Церковь - место, где джентльмены, никогда не бывавшие на небесах, рассказывают небылицы тем, кто никогда туда не попадет.
Менкен Генри Луис

Путеводитель
Новости
Библиотека
Дайджест
Видео
Уголок науки
Пресса
ИСС
Цитаты
Персоналии
Ссылки
Форум
Поддержка сайта
E-mail
RSS RSS

СкепсиС
Номер 2.
Follow etholog on Twitter


Подписка на новости





Rambler's Top100
Rambler's Top100



Разное

Вулкан игровые автоматы на деньги в казино вулкан интернет казино.

Подписывайтесь на нас в соцсетях

fb.com/scientificatheism.org

vk.com/scientificatheism_org



Оставить отзыв. (1)


Каневский Константин
Проблемы правового регулирования организации религиозного обучения в школах


Одно из основных направлений взаимодействия государства и религии в настоящее время - сотрудничество церкви с государственными образовательными учреждениями, в основном со школами. Отмечая позитивный аспект такого сотрудничества, следует признать, что государство, прежде всего на федеральном уровне, в должной мере не регулирует и не контролирует его. Одна из причин этого - недостаточная нормативно-правовая база регулирования порядка организации религиозного обучения в государственных и муниципальных школах.

В соответствии с абзацем 5 части 2 статьи 4 Федерального закона "О свободе совести и религиозных объединениях" и подпунктом 4 статьи 2 закона Российской Федерации "Об образовании" государство обеспечивает светский характер государственной и муниципальной системы образования. Вместе с тем часть 4 статьи 5 Федерального закона "О свободе совести и религиозных объединениях" предусматривает, что по просьбе родителей или лиц, их заменяющих, с согласия детей, обучающихся в государственных и муниципальных образовательных учреждениях, администрация указанных учреждений по согласованию с соответствующим органом местного самоуправления предоставляет религиозной организации возможность обучать детей религии вне рамок образовательной программы.

В целях реализации приведенных норм Минюст России направил в регионы ряд писем, содержащих рекомендации по их применению. С правовой точки зрения письма не вводят общеобязательных правил поведения, но являются официальным толкованием норм закона и как правило служат руководством к действию на местах. Последние рекомендации по реализации положений части 4 статьи 5 Федерального закона "О свободе совести и религиозных объединениях" содержатся в письме Минобразования России от 4 июня 1999 г. N 14-53-281ин/14-04. Ряд положений данного письма безусловно важны и необходимы, в частности, касающиеся формы заявлений родителей и детей в администрацию учебного заведения, формы письма религиозной организации в адрес администрации учебных заведений, необходимости правового оформления сотрудничества образовательного учреждения и религиозной организации путем заключения договора.

Вместе с тем ряд существенных вопросов в письме не отражены. Не устанавливаются порядок допуска учителей к преподаванию религиозных факультативов и требования к их квалификации. Никак не регулируется порядок подтверждения правомочности учителя преподавать религию от имени религиозной организации, которая организует факультатив. Неясен вопрос о возможности отстранения учителя от преподавания религиозной дисциплины в случае негативного воздействия данного предмета на учащихся. Не решен вопрос и о праве религиозной организации отозвать учителя в случае его выхода из религиозной организации и контролировать качество преподавания. Печальный перечень пробелов можно продолжать и далее. Это создает условия для нарушения прав учеников, неквалифицированного преподавания религии в школе, преподавания от имени религиозной организации неуполномоченного учителя.

Также вызывает сомнения и целесообразность регулирования такого важного вопроса на уровне инструктивного письма Минобразования России. На взгляд автора он должен быть урегулирован постановлением Правительства Российской Федерации или совместным приказом Минобразования России и Минюста России. Это необходимо как в силу общественной значимости регулируемых отношений, так и в связи с тем, что при организации религиозных факультативов затрагиваются права и свободы человека и гражданина, защита которых по Конституции Российской Федерации является приоритетной задачей государства. В отсутствие традиций социального служения церкви в России и с учетом того, что демократическое светское государство в России находится только на стадии становления, должен быть четко установлен в законодательстве порядок организации религиозных факультативов в школе.

Это позволит решить ряд важных задач.

Во-первых, на основе установленного порядка можно будет противодействовать проникновению в школу деструктивных сект путем установления механизма контроля за организацией религиозных факультативов. Установление четкого порядка контроля особенно актуально в связи с тем, что методы предотвращения проникновения в школу деструктивных религиозных организаций, используемые в настоящее время Минобразованием России, вызывают порой тревогу и недоумение.

Так, в соответствии с письмом Минобразования России от 12 июля 2000 г. № 549/28-16 до сведения руководителей и педагогических коллективов образовательных учреждений была доведена аналитическая информация правоохранительных органов Российской Федерации о деятельности на территории России представителей нетрадиционных религиозных объединений. На основании мнения аналитиков правоохранительных органов Минобразование России дало поручение разработать мероприятия, препятствующие проникновению нетрадиционных религиозных объединений в образовательные учреждения Российской Федерации. Между тем в Конституции Российской Федерации и федеральном законе "О свободе совести и религиозных организациях" закрепляется равноправие всех религий и зарегистрированных в установленном порядке религиозных организаций независимо от того, являются ли они традиционными или нет. Поэтому представляется некорректным в ведомственном письме ориентировать государственные органы и образовательные учреждения на отказ от сотрудничества с нетрадиционными религиозными организациями, которые имеют равные права на организацию религиозных факультативов в школах наравне с традиционными конфессиями. Данный вопрос всегда следует решать индивидуально в каждой школе с учетом конкретной ситуации.

Во-вторых, установление порядка организации религиозных факультативов в школе выгодно религиозным организациям и контролирующим органам, которые получат возможность контролировать назначение преподавателей и качество их работы. Должны быть установлены порядок допуска преподавателей и минимальные квалификационные требования к ним, порядок подтверждения их права преподавать религию от имени религиозной организации, основания их отзыва. Также следует четко определить правомочия образовательного учреждения и соответствующих органов управления образованием по контролю за качеством образования и отстранению учителя от преподавания. Поскольку государственные и муниципальные служащие, работники образовательных учреждений далеко не всегда имеют необходимые знания о религии и законодательстве, им необходим для практического руководства единый общеобязательный документ, которым детально регламентируются порядок организации религиозных факультативов в школах.

В-третьих, будет создан механизм обеспечения светского характера государственной системы образования и обеспечения прав и свобод человека и гражданина. При установлении четкого порядка организации религиозных факультативов будут затруднены участившиеся в последнее время попытки фактически обязательного введения православного воспитания в школах. Наиболее вопиющий пример - решение Главы Администрации Ногинского района Московской области об обязательном введении преподавания православного вероучения во всех школах (1).

Участилась практика заключения соглашений между губернаторами или региональными ведомствами и руководителями соответствующих епархий Русской Православной Церкви, в соответствии с которыми региональная власть "рекомендует" ввести в школах факультативное обучение детей православию. Фактически иногда инициатива его введения идет сверху, и родителям и детям приходится с ней соглашаться или не соглашаться. Однако в Федеральном законе "О свободе совести и религиозных объединениях" речь идет о другом: инициатива введения религиозных факультативов должна исходить от детей и их родителей. Не оспаривая правомочность соглашений Русской Православной Церкви с государственными органами о введении в школах соответствующих курсов, хочется отметить, что предметом соглашений должно быть не само введение предмета, а порядок организации его преподавания.

Если будут четкие процедуры и условия, установленные законодательством, появится возможность проконтролировать добровольность введения религиозного факультатива и учет мнения детей и их родителей, обжаловать в суд законность действий администрации образовательного учреждения и религиозных организаций.

Пробел законодательства теоретически мог быть восполнен соглашениями между церковью и государственными органами, однако они как правило декларативны и выражают только намерение сторон сотрудничать в сфере образования. Их роль ограничивается в результате только тем, что они выражают готовность соответствующей региональной власти сотрудничать с заключившей соглашение церковью. Тем самым местные власти и администрация образовательных учреждений получают сигнал о том, что вышестоящие органы одобряют такое сотрудничество, однако как было отмечено выше органы местного самоуправления и школы как правило не имеют достаточно квалифицированных специалистов, способных самостоятельно организовать проведение религиозного обучения в школах на должном уровне.

Примером детального регулирования взаимоотношений церкви и школы является ФРГ. И хотя в государственных школах ФРГ религия - обязательный предмет, в части правового регулирования организации обучения религии в школах опыт ФРГ может быть использован в России. В частности, в законодательстве земли Северный Рейн - Вестфалия и соглашениях церквей с государственными органами земли Северный Рейн-Вестфалия решаются все практические вопросы организации религиозного обучения в школе, в том числе определяется компетенция и ответственность государства и церкви, устанавливается механизм и уровень принятия решений, порядок согласования интересов сторон (2). Разумеется, не весь опыт ФРГ может быть использован в России, но тот факт, что если даже в Германии с ее многолетними демократическими традициями и долгим опытом преподавания религии в школе так подробно этот процесс регулируется, заставляет задуматься о необходимости такого регулирования в России, в которой сотрудничество школы и церкви в рамках новой общественной парадигмы - формирующегося светского демократического государства - только начинается.

В завершение следует отметить, что правовой вакуум порождает множество трудноразрешимых проблем в российской школе, частично указанных в настоящей статье. Принятие соответствующего нормативного правового акта, регулирующего порядок преподавания религии в государственных и муниципальных школах, послужит первым шагом к их решению. Однако он будет недостаточным без второго важнейшего этапа - реализации принятого нормативного правового акта на практике, для чего необходимо изменение государственной политике в области религии и образования в сторону обеспечения прав и свобод последователей всех религий и сторонников иных взглядов на религию, более строгого следования конституционному принципу светского государства, преодоления тенденции к клерикализации школы.

Использованная литература:

  1. 1. Журнал Московской Патриархии, 2000 г., № 3, стр. 43.
  2. 2. См. М.Н. Костикова, Государственно-церковные отношения в сфере образования на примере законодательства земли северный Рейн - Вестфалия, М., Владивосток, 2000 год, стр. 7-8.
Статья опубликована в журнале "Право и образование", 2002 год, № 2, март
Оставить отзыв. (1)
111


Создатели сайта не всегда разделяют мнение изложенное в материалах сайта.
"Научный Атеизм" 1998-2013

Дизайн: Гунявый Роман      Программирование и вёрстка: Muxa