Удивительно, как это жрецы-предсказатели, взглянув друг на друга, могут еще удержаться от смеха.
Цицерон Марк Тулий

Путеводитель
Новости
Библиотека
Дайджест
Видео
Уголок науки
Пресса
ИСС
Цитаты
Персоналии
Ссылки
Форум
Поддержка сайта
E-mail
RSS RSS

СкепсиС
Номер 2.
Follow etholog on Twitter


Подписка на новости





Rambler's Top100
Rambler's Top100



Разное

Вулкан игровые автоматы на деньги в казино вулкан интернет казино.

Подписывайтесь на нас в соцсетях

fb.com/scientificatheism.org

vk.com/scientificatheism_org



Оставить отзыв. (1)


Каневский Константин
Проблемы правового регулирования организации религиозного обучения в школах


Одно из основных направлений взаимодействия государства и религии в настоящее время - сотрудничество церкви с государственными образовательными учреждениями, в основном со школами. Отмечая позитивный аспект такого сотрудничества, следует признать, что государство, прежде всего на федеральном уровне, в должной мере не регулирует и не контролирует его. Одна из причин этого - недостаточная нормативно-правовая база регулирования порядка организации религиозного обучения в государственных и муниципальных школах.

В соответствии с абзацем 5 части 2 статьи 4 Федерального закона "О свободе совести и религиозных объединениях" и подпунктом 4 статьи 2 закона Российской Федерации "Об образовании" государство обеспечивает светский характер государственной и муниципальной системы образования. Вместе с тем часть 4 статьи 5 Федерального закона "О свободе совести и религиозных объединениях" предусматривает, что по просьбе родителей или лиц, их заменяющих, с согласия детей, обучающихся в государственных и муниципальных образовательных учреждениях, администрация указанных учреждений по согласованию с соответствующим органом местного самоуправления предоставляет религиозной организации возможность обучать детей религии вне рамок образовательной программы.

В целях реализации приведенных норм Минюст России направил в регионы ряд писем, содержащих рекомендации по их применению. С правовой точки зрения письма не вводят общеобязательных правил поведения, но являются официальным толкованием норм закона и как правило служат руководством к действию на местах. Последние рекомендации по реализации положений части 4 статьи 5 Федерального закона "О свободе совести и религиозных объединениях" содержатся в письме Минобразования России от 4 июня 1999 г. N 14-53-281ин/14-04. Ряд положений данного письма безусловно важны и необходимы, в частности, касающиеся формы заявлений родителей и детей в администрацию учебного заведения, формы письма религиозной организации в адрес администрации учебных заведений, необходимости правового оформления сотрудничества образовательного учреждения и религиозной организации путем заключения договора.

Вместе с тем ряд существенных вопросов в письме не отражены. Не устанавливаются порядок допуска учителей к преподаванию религиозных факультативов и требования к их квалификации. Никак не регулируется порядок подтверждения правомочности учителя преподавать религию от имени религиозной организации, которая организует факультатив. Неясен вопрос о возможности отстранения учителя от преподавания религиозной дисциплины в случае негативного воздействия данного предмета на учащихся. Не решен вопрос и о праве религиозной организации отозвать учителя в случае его выхода из религиозной организации и контролировать качество преподавания. Печальный перечень пробелов можно продолжать и далее. Это создает условия для нарушения прав учеников, неквалифицированного преподавания религии в школе, преподавания от имени религиозной организации неуполномоченного учителя.

Также вызывает сомнения и целесообразность регулирования такого важного вопроса на уровне инструктивного письма Минобразования России. На взгляд автора он должен быть урегулирован постановлением Правительства Российской Федерации или совместным приказом Минобразования России и Минюста России. Это необходимо как в силу общественной значимости регулируемых отношений, так и в связи с тем, что при организации религиозных факультативов затрагиваются права и свободы человека и гражданина, защита которых по Конституции Российской Федерации является приоритетной задачей государства. В отсутствие традиций социального служения церкви в России и с учетом того, что демократическое светское государство в России находится только на стадии становления, должен быть четко установлен в законодательстве порядок организации религиозных факультативов в школе.

Это позволит решить ряд важных задач.

Во-первых, на основе установленного порядка можно будет противодействовать проникновению в школу деструктивных сект путем установления механизма контроля за организацией религиозных факультативов. Установление четкого порядка контроля особенно актуально в связи с тем, что методы предотвращения проникновения в школу деструктивных религиозных организаций, используемые в настоящее время Минобразованием России, вызывают порой тревогу и недоумение.

Так, в соответствии с письмом Минобразования России от 12 июля 2000 г. № 549/28-16 до сведения руководителей и педагогических коллективов образовательных учреждений была доведена аналитическая информация правоохранительных органов Российской Федерации о деятельности на территории России представителей нетрадиционных религиозных объединений. На основании мнения аналитиков правоохранительных органов Минобразование России дало поручение разработать мероприятия, препятствующие проникновению нетрадиционных религиозных объединений в образовательные учреждения Российской Федерации. Между тем в Конституции Российской Федерации и федеральном законе "О свободе совести и религиозных организациях" закрепляется равноправие всех религий и зарегистрированных в установленном порядке религиозных организаций независимо от того, являются ли они традиционными или нет. Поэтому представляется некорректным в ведомственном письме ориентировать государственные органы и образовательные учреждения на отказ от сотрудничества с нетрадиционными религиозными организациями, которые имеют равные права на организацию религиозных факультативов в школах наравне с традиционными конфессиями. Данный вопрос всегда следует решать индивидуально в каждой школе с учетом конкретной ситуации.

Во-вторых, установление порядка организации религиозных факультативов в школе выгодно религиозным организациям и контролирующим органам, которые получат возможность контролировать назначение преподавателей и качество их работы. Должны быть установлены порядок допуска преподавателей и минимальные квалификационные требования к ним, порядок подтверждения их права преподавать религию от имени религиозной организации, основания их отзыва. Также следует четко определить правомочия образовательного учреждения и соответствующих органов управления образованием по контролю за качеством образования и отстранению учителя от преподавания. Поскольку государственные и муниципальные служащие, работники образовательных учреждений далеко не всегда имеют необходимые знания о религии и законодательстве, им необходим для практического руководства единый общеобязательный документ, которым детально регламентируются порядок организации религиозных факультативов в школах.

В-третьих, будет создан механизм обеспечения светского характера государственной системы образования и обеспечения прав и свобод человека и гражданина. При установлении четкого порядка организации религиозных факультативов будут затруднены участившиеся в последнее время попытки фактически обязательного введения православного воспитания в школах. Наиболее вопиющий пример - решение Главы Администрации Ногинского района Московской области об обязательном введении преподавания православного вероучения во всех школах (1).

Участилась практика заключения соглашений между губернаторами или региональными ведомствами и руководителями соответствующих епархий Русской Православной Церкви, в соответствии с которыми региональная власть "рекомендует" ввести в школах факультативное обучение детей православию. Фактически иногда инициатива его введения идет сверху, и родителям и детям приходится с ней соглашаться или не соглашаться. Однако в Федеральном законе "О свободе совести и религиозных объединениях" речь идет о другом: инициатива введения религиозных факультативов должна исходить от детей и их родителей. Не оспаривая правомочность соглашений Русской Православной Церкви с государственными органами о введении в школах соответствующих курсов, хочется отметить, что предметом соглашений должно быть не само введение предмета, а порядок организации его преподавания.

Если будут четкие процедуры и условия, установленные законодательством, появится возможность проконтролировать добровольность введения религиозного факультатива и учет мнения детей и их родителей, обжаловать в суд законность действий администрации образовательного учреждения и религиозных организаций.

Пробел законодательства теоретически мог быть восполнен соглашениями между церковью и государственными органами, однако они как правило декларативны и выражают только намерение сторон сотрудничать в сфере образования. Их роль ограничивается в результате только тем, что они выражают готовность соответствующей региональной власти сотрудничать с заключившей соглашение церковью. Тем самым местные власти и администрация образовательных учреждений получают сигнал о том, что вышестоящие органы одобряют такое сотрудничество, однако как было отмечено выше органы местного самоуправления и школы как правило не имеют достаточно квалифицированных специалистов, способных самостоятельно организовать проведение религиозного обучения в школах на должном уровне.

Примером детального регулирования взаимоотношений церкви и школы является ФРГ. И хотя в государственных школах ФРГ религия - обязательный предмет, в части правового регулирования организации обучения религии в школах опыт ФРГ может быть использован в России. В частности, в законодательстве земли Северный Рейн - Вестфалия и соглашениях церквей с государственными органами земли Северный Рейн-Вестфалия решаются все практические вопросы организации религиозного обучения в школе, в том числе определяется компетенция и ответственность государства и церкви, устанавливается механизм и уровень принятия решений, порядок согласования интересов сторон (2). Разумеется, не весь опыт ФРГ может быть использован в России, но тот факт, что если даже в Германии с ее многолетними демократическими традициями и долгим опытом преподавания религии в школе так подробно этот процесс регулируется, заставляет задуматься о необходимости такого регулирования в России, в которой сотрудничество школы и церкви в рамках новой общественной парадигмы - формирующегося светского демократического государства - только начинается.

В завершение следует отметить, что правовой вакуум порождает множество трудноразрешимых проблем в российской школе, частично указанных в настоящей статье. Принятие соответствующего нормативного правового акта, регулирующего порядок преподавания религии в государственных и муниципальных школах, послужит первым шагом к их решению. Однако он будет недостаточным без второго важнейшего этапа - реализации принятого нормативного правового акта на практике, для чего необходимо изменение государственной политике в области религии и образования в сторону обеспечения прав и свобод последователей всех религий и сторонников иных взглядов на религию, более строгого следования конституционному принципу светского государства, преодоления тенденции к клерикализации школы.

Использованная литература:

  1. 1. Журнал Московской Патриархии, 2000 г., № 3, стр. 43.
  2. 2. См. М.Н. Костикова, Государственно-церковные отношения в сфере образования на примере законодательства земли северный Рейн - Вестфалия, М., Владивосток, 2000 год, стр. 7-8.
Статья опубликована в журнале "Право и образование", 2002 год, № 2, март
Оставить отзыв. (1)
111


Создатели сайта не всегда разделяют мнение изложенное в материалах сайта.
"Научный Атеизм" 1998-2013

Дизайн: Гунявый Роман      Программирование и вёрстка: Muxa