Духовенство было бы весьма недовольно, если бы его духовный труд оплачивался духовно.
Гольбах П.

Путеводитель
Новости
Библиотека
Дайджест
Видео
Уголок науки
Пресса
ИСС
Цитаты
Персоналии
Ссылки
Форум
Поддержка сайта
E-mail
RSS RSS

СкепсиС
Номер 2.
Follow etholog on Twitter


Подписка на новости





Rambler's Top100
Rambler's Top100



Разное


Подписывайтесь на нас в соцсетях

fb.com/scientificatheism.org



Оставить отзыв. (2)


Неугодова Светлана
Повторение пройденного с попыткой переосмысления


Нельзя не заметить, что в последнее десятилетие произошел резкий сдвиг нашего общества от крайнего атеизма к повышенной религиозности. Кардинальное смещение акцентов в сторону повышенного подобострастия по отношению к "вере отцов", так или иначе, подталкивает современников к признанию атеизма формой бездуховности. Зачастую можно услышать упреки в атеизме как форме отречения от своей национальности. Родины. Слышны и многие другие грозные раскаты агрессивного противопоставления по религиозному признаку "свои") "чужим".

Трудно себе представить более древний и угрожающий критерий социальной и личностной дифференциации. Если в националистических и коммунистических системах неприятие основывается на чертах лица и положении в обществе, то в религиозном фанатизме вообще трудно найти какие-либо основания для розни, кроме плачевно известного принципа "Кто не с нами, тот против нас". И коль скоро "мы", говорят теисты, абсолютно уверенные в своей духовности, ведь с нами бог и наша вера, то "вы" будучи нашими противниками, не имеющими бога, а значит и совести, не можете претендовать на звание людей одухотворенных, и значит "вы" люди "низкие", "недостойные", "примитивные", "бездушные" и т.д.

Чего уж тут говорить, разгоревшиеся религиозные настроения могут не на шутку расстроить и без того неустойчивую и неопределенную ситуацию в обществе. Последствия же религиозного разгула могут быть не менее губительны, чем воинственный атеистический с его нигилизмом и неуважением к чувствам верующих.

В этой ситуации особенно остро чувствуется необходимость противопоставить религиозной позиции, позицию не менее сильную, хотя, может быть, на сегодняшний день менее популярную. Поискам такой позиции и ее укреплению, по-видимому, должна способствовать попытка разъяснить основные религиозные понятия через понятия, доступные каждому человеку, независимо от того причисляет ли он себя к сонму верующих, или предпочитает не насиловать свой разум приспособленчеством к древним традициям и, тем не менее, считать себя духовным человеком.

О Боге и духе, добре и зле


Бог в развитых религиях - это персонификация высших ценностей в идеальном образе всесовершенного существа. Он - идеальный правитель, идеальный судья, идеальный гарант осуществления Абсолютного Добра, даритель Блага, идеальный учитель, всесовершенное Существо и Высший Дух, Творец всего сущего, ответственный за все пути его становления.

Отрицательнаятеология, отсекая утвердительные определения, направляет сознание верующего на самостоятельный поиск приемлемых определений, не позволяющих ограничить божество указанием на какие-то конкретные его черты. Положительная и отрицательная теология дополняют друг другаи внутренне связаны единой целью-утвердить определенную форму духовности, как единственно истинную, гарантирующую подлинное вечное существование и спасение от неподлинного (зла).

Отрицание Бога как некоторой высшей и всесильной субстанциальной реальности, обладающей собственной волей и самосознанием, свойственно не только убежденному атеизму, но и натуралистическому мышлению, которое надеется обустроитъся без Бога, без понятий о духе, без участия в становлении определяющих понятий культуры. Отказ от обсуждения духовных проблем, отказ понимать и обсуждать базовые понятия культуры представляет собой вульгарную догму натурализма и нигилизма. Между тем, без собственных представлений о духе, священном, всеобщем и подлинном в их взаимосвязи вообще нельзя говорить о полноценной культурной позиции. Отказ от обсуждения этих понятий и их взаимосвязи представляет собой отказ от высших достижений культуры и сползание на заведомо примитивные позиции, соответствующие ранним этапам становления культуры.

Смешивание атеистической и вульгарно-натуралистической позиции лишает возможности понять сущность отрицания атеизмом религиозного вероисповедания. Намеренное смешивание как раз и есть тот грубый прием растаптывания противника, к которому охотно прибегают теисты.

Атеистическая позиция не может представлять собой какой-либо формы простого отрицания религиозный верований и религиозного культа, она должна также заниматься изучением и разъяснением основных религиозных понятий и культов, путей и закономерностей их становления, отнюдь не с целью оскорбления чувств верующих, а с целью поиска более здравой позиции, способной избежать как неадекватности теистической позиции, так и примитивизма крайнего натурализма. Сам термин "атеизм" недостаточен и должен быть заменен другим, боле позитивным понятием, отражающим ценностные позиции рационального, здравого взгляда на жизнь, на духовные проблемы и пути их разрешения. Поэтому следует говорить об атеизме, как о современной системе представлений об основах биологической, социальной и культурной жизни, формах научной и ненаучной рациональности; атеизм избегает апологии религиозной и какой-либо другой идеологии, препятствующей развитию человеческого в человеке. Возможно, что термин "секулярный гуманизм" тоже недостаточен, так как отражает отмежевание от религиозной идеологии, но не определяет своего отношения к таким социальным формам как "национализм", "коммунизм" и т.д. Поиску названия универсалистской позиции, которая может быть названа гуманизмом, но еще не ясно каким именно, должна быть посвящена работа тех, кого волнуют эти проблемы. Добавлю только, что более приемлемым мне кажется термин "рационалистический атеизм", или "рациональный гуманизм".

Отрицания теизма недостаточно, необходимо еще указание на другую систему представлений, способную ответил" нате вопросы и удовлетворить те нужды, которым пытается отвечать религия. До тех пор пока такая позиция не сформирована, не встроена в конкретную жизнь конкретных людей в виде их убеждений, до тех пор теистические верования будут представлять достаточно грозную силу, способную существенно влиять на сознание современников, обособляя их от носителей других верований и систем ценностей.

Противостоять теизму следует не как злу, а как непреднамеренному заблуждению, способному породить неадекватные социальное процессы, которые в свою очередь могут существенно сдерживать становление более совершенных представлений и соответствующих им реальных форм жизни.

Существование и мощь религии в наше время можно назвать проявлением незрелости сознания и самосознания современников, которые считают возможным через признание традиционных воззрений решить самые сложные проблемы, решение которых возможно только на пути самостоятельных и достаточно сложных исканий. Сложно принять религиозную веру, но еще сложнее отказаться от нее, как от ложного пути.

Комфорт религии как раз и заключается в том, что, давая готовые ответы на сложные вопросы, отказывая человеку в необходимости самостоятельных поисков, религия способствует процветанию духовного инфантилизма и потребительства. Зависимость от пастыря, духовника, с одной стороны, обеспечивает единство общины верующих, с другой -усиливает их несамостоятельность, а значит препятствует становлению их как духовных существ. Общиной верующих достаточно легко управлять, особенно, если подогревать религиозные чувства и указывать на "врагов верью.

Хотелось бы думать, что такие средневековые методы, как сращение религии с госувдрстеом, попытки "духовного" руководства по отношению к государственным деятелям, нагнетание конфронтации между верующими и неверующими, межконфессиональная борьба за духовную власть канут в прошлое, однако, это возможно только с отмиранием религии.

Между тем, у теистов и атеистов могут бьггь области сотрудничества. Так, можно объединить усилия по борьбе с современными религиозными экстремистскими и тоталитаристскими явлениями, когда грубо манипулируют сознанием верующих, культивируют антигуманные формы общения и лидерства, с терроризмом и фашизмом, особенно когда они вовлекают в свои ряды молодежь, существенно искажая духовные поиски неискушенного в этих вопросах сознания. Налаживание диалога между верующими и неверующими призвано не только ослабить негативные проявления религиозности, но и ослабить взаимную неприязнь и подозрительность участников диалога. Сотрудничество - первый шаг к сохранению целостности человеческого мира, залог его стабильности.

"ЗС" №19 2001 г.
Оставить отзыв. (2)
111


Создатели сайта не всегда разделяют мнение изложенное в материалах сайта.
"Научный Атеизм" 1998-2013

Дизайн: Гунявый Роман      Программирование и вёрстка: Muxa