Нет ничего более замечательного, чем распространение религиозного неверия, или рационализма, на протяжении второй половины моей жизни.
Дарвин Чарльз

Путеводитель
Новости
Библиотека
Дайджест
Видео
Уголок науки
Пресса
ИСС
Цитаты
Персоналии
Ссылки
Форум
Поддержка сайта
E-mail
RSS RSS

СкепсиС
Номер 2.
Follow etholog on Twitter


Подписка на новости





Rambler's Top100
Rambler's Top100



Разное


Подписывайтесь на нас в соцсетях

fb.com/scientificatheism.org



Оставить отзыв. (41)


Разное
Контрольная по православию


Конституционно закрепленный светский характер российского государства федеральные чиновники упоминают сегодня едва ли не с извинениями.

Религия все активнее проникает в российские школы. Как заявили вчера представители Московской патриархии, в начинающемся учебном году предмет под названием "Основы православной культуры" станет обязательным в школах четырех областей Центральной России. В Белгородской области, например, по решению областной думы основы станут обязательным предметом во всех одиннадцати классах. Еще в одиннадцати регионах основы будут преподаваться факультативно.

Вопрос о том, должна ли в российской государственной школе преподаваться религия, назрел. Движение началось не вчера, оно пользуется явной поддержкой местных властей во многих регионах. В Курской области основы преподают в школах с 2003 года, на Смоленщине – уже пять лет, в Московской области такой факультатив есть уже шесть лет.

Российское общественное мнение скорее приветствует движение в этом направлении: в середине прошлого года, по данным фонда "Общественное мнение", православными назвали себя 59% россиян, а 59-61 % граждан (в зависимости от формулировки) высказались за преподавание в школе истории религии или основ православной культуры. Отрицательно относятся к этой идее не более 15% опрошенных.

Ссылаясь на рост религиозности россиян, представители церкви требуют введения преподавания религии в школах все настойчивее. Соответствующие же федеральные ведомства на этом фоне оказались в пассивно-оборонительной позиции: конституционно закрепленный светский характер государства чиновники упоминают едва ли не с извинениями. Этим, собственно, и вызвано появление предмета под расплывчатым названием "Основы православной культуры". Предполагается, что таким образом найден компромисс, позволяющий обойти проблему разделения церкви и государства.

В обоснование такого компромисса иерархи РПЦ ссылаются на западноевропейский опыт. Действительно, единственная европейская страна, где сегодня в школе не преподается религиоведение, – это Франция. Во всех остальных государствах ЕС оно присутствует в виде или факультативного, или обязательного предмета. В Финляндии религиозное образование – обязательный предмет. Преподавание построено по конфессиональному признаку: если в классе есть трое и более представителей официально признанной в стране конфессии, им обязаны предоставить возможности для изучения их религии. Атеисты изучают основы этики. В Дании христианские знания – обязательный предмет, от которого освобождаются лишь те дети, родители которых официально заявили о принадлежности к иной религии (обычно 2-3% учеников). Преподавание ведут священники. В Великобритании преподавание религиоведения обязательно, на него рекомендуется выделять 5% учебного времени. В Германии религиоведение (в протестантском варианте) – обычный предмет в программе государственных школ, сохранение которого поддерживают от двух третей до 80% граждан. Обсуждается в последнее время введение в отдельных местностях изучения истории ислама.

Все это так. Однако преподавать религиоведение можно по-разному. Один подход предполагает изучение религии изнутри: преподавателями являются верующие люди, обучение организовано по конфессиональному принципу, задача – помочь ученикам уверовать в Бога или закрепить свою веру. Другой подход – изучение религии извне. Библия или Коран изучаются не как священные тексты, а как исторические источники, задача – критический анализ роли церкви в обществе. Преподавание могут вести светские учителя, предмет доступен всем ученикам.

Весь вопрос в том, что за предмет представляют собой компромиссные основы православной культуры.Сейчас их все чаще преподают священники, программы и учебники разрабатываются церковью. Более того, изучение основ православной культуры может становиться и предлогом для изложения определенной концепции истории – например, на Смоленщине основы совмещаются с регионоведением.

Общество в большинстве своем этого не замечает: данные ФОМ показывают, что российские граждане не осознают различий между основами православия, основами православной культуры, историей религии и так далее. В результате России явочным порядком навязывается преподавание религии изнутри, предполагающее индоктринацию школьников. Это, безусловно, не противоречит европейской практике, но противоречит российской Конституции. Возможно, религиоведение и стоит ввести в России, но принципы и ограничения в его преподавании должны быть приняты на уровне федерального парламента, осознанно и после открытого обсуждения.

01 сентября 2006

Кирилл Рогов, Николай Дзись-Войнаровский, Александр Кияткин, Александр Лиманов, Игорь Федюкин

Источник: Коммерсантъ (Москва)

Оставить отзыв. (41)
111


Создатели сайта не всегда разделяют мнение изложенное в материалах сайта.
"Научный Атеизм" 1998-2013

Дизайн: Гунявый Роман      Программирование и вёрстка: Muxa