Все умные люди исповедуют одну и ту же религию. Какую? Умные люди никогда об этом не говорят.
Дизраэли Бенджамин

Путеводитель
Новости
Библиотека
Дайджест
Видео
Уголок науки
Пресса
ИСС
Цитаты
Персоналии
Ссылки
Форум
Поддержка сайта
E-mail
RSS RSS

СкепсиС
Номер 2.
Follow etholog on Twitter


Подписка на новости





Rambler's Top100
Rambler's Top100



Разное


Подписывайтесь на нас в соцсетях

fb.com/scientificatheism.org



Заметки о вере и безумии. (Левинсон Л.С.)
Если рассматривать поклонение богам с точки зрения религии и с точки зрения психиатрии картина будет заметно отличаться. То что священник назовёт "истинной верой", то психиатр сочтёт "расстройством психики". Это различие играло роковую роль во времена официального атеизма. Но те времена уже ушли... А вы уверены?


Комментарии отключены

1-7
Псевдоним: Espada19:17 16/05/2003
Вскоре после теракта в Токийском метро журналисты (кажется из "МК") вышли на улицу и стали проповедовать придуманное за два часа от балды учение под названием "Заумь бесие". К вечеру у их "религии" было уже более пятидесяти адептов, которые еще долго донимали редакцию звонками, ища царствия небесного.

Вывод - духовный вакуум, созданный советской властью, по сию пору не восполнен и православная церковь восполнить его не в состоянии. Недаром самый представительный российский интернет-опрос показал трехкратное преобладание язычников над православными.

Российские антисектанты и православные идеологи очень любят пинать Америку и поносить американское влияние. А между тем, фундамент общества единственной оставшейся сверхдержавы сцементирован как раз теми самыми сектами, среди которых каждый может найти себе учение по душе и нигде не окажется гонимым.

А монопольная государственная или национальная церковь создает совершенно обратную ситуацию, когда любой иноверный или инославный автоматически становится врагом государства, и вместо монолитного общества получается общество, раздираемое духовными противоречиями (что и получилось в России в начале 20-го века).
Псевдоним: S14:02 03/09/2002
>Или нам предстоит вернуться к >безбожным пятилеткам и объявить войну >всякой вере (что не мешает, кстати, >продолжать жалкие манипуляции с >национальной Церковью на политической >сцене), или необходимо признать

Довольно глупо и по-большевистски. "Или-или", и... безответственная нелепость. Незачем ни объявлять войну, ни признавать нелепые претензии как "традиционных" клерикалов, так и авторитарных проходимцев из сект. Достаточно не замешивать религию с государством, и не назначать никаких государственных или как-то выделенных религий. В случае безобразий обращаться к законам светского государства и к общечеловеческой морали. Об опастностях клерикализма достаточно предупреждать. "Истинные" вероисповедания и верующие (т.е. искренние, бескорыстные, не авторитарные и не изуверские, поскольку полную истину определить словами невозможно)в таких условиях ущемленными не будут. А вот те мошенники, которые будут претендовать "на чаловека целиком" и заменять собой Бога, или прикрываться Его именем для подчинения себе, могут быть ущемлены.

Впрочем, Бог Сам усмотрит кому как жить, без помощи г-на Левинсона.


Псевдоним: Степан12:44 07/05/2002
Прочитал статью и дискуссию. Можно понять, что идет обсуждение: есть истинные (и ложные) религии, или все они - опиум для народа? Атеист, наверное, так думает. А за что священник-то его хвалит?
Псевдоним: Е.С.12:40 27/04/2002
Хотя рациональные критерии различения истинных религий и псевдорелигий не известны, не подлежит сомнению, что существуют как те, так и другие (даже с учетом размытости понятий), а также похожие проблемы внутри религий. Наверное, можно сказать, что религии и религиозные направления создаются иногда людьми неуравновешенными, иногда гениями, очень редко пророками, но они во всех случаях широко и успешно используются мошенниками. Если эталоном отношения к религии в обществе будет тезис: “считать религиозное сообщество истинным, если хотя бы два человека, помимо автора, признают его таковым”, то этим самым общество подтвердит моральное, или даже юридическое право сознательно обманывать огромное количество людей (кроме этих двоих), и обманутым трудно будет возражать. Существует огромная разница между областью искусства и сферой религий именно в аспекте верности и послушания. (Возможно, Вы не будете настаивать на признании права требовать от человека всей его жизни со стороны, например, общества художников-абстракционистов, или что-нибудь в этом роде, а также беспрекословного послушания его лидерам (буквально во всем, в том числе в вещах, не относящихся к области живописи) со стороны рядовых членов.) В отношении религии эта проблема, видимо, особенно трудна.
Псевдоним: Лев Левинсон16:37 26/04/2002
Критерии отнесения тех или иных сообществ к религиозным или псевдорелигиозным весьма размыты. Объективных критериев нет. Так, православные богословы не считают буддизм религией, полагая, что это философское учение. Другие, напротив, усматривают все черты религиозности в марксизме-ленинизме. Христианство - религия? Вроде никто не спорит. А церковь Виссариона? Псевдорелигия? Но в чем, собственно говоря, различие? И там и здесь некто является как мессия, учит, за ним идут последователи. Критерий неискренности проповеди опять же не подходит. Ибо во многих (если не во всех) культах для внешних говорится одно, для посвященных - другое. Да и в чем можно предполагать обман? Мун - миллионер и имеет военные заводы. Допустим. Он обогащается за счет своего учения. Что ж, из этого не следует псевдорелигиозность. Папы римсике и патриархи тоже бывали разные. В конце концов, что на самом деле было в голове и душе Магомета, никто не знает.
В свое время Верховный Суд США принял здравое решение считать произведением
искусства то, что хотя бы два человека, помимо автора, признают таковым.
Кажется, такой же подход применим и к религиям.
Псевдоним: Е.С.7:55 25/04/2002
Уважаемый Л.С.

Разрешите выразить солидарность с Вашей позицией в целом и сделать некоторые замечания.
Наряду с религиозными сообществами, имеющими цели богопознания и благовестия, существует множество псевдорелигиозных организаций и групп, создаваемых с мошенническими и (или) авторитарными целями. (Здесь не предполагается взаимосвязь с организациями, упоминающимися в Вашей статье, а идет речь о ситуации в целом.) Поэтому вряд ли следует признавать “право требовать от человека всей его жизни” за всеми без разбора, кто назовет себя церковью и зарегистрируется в качестве таковой. Проблема распознавания таких сообществ существует, и, видимо, не является простой.
Возможно, одним из существенных признаков псевдоцеркей является их закрытость, т.е. когда внутри сообществ происходит совсем не то, что внешне декларируется.

Е.С.
Псевдоним: Илья13:21 29/05/2001
Спасибо за статью! Всегда с большим удовольствием читаю материалы Льва Семеновича.
Единственное замечание: выражение "экстатичное богородичное христианство" — не совсем удачное. В данном случае это особенность стиля весьма интересной и важной статьи уважаемого автора.

И еще, о заморском "эксперте" по русским делам. Хоть краем глаза хотелось бы увидеть эти мифические "причины юридического и психиатрического характера для уголовного преследования таких культов, как ...Богородичный центр", так хорошо, по-видимому, известные историку Поспеловскому, живущему в Канаде. С большого расстояния, говорят, виднее. Однако ФАКТОВ, как не было, так и нет у многоученого мужа и его соратников, дворкинцев и кураевцев. Не нашлись, несмотря на слежку, доносы и многолетние попытки состряпать хоть какой-нибудь компромат.

С уважением, священник Илья (Попов)
Православная Церковь Божией Матери Державная
http://user.transit.ru/~maria
1-7
111


Создатели сайта не всегда разделяют мнение изложенное в материалах сайта.
"Научный Атеизм" 1998-2013

Дизайн: Гунявый Роман      Программирование и вёрстка: Muxa