Средний человек не знает, что ему делать со своей жизнью, и, тем не менее, он хочет получить еще одну - вечную.
Франс Анатоль

Путеводитель
Новости
Библиотека
Дайджест
Видео
Уголок науки
Пресса
ИСС
Цитаты
Персоналии
Ссылки
Форум
Поддержка сайта
E-mail
RSS RSS

СкепсиС
Номер 2.
Follow etholog on Twitter


Подписка на новости





Rambler's Top100
Rambler's Top100



Разное


Подписывайтесь на нас в соцсетях

fb.com/scientificatheism.org



Разум и вера. Мнение читателей. (Разное)
Чуть больше года назад журнал опубликовал статью академика Виталия Лазаревича Гинзбурга "Религия и наука. Разум и вера" с подзаголовком "Атеисты, воинствующие безбожники, верующие в Бога, исповедующие религию - к какой из этих категорий принадлежат читатели "Науки и жизни"?" (см. "Наука и жизнь" № 7, 2000 г.). Эти же вопросы были оформлены в виде анкеты, заполнить которую и предлагалось читателям журнала. На обращение редакции откликнулись почти двести читателей журнала со всех концов страны. Писали люди разного возраста - от школьников (самой юной оказалась девятиклассница из г. Дзержинска Нижегородской области) до пенсионеров.


Комментарии отключены

1-4
Псевдоним: Михил18:18 09/11/2010
Виталий,Церковь и Бог,это разные по своей сути понятие,Иисус-Христос приходил не для возведения церквей,а для освобождения Людей из дявольских сетей Рабства.Но тогда также как и сейчас седящие на троне бездарные твари погубили его.Отец его Дух Святой погубил,Цивилизацию на Земле наступил холод,а на небе тьма!Чтобы все восстановить Людям нужно покаяться не в церкви,а пред Духом Святым и изгнать седящих на троне в кремле.Дявола!
Псевдоним: Евгений5:42 13/12/2009
Очень правильная и глубоко научная статья
Псевдоним: Владимир, атеист18:23 28/05/2005
Христианство было насильно навязано русскому народу, это широко известно. Мы остались полу-язычниками -полу-христианами. Знаменитый русский мат, пресловутое "богохульство" - это скрытое природное несогласие с постулатами веры. Например, в Церкви -Агнец Божий, в языке - козел вонючий, в Церкви - Богоматерь, в языке - ... Народ мыслит бытовыми категориями, где нет места евангельским "чудесам" о непорочном зачатии. И когда МАТ из подполья вырвется на общеязыковой фронт - берегитесь церковники! От христианского "кредо" (символа веры) не останется ничего. Это грустно, но такова линия жизни.
Псевдоним: Мулдашевики13:09 31/01/2005
КОЕ – ЧТО О ПРОСВЕЩЕННОМ НЕВЕЖЕСТВЕ.

Уважаемый Виталий Лазаревич!

Не можем не выразить свое восхищение по поводу Ваших научных достижений, отмеченных мировой научной общественностью такой престижной оценкой как Нобелевская премия. Особенно приятно, что такой награды удостоен наш соотечественник. И, конечно же, мы склоняем голову перед человеком, прожившим такую долгую жизнь, что само по себе есть уже подвиг.
Разрешите нам высказать некоторые соображения на тему «Науки и религии» и «Веры и разума». Не можем не согласиться с Вами и всячески поддерживаем Ваши усилия в борьбе с любыми проявлениями лженауки. Мы тоже стараемся в силу наших способностей внести некоторую лепту в это архиважное и злободневное дело. Приглашаем Вас убедиться в этом, посетив наш сайт.
Но Ваши сентенции по вопросу науки и религии, веры и разума нас разочаровали и несказанно удивили. Нам очень хочется спросить Вас, зачем Вам все это нужно? Мы даже не уверены, знаете ли Вы сами истинный ответ на это вопрос. Неужели только за тем, чтобы на себе проиллюстрировать действие закона «В иерархии каждый индивидуум имеет тенденцию подниматься до своего уровня некомпетентности» и превратиться в посмешище, добавим от себя.
Ваши рассуждения построены на некоторых ложных посылках. Примеры:
1. Вера в Бога связана с уровнем образования обратной пропорцией, чем более образован человек, тем менее он склонен верить в Бога.
2. По настоящему образованы «физики», «лирики» же – народ недостаточно образованный, темный и потому склонный верить в Бога.

Вы совершенно справедливо считаете, что дилетант в современной физике – это ужасно. Не можем с Вами не согласиться. Но на чем основана Ваша уверенность, что в вопросах философии, религиоведения и богословия дилетант легко разберется? На том, что такой дилетант награжден престижной премией в узкой, специальной области физики? Откуда такая самоуверенность, даже можно сказать спесь?
Да и дилетанты, нам видится, бывают разные. Есть дилетанты ищущие, сознающие свой дилетантизм, но постоянно углубляющие свои познания в интересующей их области. Вполне возможно, что скоро они становятся настоящими «профи».
Есть дилетанты закостенелые, имеющие собственное суждение по всем вопросам, уверенные в своих знаниях, в своем интеллекте и способности быстро разобраться в любой области знания, сходу. Такой, уверенный в себе, дилетантизм граничит с невежеством. На основании Ваших суждений о Боге, религии и вере, мы отнесли бы Вас к этой категории. Но есть у нас сомнения.
На наш взгляд возможна еще одна категория дилетантизма – лукавые дилетанты или, если хотите, дилетанты от лукавого. Это те кто, являясь дилетантом в какой-либо области, обладают более глубокими знаниями, но в угоду определенной жизненной позиции, определенной заданной ими же точки зрения занижают уровень этих знаний, замалчивают их или намеренно искажают. Думаем, что Вы именно такой дилетант в выдвигаемых и разбираемых Вами вопросах. Попробуем Вам это показать.
Очень жаль, что Вы лихо оперируя понятиями образование и образованность, никак их не определили. Что есть образованность, уважаемый Виталий Лазаревич? Дайте какое-нибудь вразумительное определение и только после этого выводите зависимость между образованностью и верой в Бога. А то у Вас получается так: «физики» (естественники) все сплошь образованы и потому атеисты. Хотя это и не так, как Вам хорошо известно. А верующие в Бога встречаются в основном среди «лириков», т.е. среди гуманитариев, потому что они в некотором смысле недоучки, т.к. не знают современной физики. Такое мы уже читали лет десять назад в писаниях Вашего коллеги и единомышленника Е. Фейнберга.
А не приходило вам в голову, уважаемые господа физики, простая мысль, что может потому среди гуманитариев больше верующих, что они более физиков образованы и лучше разбираются именно в тех вопросах, которые непосредственно, гораздо ближе чем физика, связаны с верой. Не умаляя достижений современной физической науки, мы зададим вам вопрос, вы, что в самом деле считаете, что когда-нибудь будет открыта самая элементарная частица, на которой будет четко написано «Бога нет», или это станет абсолютно ясно в результате какой-нибудь теории «суперобъединения»?

Французский просветитель и вольнодумец Ф. Вольтер лет эдак двести с лишком назад в сатирической повести «Микромегас» описал высокоразумное существо гигантских размеров, однажды посетившее землю. Микромегас воспринял людей как «разумные атомы» и поинтересовался уровнем их умственного развития. Знания «разумных атомов» оказались весьма обширными: они могли точно вычислить сколько земных диаметров укладывается в расстояние от Земли до Луны, вес объема воздуха и другие подобные вещи. Пораженный эрудицией землян, Микромегас спросил: «Поскольку вы обладаете столь обширными знаниями о том, что вне вас, вы несомненно, должны быть еще лучше осведомлены о том, что внутри вас. Скажите, что такое душа и как образуются у вас мысли?». Ответы землян на этот вопрос оказались столь противоречивыми, примитивными и нелепыми, что, слушая их, Микромегас покатывался с хохоту.

Мы осведомлены, что атеисты считают, что души у человека нет. Но Вы же не станете отрицать, что человек наделен некоторой «внутренней» жизнью, связанной с его разумным состоянием, даже если эта особенная жизнь прекращается, по - Вашему, со смертью физического тела?
Атеист не может отрицать очевидного: самосознание, разум, воображение, которыми наделен человек и которые составляют основу той особенной «внутренней» жизни. Назовем её «духовной жизнью». Наличие такой жизни делает человека, по словам Э.Фромма, «аномалией, причудой Вселенной». За свое разумное состояние человек расплачивается «островками напряженности» существующими в его духовной жизни. Иногда их называют «проклятыми вопросами», в психологии – «экзистенциальными дихотомиями». Например, дихотомия жизни и смерти, одиночества и необходимости сосуществовать с другими людьми и др. Эти вопросы есть факт, а «проклятые» потому, что рано или поздно они обязательно становятся перед каждым разумным человеком, и он вынужден их как-то решать. Они не дают ему спокойно жить и от них невозможно избавиться. Если человек начинает играть с ними в прятки, они обязательно найдут и разрушат его.
Так вот, уважаемые господа физики, быть может, вы полагаете, что именно физика, или химия, или математика смогут их решить вместо человека? К сожалению, он должен решить их сам. А вот помочь ему в этом могут как раз не физика или другие естественные науки, а именно философия, религия, да, пожалуй, и богословие. Так что напрасно Вы их так презрительно недооцениваете.
Мы прекрасно понимаем, что чтобы добиться выдающихся результатов в такой сложной науке как физика одних способностей недостаточно, нужно отдаться ей целиком. И вполне естественно, что на постижение чего-либо иного, отличного от физики, просто физически не остается времени. Так вот, может быть, для Вас это будет открытием, точно так же обстоят дела и с философией и религией и тем более богословием. Таким образом, желая достичь мастерства в какой-либо определенной области, приходится жертвовать другими и остаться в них дилетантами, а иногда и просто невеждами.

По памяти расскажем (или напомним, если Вы её уже слышали) одну притчу. Жил-был некий соляной человечек. И была у него мечта: увидеть и понять, что такое есть море. Однажды он пришел к морю, увидел его, «потрогал», попробовал на вкус, но так ничего и не понял. Он решил войти в море. Вошел и, естественно, растворился в нем. И тогда он сказал: «Теперь я знаю, что такое море. Море – это я!»

Так вот, уважаемый господин Атеист, глядя на нечто со стороны, часто невозможно понять, что оно такое есть, и потому все суждения об этом оказываются в той или иной степени ложными. Чтобы лучше понять это, необходимо «окунуться» в него с головой.
Вы заявляете, что знакомились с богословием. Позвольте Вам не поверить. Возможно, Вы подержали в руках какую-нибудь богословскую книжку и, очень может быть, даже полистали её. Но, если бы Вы действительно знакомились с Богословием, то никогда бы не удивлялись, почему существует много разных религий, и почему Бог не сделал так, чтобы была одна ясная для всех религия, и почему в мире столько зла, к чему и физики приложили свою руку. Хиросиму и Нагасаки еще помните?
На эти вопросы Вам легко ответить могут ученики воскресной школы, а уж тем более те, кто действительно изучал богословие. Папа, например.
Если бы Бог устроил жизнь так, как Вам представляется должно быть, мир превратился бы в механизм подобный часовому (впрочем материалисты и атеисты таким мир и представляют), ладно работающий, но абсолютно бездушный: ни любви, ни творчества, ни свободы, ни прочих всяких реакционных глупостей.
Ну не верим, что Вы никогда ничего подобного не слышали. Поэтому Вы лукавите, потому что Вам кажется, что это хороший довод для малообразованных лохов в пользу неразумности Бога, а следовательно его отсутствия.
А вот в Ваших утверждениях, что религии основываются на чудесах, лукавства нет. Одно невежество. Потому что Вы не только с богословием не знакомились, но очевидно даже не потрудились заглянуть, о чем там говорится в Торе или Библии. А беретесь рассуждать о вере и религии. Иначе Вы бы знали, что религии (по крайней мере, иудаизм, ислам и христианство) основываются на Откровении. Да не обидятся на нас правоверные иудеи за некоторую вольность, сообщаем Вам, что Тора, например, «покоится» на одной фразе: «Шма Исраэль: Адонай Элогейну Адонай Эхад!» (Слушай Израиль: Бог – Всесильный наш, Бог один!). Иисус Христос вообще был противником чудес и укорял своих учеников за тягу к ним. Почитайте Евангелия.
А чудеса, понятно же, есть, уважаемый господин Атеист. Главное чудо жизни – это Вы сами. Подумайте об этом на досуге.

Вы заявляете, что атеист Вы не воинствующий. А какой, разрешите спросить? Войны разные бывают. Может быть прямая, открытая агрессия. Таковы были воинствующие атеисты эпохи журнала «Безбожник» и хрущевской «оттепели». А может быть война скрытная, партизанская или террористическая, война из-за угла. К такому типу воинствующих атеистов, по-нашему разумению, Вы и относитесь.
Задачей современного научного атеизма является, по словам известного гуманиста и атеиста Пола Куртца, исследование аргументов, свидетельствующих о существовании Бога, с точки зрения их обоснованности. Даже намека на такое исследование в разбираемых Ваших статях нет. Зато есть масса свидетельств Вашей продолжающейся борьбы с церковью, особенно с РПЦ, и верующими.
Пример. О восстановлении Храма Христа Спасителя. Ученого, Лауреата Нобелевской премии, беспокоит, что государство бесполезно расходует средства. Он прямо намекает, что не будь подобных бесполезных дел, народу жилось бы значительно лучше.
Стыдно должно быть, уважаемый Ученый. Вам не кажется, что порядочный человек должен вернуть законному владельцу то, что он когда-то по неразумению и ослеплению украл. А то, что было отобрано у церкви (в частности у православной) под видом, скажем, помощи голодающим и потом разворовано вряд ли когда-то удастся вернуть.
Ценность, украденного у церкви, не поддается исчислению. А ведь это все было национальное достояние и национальная гордость, даже, можно сказать, наша национальная изюминка. Россию называли когда-то «страной церквей», а Москву – «сорок сороков». Вы, что на самом деле не понимаете этого? Не верим. Следовательно, опять лукавите.

Бывает, в православный храм заходят случайные люди, так из любопытства, пару раз. Допускаем, что кто-то посещает храм из каких-то своих меркантильных соображений. А вот, чтобы кто-то регулярно посещал храм из чисто эстетического чувства или для «контрастных переживаний», а тем более участвовал в обрядах и таинствах, извините, не верим. Если человеком двигают какие либо иные побуждения кроме веры в Бога, то такие люди долго в церкви не задерживаются.
Случалось быть нам и в местной синагоге и в молитвенных домах некоторых протестантских направлений. Уверяем Вас, там вообще практически нет случайных людей.

«Верить в воскрешение из мертвых, загробную жизнь, рай, ад и т.п. – значит отрицать современную науку…». Это «чегой-то» вдруг? Вот пример типичного, сконструированного Вами, софизма и, к сожалению, не единственного. Нарушена логическая связь. В огороде - бузина, в Киеве – дядька.
Сообщите нам, пожалуйста, где, когда и при каких обстоятельствах физики открыли, что нет рая и ада, загробной жизни и т.п.

Уф!... Устали… Совершенно невозможно. Каждый абзац, каждое предложение Ваших сочинений буквально переполнены дилетантизмом особого рода, и требуют подробного комментария.

Еще примеры лукавого дилетантизма.

1. Православие чуждо науке. Доказательство: мракобесы из РПЦ не признали результатов экспертизы останков царской семьи. Вывод (лукавый): церковь не верит и не доверяет научным методам исследований, поэтому чужда науке.
Недавно японцы проводили подобную экспертизу. Их вывод: останки не принадлежат царской семье.
2. Нет разницы между пантеизмом и атеизмом.
Для дилетанта, может быть, и нет. Однако, для пантеизма совершенно невозможен лозунг подобный «Мы не можем ждать милостей от природы…» и т.д.
3. Вера в Бога – «эмоции, хождение на поводу у предрассудков и обветшалых верований седой древности». – Архиглупость, не хочется даже кратко комментировать.
4. «Звериный оскал большевизма» - круто для члена партии большевиков с 1944 года. Чей оскал-то?
5. Со временем кризис религии будет нарастать.
Очень знакомо. Уверены, что не так давно, на различных собраниях и научных форумах Вы говорили о нарастающем кризисе капитализма и скорой победе коммунизма.

Нам бесконечно стыдно, что Вы принадлежите (к счастью, только по рождению) тому самому народу, который пронес через тысячелетия сквозь многочисленные бедствия и невыносимые испытания свою единственную драгоценность, о которой пел когда-то в той самой седой древности царь Давид.

«Иные – колесницами, иные – конями, а мы именем Господа, Бога нашего, хвалимся: Они поколебались и пали, а мы встали и стоим прямо» ( Пс. 19: 8-9 ).

Ps. Мы, ни в коем случае, не ставили своей задачей Вас как-либо обидеть, оскорбить или унизить. Мы считаем, что не в спорах рождается истина, но только в открытом, искреннем диалоге и обмене достоверной информацией. Тем более это касается науки и религии. Спорят же и враждуют друг с другом только отдельные не очень умные люди, выступающие от имени науки или религии.
Если окажется, что в чем-либо мы не правы, мы охотно признаем свои заблуждения.

Творческая группа «Мулдашевики».




1-4
111


Создатели сайта не всегда разделяют мнение изложенное в материалах сайта.
"Научный Атеизм" 1998-2013

Дизайн: Гунявый Роман      Программирование и вёрстка: Muxa