квасьневского это, как показало дальнейшее развитие событий, не отразилось, в то время как сам инцидент показал, что разговоры о всемогуществе костела в Польше все больше становятся мифом. В то же время исследователи говорят о s том, что хотя каждый второй поляк посещает воскресные богослужения, это больше дань национальной традиции, чем проявление настоящей религиозности.

Единую формулу, объясняющую сложившуюся в Европе ситуацию с традиционными церквями, вывести трудно. Весьма близким к истине выглядит объяснение падения религиозности, данное Мэде-лин Пим из Британской ассоциации гуманистов: "Многие из людей, которые раньше молили бы Бога изменить мир, сегодня выходят на улицу и пытаются изменить его сами. Если ребенка обидели, он или она не будет обращаться за помощью к Богу. Он позвонит по телефону детской "горячей линии". В то же время кризис традиционных церковных сообществ связан не только с высоким уровнем секуляризации общества. Потери церкви Англии многие объясняют ее либеральностью в отношении женского священства: признанием права женщин быть священником нанесло серьезный удар по консерватизму верующих. Значительный урон престижу католической церкви наносят становящиеся достоянием публики сексуальные перверсии духовенства. Недаром архиепископ Мэрфи-0'Коннор заговорил о необходимости "сделать католическую церковь самым безопасным местом для детей": в 1995-1999 годах из 5600 католических священников Англии и Уэльса 21 был осужден за развратные действия в отношении детей. Не менее впечатляют и похожие судебные процессы во Франции. Частичное решение этого вопроса либеральные католики видят в отмене целибата и разрешении духовенству жениться, однако признаков способности Ватикана пересмотреть вопрос о целибате пока не наблюдается.

Еще одним кирпичом в выстроившейся стене неприятия является достаточно жесткая позиция католической церкви по отношению к противозачаточным средствам и абортам. В частной жизни современный европейский человек привык пользоваться наибольшей свободой, и навязываемые церковью запреты на разводы, контрацептивы и аборты вызывают у него полное неприятие. В то же время объяснять уход прихожан из традиционных церквей лишь жестко проповедуемыми ими этическими нормами и их столкновением с современными моделями поведения тоже неверно. Во многих протестантских церквях харизматического толка, значительный рост популярности которых отмечается в Европе, и в большинстве новых религиозных движений, также наращивающих свои ряды, вмешательство в частную жизнь верующих гораздо серьезнее, чем в традиционных церквях, однако число их последователей постоянно растет. Однако и харизматы, и члены новых религий отличаются от традиционного духовенства очень высокой миссионерской активностью, во многом строящейся на внутреннем "драйве", постоянном эмоциональном накале, обращенном к каждому потенциальному прихожанину. Ни в одной из традиционных церквей ничего подобного не наблюдается: Савонарол, Лютеров и Кальвинов там нынче не встретишь.Впрочем, сказать, что, осознав упадок, в который они пришли, церкви продолжают сидеть сложа руки, тоже невозможно. Англиканская церковь в своем стремлении привлечь молодежь пошла на довольно радикальные меры. Результатом ее активности стало появление некоторое время назад маек с изображением Христа в виде Че Гевары и постеров, рассчитанных на тинов, увлекающихся прокалыванием ушей, губ и прочих частей тела. "Пирсинг: Иисус сделал это 2000 лет назад",— гласит один из них. "Жизнь вылетела в трубу? Путаница в голове? Все не слишком легко? Любовь — вот наркотик",— зазывает другой. Около полутора лет назад Джордж Кэри призвал духовенство активнее использовать в проповедях музыку и поэзию, и в ночных клубах британских городков появились получившие благословение церкви капелланы с разноцветными волосами, по большей части женщины.

Католики на подобный радикализм не способны, однако тоже стараются особенно не отставать. Они пытаются бороться с религиозной индифферентностью с помощью поэтических сборников Иоанна Павла II и записанных им музыкальных дисков.

Особым успехом пользуются рассчитанные на детей комиксы, посвященные жизни папы: на картинках он играет в футбол и принимает участие в театральных постановках в довоенной Польше. Впрочем, несмотря на то, что тиражи комиксов расходятся почти мгновенно, пока на уровне религиозности подобная пропаганда не отражается.

Завоевав Южную Америку, Африку и часть Азии, в Европе католическая церковь по-прежнему стагнирует.



Журнал "Власть" №45
Оставить отзыв. (0)
111


Создатели сайта не всегда разделяют мнение изложенное в материалах сайта.
"Научный Атеизм" 1998-2013

Дизайн: Гунявый Роман      Программирование и вёрстка: Muxa