Точка зрения, будто верующий более счастлив, чем атеист, столь же абсурдна, как распространенное убеждение, что пьяный счастливее трезвого.
Шоу Бернард

Путеводитель
Новости
Библиотека
Дайджест
Видео
Уголок науки
Пресса
ИСС
Цитаты
Персоналии
Ссылки
Форум
Поддержка сайта
E-mail
RSS RSS

СкепсиС
Номер 2.
Follow etholog on Twitter


Подписка на новости





Rambler's Top100
Rambler's Top100



Разное

Купить бетон от производителя www.mosbetone.ru.

Подписывайтесь на нас в соцсетях

fb.com/scientificatheism.org



Оставить отзыв. (5)


Самодуров Юрий
Православие становится агрессивным


- Юрий Вадимович, как возникла идея выставки "Осторожно, религия!"?

- Выставки, проводимые Музеем Сахарова, делятся на два типа. Одни из них инициирует сам музей, а другие нам предлагают сделать художники, если мы дадим помещение. С идеей данной выставки к нам обратился художник Арутюн Зулумян. Основная его идея была в том, что опасна именно агрессивная сторона религии и в то же время опасен агрессивный атеизм, агрессивное отношение к самой религии. Эту идею я считаю весьма важной и правильной, потому что в советские времена я видел священников, которые, преодолевая массу трудностей, несли свое служение людям, и за это я их очень уважал. Сейчас же возникает ощущение, что православие становится агрессивным по отношению к другим конфессиям, пытается проталкивать православную идеологию в качестве единственно верной и спасительной.

Маятник качнулся в другую сторону. Появились предпосылки к возникновению такого неприятного явления, как православный тоталитаризм, дискриминация атеистов, верующих других конфессий и религий. Агрессивная проповедь того, что только верующий человек - нравственный человек и только он является носителем духовного и культурного наследия страны, для меня кажется нелепой и претенциозной.

- Вы не ожидали подобной реакции со стороны верующих?

- Нет, мы даже не предполагали подобного развития событий. До этой выставки я большую часть авторов просто не знал. Когда я стал с ними разговаривать, то оказалось, что многие из них, в частности авторы самых критикуемых работ, православные верующие.

Они в четкой образной форме пытались передать свою озабоченность тем, что религия становится для определенных церковных и околоцерковных кругов торговой маркой, брэндом, политическим рычагом. Реакция некоторых представителей Церкви тоже меня совершенно обескуражила. Например, протоиерей Всеволод Чаплин не раз бывал у нас в музее. Он отлично знает, что мы не боремся против религии, поэтому его суровая критика в наш адрес стала для меня полной неожиданностью.

С моей точки зрения, самыми интересными и талантливыми были работы, подвергшиеся самой большой критике. Например, рекламный плакат Косолапова со стилизованным изображением Христа, надписью "This is my blood" и банкой кока-колы. Художник выразил свою неприязнь к деятельности тех, кто любой ценой пытается навязать людям свой товар или идею.

- У вас не возникло мысли пригласить какого-либо эксперта-религиоведа, чтобы тот дал оценку того, насколько экспонаты выставки могут быть оскорбительными для верующих?

- А зачем? Это может оскорбить чувства верующих только в том случае, если они не понимают смысла созданного художником. И даже в этом случае у верующего нет права работы уничтожать. Меня и наш музей, возможно, будут судить за богохульство. Вопрос в том, можно ли в современном светском обществе судить людей за богохульство?

Существенно следующее. Если многие из этих работ повесить в церкви, то я бы сам счел это намеренным оскорблением. Ведь в церкви не подразумевается вольная трактовка символов, значимых для верующих людей, им нельзя придавать иное значение. Но пространство выставочного зала предназначено именно для другой интерпретации разнообразных значимых символов.

Другая, чем в церкви, интерпретация религиозных символов отнюдь не подразумевает надругательство. В искусстве чем значимей символ, тем значимей помещение его в другой контекст. Это другое толкование, а не надругательство. Главный вопрос в этой ситуации: существуют ли в России правовые ограничения на использование религиозных символов для создания художественных образов, выражающих другие смыслы и значения?

Если бы они были, то мы, как законопослушные люди, не стали бы демонстрировать на выставке "Осторожно, религия!" некоторые работы, однако я подобных ограничений не знаю. Да и могут ли они существовать в обществе, где Церковь отделена от государства? Если их ввести, пойдут запреты на использование значимых культурных, национальных и других символов.

- Повторили бы вы еще раз такую выставку после всего, что произошло?

- Мы обсудили случившееся с нашими экспертами и пришли к мнению, что эта тема даже более актуальна, чем мы думали ранее, и настолько важна, что ее необходимо продолжать. И я думаю, что если никаких правовых ограничений на переинтерпретацию религиозной символики не обнаружится, то вполне возможна следующая художественная выставка. В ней хотелось бы выразить протест и тревогу в связи с тем, что определенные силы в Церкви пытаются создать из православия господствующую в России идеологию. Конечно же, выставку нужно будет обеспечить охраной от возможных погромов.




Ссылки на другие материалы в InterNet по этой теме
Православие становится агрессивным - исходный материал с сайта газеты "НГ-Религии"
Оставить отзыв. (5)
111


Создатели сайта не всегда разделяют мнение изложенное в материалах сайта.
"Научный Атеизм" 1998-2013

Дизайн: Гунявый Роман      Программирование и вёрстка: Muxa