Нет ничего более замечательного, чем распространение религиозного неверия, или рационализма, на протяжении второй половины моей жизни.
Дарвин Чарльз

Путеводитель
Новости
Библиотека
Дайджест
Видео
Уголок науки
Пресса
ИСС
Цитаты
Персоналии
Ссылки
Форум
Поддержка сайта
E-mail
RSS RSS

СкепсиС
Номер 2.
Follow etholog on Twitter


Подписка на новости





Rambler's Top100
Rambler's Top100



Разное


Подписывайтесь на нас в соцсетях

fb.com/scientificatheism.org



Оставить отзыв. (0)


Кириллова Светлана
Государственно-приходская школа


Будет ли урок в государственной школе начинаться с молитвы?

На вопросы обозревателя "МН" Светланы Кирилловой отвечает сопредседатель Координационного совета по взаимодействию Минобразования и Русской православной церкви, заместитель министра образования РФ Владимир Шадриков.

- В Конституции РФ не говорится, отделена ли церковь от школы. Сегодня во многих государственных школах стал обязательным курс "Основы православия". Может, церковь и школа давно объединились?

- Церковь отделена от школы, это записано в Законе о свободе совести и религиозных объединениях, в Законе об образовании. Но сегодня в обществе нет консенсуса по вопросу взаимоотношений религии и образования - в отличие от времени, когда главной идеологией страны был воинствующий атеизм. Теперь, когда каждый может свободно ходить в церковь и изучать основы религии, бывшие работники кафедр научного атеизма, организовавшись, начали публиковать в прессе одну статью за другой: караул, нарушается принцип светскости государства!

- А что еще сказать, если на Рождественских чтениях министр образования Владимир Филиппов и патриарх Алексий в деталях обсуждают, как преподавать основы православия в государственных школах?

- Думаю, в данном случае министр скорее выступает как личность. Чиновники тоже люди. Но министерство руководствуется законом. В соответствии с Законом о свободе совести и религиозных объединениях оно устанавливает связи с различными конфессиями. Мы уже подготовили соглашение с Советом муфтиев России, ведется работа над соглашением с представителями иудейской конфессии. Вы говорите, некоторые родители не хотят, чтобы у детей были уроки православия? Но, согласитесь, если бы 100 процентов противились, можно ли было бы привести в школу православного священника? Следовательно, есть некое большинство, под влиянием которого это происходит.

На основе Закона о свободе совести и религиозных объединениях Минобразования в июне 1999 года разработало инструктивное письмо, которое должно храниться в каждом РУНО, в каждой школе. В соответствии с ним религиозные организации имеют право обучать детей основам религии в помещениях государственных и муниципальных образовательных учреждений. Однако претендовать на такую деятельность могут только традиционные конфессии, зарегистрированные юридическими органами, а изучать религию в школе можно только факультативно.

- Но некоторые директора утверждают, что Минобразования другим инструктивным письмом разрешило вводить курс православия в программу государственной школы по договоренности с местными епархиями.

- Я, как заместитель министра, занимающийся, в том числе, взаимодействием с церковью, такого письма не подписывал. Кто его подписал, не знаю. Но давайте поставим вопрос шире: какие претензии могут быть к директору школы, если у нас высшие руководители страны присутствуют на официальных богослужениях? Некоторые руководители сознательно поддерживают православие, которое способно помочь укреплению России как единого государства. Хотя, может быть, они при этом нарушают образовательное законодательство.

- В договоре между Министерством образования и Московской патриархией, подписанном 2 августа 1999 года, есть пункт: "Стороны обязуются соблюдать конфиденциальность в отношении полученной от другой стороны информации". Конфиденциальность полная: пресса ничего не знает о принятых решениях.

- Решений пока нет. Заседания проходят раз в квартал. Их пока было немного. На последнем мы обсуждали вопросы образования и воспитания в рамках Социальной концепции РПЦ. Я готов подписаться под направлениями воспитательной работы, которые содержатся в этой концепции.

- Некоторые академики Российской академии образования вообще предлагают переложить вопросы воспитания детей на плечи церкви. Но ведь в лоне православной церкви не возникло ни одного яркого педагогического имени, такого, как Дон Боско в Италии или создатели педагогики иезуитов...

- Боюсь, вы недооцениваете отечественный опыт. Беда в том, что на протяжении 70 лет церковь в России была лишена возможности активно заниматься воспитанием детей. Но сейчас опубликован целый ряд блестящих работ, например, "Православная педагогика" протоиерея Зеньковского. По дореволюционной педагогической концепции, школа отвечает за обучение, а за воспитание отвечает церковь и семья. По-моему, это правильно. Думаю, воспитывать может само религиозное учение.

- Между представителями РПЦ и Минобразования возникают разногласия?

- Мы находим компромисс, потому что люди, входящие в состав Совета, не являются воинствующими атеистами. Дискуссия идет о том, как вписать некоторые тенденции христианского воспитания в светские законы.

- Представители церкви настаивают на внесении поправок в Закон об образовании?

- Они недовольны некоторыми позициями другого закона - о свободе совести. Но их поправки пока не сформулированы как законодательные инициативы.

- Какой из обсуждаемых вопросов кажется вам наиболее важным?

- Проблема соединения теологического мировоззрения и научного взгляда на мир. Однажды вместе с церковной делегацией я присутствовал на уроке природоведения в государственной гимназии и задал ученикам второго класса вопрос: "Как произошел наш мир?" "Господь Бог создал", - заговорили дети. Я спросил высших иерархов местной епархии: "Как смогут дети сочетать это убеждение с научным мировоззрением?" Это проблема. Некоторые деятели церкви ее понимают, но многих она просто не волнует. Их и ребенок не очень волнует. А представьте, что у нас не было бы никакого контакта с представителями церкви. Мы и проблемы бы не видели.

- В прошлом году два десятка государственных вузов заманивали студентов тем, что у них преподавалось богословие...

- Лицензию на преподавание богословия от Министерства образования пока получили только Алтайский и Омский университеты.

- Разве подобное разрешение выдает не церковь?

- С 1994 года министерство разрешило государственным вузам обучать бакалавров и магистров-теологов. Был разработан стандарт по теологии для государственных вузов. Стандарт выполнен так, чтобы его можно было реализовать в стране со многими конфессиями.

- Христианским и исламским теологам будут преподавать богословие по одному госстандарту?

- Представители Совета муфтиев обратились в министерство с такой просьбой. Сегодня в России нет ни одного образовательного учреждения, которое бы готовило служителей культа для ислама. На территории СССР их было два, и оба остались за границей. Случается, служителей культа там готовят представители достаточно радикальных исламских течений. Пока мы сидим и спорим, светское или не светское у нас государство, там уже подготовили несколько тысяч соответствующих служителей. Так что надо делать? Умиляться отделенностью церкви от государства или решаться на что-то?

ДОСЬЕ "МН"
Координационный совет по взаимодействию Министерства образования РФ и Московской патриархии РПЦ создан 2 года назад. Официально его возглавляют министр образования РФ Владимир Филиппов и архиепископ Верейский Евгений, ректор Московских духовных академии и семинарии. Проводит заседания Координационного совета его сопредседатель - Владимир Шадриков.


Ссылки на другие материалы в InterNet по этой теме
Государственно-приходская школа - исходный материал с сайта "Московских Новостей"
Оставить отзыв. (0)
111


Создатели сайта не всегда разделяют мнение изложенное в материалах сайта.
"Научный Атеизм" 1998-2013

Дизайн: Гунявый Роман      Программирование и вёрстка: Muxa