Религии подобны светлячкам: для того, чтобы светить, им нужна темнота.
Шопенгауэр Артур

Путеводитель
Новости
Библиотека
Дайджест
Видео
Уголок науки
Пресса
ИСС
Цитаты
Персоналии
Ссылки
Форум
Поддержка сайта
E-mail
RSS RSS

СкепсиС
Номер 2.
Follow etholog on Twitter


Подписка на новости





Rambler's Top100
Rambler's Top100



Разное


Подписывайтесь на нас в соцсетях

fb.com/scientificatheism.org



Оставить отзыв. (0)


Емельянов Валерий
Куда уехал бум.


Падение "железного занавеса" вкупе с отказом от государственного атеизма породили десять лет назад беспрецедентную для России ситуацию. Ее недаром назвали религиозным бумом. Уникальность сложившегося положения заключалась в том, что в стране, пережившей семьдесят лет государственного атеизма, наряду с возрождением традиционных религий началась активная экспансия религий нетрадиционных, старых и новых, восточных и западных, причем их экспансия была явно сильнее, чем проповедь "традиционных" батюшек, мулл и раввинов.

Процесс шел... ну, очень бурно. Заговорили даже о некой новой российской идеологии, грядущей на смену коммунизму идее Бога, стоящей выше конфессиональных различий. Но как всегда бывает, любой шум-бум вызывает массу тихих и трезвых вопросов, столь же тихие и трезвые ответы на которые способны спустить на грешную землю самые поднебесные материи.

Первый вопрос, который наверняка задаст себе не экзальтированный обыватель - а был ли этот бум на самом деле религиозным? Поначалу ответ напрашивается вроде бы положительный. Вспомним, как друг за другом повалили в гости к нам самые различные миссионеры: проповедники-адвентисты, Билли Грэм, "Евреи за Иисуса" и так далее. Только вот почему-то никогда не пропадало ощущение, что публика, идущая к этим миссионерам, делает это лишь потому, что люди приехали "оттуда, с Запада", потому, что они красиво поют, раздают бесплатно еще недавно полузапретную Библию и рассказывают чего-то там о Боге.

Религиозная активность тех лет была обусловлена не столько глубинными духовными поисками, сколько поисками новых форм социального общения, проще говоря, тусовки с обязательным по тогдашней моде выходом на зарубежье. Религиозные организации подходили для этого как нельзя лучше. Так, католики в 1991 году вывезли несколько тысяч людей в Польшу на встречу с римским папой. Наверное, девяносто процентов из этих паломников имели весьма поверхностное представление о религии вообще, и о католицизме, в частности, но подумать только - за границу можно было выехать по внутреннему паспорту, оплатив лишь дорогу до Бреста, а дальше, за Бугом начиналась полностью обеспеченная польскими католиками жизнь с бесплатным проездом, питанием и проживанием.

Или другой, может быть, менее масштабный пример: мой приятель, раздобыв где-то по случаю Библию, сразу же поступил в открывшуюся в Москве южнокорейскую пресвитерианскую семинарию, от которой бесплатно съездил в Сеул и Лос-Анджелес, после чего Книга Книг заняла постоянное место на его книжной полке, откуда уже больше не слезала.

Наверное, такое вот использование религии в качестве средства передвижения очень скоро привело к тому, что на авансцену вышли секты, имеющие, мягко говоря, достаточно двойственную репутацию и большие материальные возможности. Более того, многие из них получили очень позитивное паблисити и были близко приняты тогдашней элитой.

Секты, вообще-то, понятие относительное. В мире их существуют сотни и они столь сильно разнятся по своему происхождению, учению, деятельности, что их просто невозможно подстричь, что называется, под одну гребенку. Кроме того, в таких религиях, как, например, ислам и буддизм, понятие "секта" не имеет привычного для нас негативного смысла, а просто означает специфическую группу внутри единого вероисповедания.

Но в традиционной православной ментальности "секты", "сектантство" вызывали и вызывают ныне однозначную реакцию отторжения.

И тем не менее в "исконно православной" стране на гребне популярности оказались религиозные течения, в других странах встречающие зачастую лишь негативное отношение общественности, да повышенное внимание спецслужб.

Достаточно перечислить главные из них: мормоны (пожалуй, наименее одиозные из наиболее одиозных), сайентологи Рона Хаббарда, Свидетели Иеговы, Церковь Объединения Муна, наконец, скандально-трагически известное АУМ Синрике Секо Асахары.

Чем же сверхобычным они смогли привлечь к себе изголодавшихся по духовной пище россиян? Да, вроде бы ничем особенным.

Так, мормоны полтора столетия свято верят, что американцы являются потомками одного из двенадцати колен Израилевых и в то, что можно заключать браки с душами давно ушедших в мир иной людей. Еще одна пикантная деталь - мормоны допускают многоженство, сейчас, впрочем, уже почти не практикуемое.

Сайентологи по "научному", с помощью приборчика, похожего на миникардиограф, и кругленькую сумму готовы очистить ваш разум от негативных наслоений и доказать в конце концов, что у вас, как у каждого человека, есть душа.

Мунисты двадцать четыре часа в сутки вперемешку с обильным угощением вдалбливают глубокомысленную истину о том, что в природе все разнополярно - плюс-минус, тычинка-пестик, мужчина-женщина, наконец, Бог в себе самом имеет как мужское, так и женское начало. А значит, истинная религия - в семейном сексе и рождении детей во имя Мессии Муна и его жены - "истинных родителей" всего человечества.

Свидетели Иеговы ждут последней битвы Бога с Сатаной. Напоследок можно вспомнить злополучного Асахару, который возомнил себя Христом, Буддой и Магометом одновременно, после чего чудесным образом излечился от цирроза печени со всем вытекающими отсюда последствиями для пассажиров токийского метро.

Итак, учения сект весьма специфичные, но ничего оригинального для современного человека в них нет. Зато есть одно общее - достаточно большие деньги, что в условиях господствовавшей в начале девяностых парадигмы - за рубежом все хорошо, и Запад нам поможет - открывало перед ними в России все ворота и двери.

Так, сайентологи открыли в Москве и других российских городах сеть тренинг-центров и бизнес-колледжей и через это установили нужные связи в бизнес- и политической элите. О них положительно отзывались в 1993 году Руцкой, Хасбулатов, а также будущий глава МВД и ФСБ Степашин. Фигурирует в контексте сайентологов и имя бывшего премьера Кириенко.

На средства Муна в 1992-94 годах съездили в США и Южную Корею гг. Горбачев, Шушкевич, Попов и ряд известных журналистов. Это вообще в традиции солнцеподобного корейца - устраивать подобные тусовки с участием отставных VIP для рекламы своей сексуально ориентированной религии.

Мун сделал также небезуспешную попытку внедриться в систему среднего и высшего образования. Еще бы, ректора, директора, профессора и учителя со всей страны провели в безденежном 1992 году целую неделю в шикарных пансионатах на южном берегу Крыма. Опять же за счет Церкви Объединения.

А Секо Асахара, чьи проповеди и музыку мы слушали в том числе и на государственном радиоканале? Есть сведения, что японский "гуру" имел хороший бизнес на самом верху, и что бывший глава Совета безопасности г-н Лобов передал АУМ Сенрике ряд сверхсекретных ноу-хау, в том числе и формулу отравляющего вещества "зарин".

Русскую Православную Церковь тоже не обошел стороной религиозный импорт. Так, на деньги Муна в 1989 году была проведена экуменическая конференция, в которой участвовал тогдашний глава отдела внешних сношений Московской Патриархии митрополит Филарет, а АУМ Сенрике в свое время передало в Патриархию 50.000 долларов на издание Библии.

Все религии основу свою имеют на Востоке. А Восток, как говаривал небезызвестный товарищ Сухов, дело тонкое. Неоднозначность ситуации в такой интимной и одновременно универсальной сфере как религия, как правило, способствует обострению всех проблем общества и политики. Не минула чаша сия и нас.

Очень скоро стало очевидно, что богатые зарубежные миссионеры вовсе не собираются безоглядно вкладывать свои зеленые ассигнации в Россию. Их цель - умы россиян, в которых и без того существовал жуткий коктейль из "традиционной духовности" и коммунистическо-атеистического наследия. Разделение "реформатор - консерватор" все больше стало выступать в виде "сторонник православия - сторонник западных неорелигий".

Спохватились-забегали политики в тогдашнем российском Верховном Совете, приготовили закон, резко ограничивающий деятельность иностранных миссионеров. Характерно, что именно этот закон был тем единственным, который ввел своим указом в действие во время октябрьских событий 1993 года "президент на час" Александр Руцкой. Да-да, тот самый, который еще недавно восхищенно отзывался о выдающемся мыслителе, "отце сайентологии" Роне Хаббарде.

С тех пор прошло шесть лет. Религиозный или, точнее, околорелигиозный бум все больше стихал и сейчас практически сошел на нет. И здесь возникает второй, пожалуй, главный вопрос - куда и почему уехал это вчера еще почти "вселенский" бум?

А просто все нормально. С одной стороны, снижению интереса к религии способствовало, конечно, то обстоятельство, что религиозное возрождение отнюдь не привело к улучшению общественных нравов (как надеялся российский обыватель), но наоборот, шло параллельно с явным падением этих самых нравов.

Но главное, наверное, в том, что религия просто ушла-уехала из области общественного феномена в более естественную для нее личностно-интимную сферу, область души и сердца. Кто-то идет в христианство, кто-то находит путь к себе в великих тайнах Востока. Но все это происходит в результате свободного внутреннего выбора, а не по необходимости выйти замуж за иностранца или дешево съездить за рубеж.

Итак, религиозная ситуация 1999 года. По данным социологов, верующие составляют около 40 процентов населения страны. Это абсолютно нормальный показатель для современного развитого светского государства.

Московская Патриархия продолжает претендовать на духовную монополию в стране, помаленьку переругиваясь едва ли не со всеми остальными христианскими и нехристианскими исповеданиями.

Протестанты и "новые религии", четко очертив круг своих последователей, достаточно, впрочем, немногочисленный, прекратили активное миссионерство и занялись бизнесом. Адвентисты выращивают капусту и организуют клиники, у мунистов бизнес не клеится из-за имевшего место кризиса в Южной Корее, где находятся основные предприятия преподобного Муна.

А мормоны, судя по слухам, осуществили инвестиции в Лианозовский молочный комбинат. Слухи, видимо, имеют под собой основания, так как брэнд завода симпатичный зверек Wimm-Bill-Dann уж очень напоминает Микки-Мауса, созданного когда-то мормоном Диснеем. А бабушка с упаковки молока "Домик в деревне" куда больше похожа на фермершу из мормонского штата Юта, нежели отставную российскую доярку. Молочные продукты, в общем-то, вкусные.Так что все нормально.
22.12.1999



Ссылки на другие материалы в InterNet по этой теме
Куда уехал бум - исходный материал с сайта газеты "Иностранец"
Оставить отзыв. (0)
111


Создатели сайта не всегда разделяют мнение изложенное в материалах сайта.
"Научный Атеизм" 1998-2013

Дизайн: Гунявый Роман      Программирование и вёрстка: Muxa