Кто начинает с того, что каждому верит, кончает тем, что каждого считает плутом.
Геббель Кристиан Фридрих

Путеводитель
Новости
Библиотека
Дайджест
Видео
Уголок науки
Пресса
ИСС
Цитаты
Персоналии
Ссылки
Форум
Поддержка сайта
E-mail
RSS RSS

СкепсиС
Номер 2.
Follow etholog on Twitter


Подписка на новости





Rambler's Top100
Rambler's Top100



Разное


Подписывайтесь на нас в соцсетях

fb.com/scientificatheism.org



Оставить отзыв. (0)


Сметанин Евгений Константинович
Расставание с идеей бога (гуманистический манифест I 1933г. в изложении материалиста).


Прежде всего меня поразило то, что Гуманистический Манифест I излагается от имени тех, кто называет себя религиозными гуманистами. Могли ли быть таковые даже в 1933 г., если к тому времени в европейском мире произошла не только социальная революция ( которая “потрясла мир” ), но и антиклерикальная ? Да и, вообще, могли ли быть религиозные гуманисты, если понятия религия и гуманизм не совместимы друг с другом ?
Но, вчитываясь в текст Манифеста, я убеждался, что его авторы выступали в роли протестантов и соединение несоединимых терминов понадобилось им, как мост для перехода к новому качеству не только мировоззрения, но и мышления.
“Пришло время широкого осознания радикальных изменений в религиозных верованиях во всем современном мире”, заявляют они в первых же строках Манифеста. - “Наука и экономические изменения подорвали старые верования. Религии всего мира не в состоянии приспособится к новым условиям, созданным огромным ростом знания и опыта”. Лучше не скажешь. А уж положения этого Манифеста, которые авторы предлагают общественности в качестве альтернативы существующему вокруг них общественному мнению, звучат абсолютно материалистически.
“Первое: религиозные гуманисты рассматри-вают Вселенную самостоятельно существующей и несотворенной.
Второе: гуманизм полагает человека частью природы и его возникновение есть результат длительного процесса.
Третье: придерживаясь органической точки зрения на жизнь, гуманисты находят, что традиционный дуализм души и тела должен быть отвергнут”.
И так 15 пунктов! Какие же это “религиозные гуманисты”? Вероятно, американцы 20-30 г.г. ХХ века, до которых хоть и докатывались волны антиклерикальной революции, начавшейся в Европе еще в веке ХVIII-м, всякое обращение к человеку воспринимали только в рамках религии.
Да вот жизнь, реальная жизнь, наука, экономика подталкивали их, в большинстве весьма прагматичных, к более объективному восприятию действительности. Поэтому и выписывали они в Манифесте почти как откровения: “...цивилизация и религиозная культура человека это продукты постепенного развития, возникающие благодаря их взаимодействию с природной средой и социальным наследием” (Ах, где вы, классики марксизма?!...).
“...природа... не дает... сверхъестественного или космического подтверждения человеческих ценностей”.
“...ушло время теизма, деизма, модернизма...”.
“Взамен устаревших традиций, включающих богослужение и молитву, гуманист выражает свои религиозные чувства в усиленном осознании своей индивидуальности и своей сопричастности совместным усилиям, направленным на повышение общественного благосостояния”.
(О, доброй памяти разночинцы, русские революционные демократы, c их теориями “разумного эгоизма”, “малых дел”, “служения народу”...Ау!)
“...не остается места каким бы то ни было специфически религиозным эмоциям и традициям, подобным тем, что до настоящего времени увязывается с верой в сверхъестественное”.
“...гуманизм встанет на путь социально и психологической профилактики
(хорошо сказано! - прим. Е.К.) и сумеет противостоять оторванным от реальности сентиментальным надеждам и произволь-ным намерениям”.
“...все сообщества и институты существуют с целью реализации человеческой жизни”.
(Это бы надо выделить жирным шрифтом, ибо действительно насущно и сейчас, указывает, на то направление, которое необходимо развивать при организации отбора нужного и ненужного в нашей повседневности).
“Гуманисты твердо убеждены в том, что существующее утилитарное, ориентированное на прибыль ( подчеркнуто мною Е.К. ), общество показало свою несостоятельность, и что необходимы радикальные изменения в его методиках. В целях справедливого управления и мотивации распределения жизненных средств должен быть установлен социально ориентированный коллективный экономический поря-док.
Цель гуманиста - свободное всемирное общество, в котором люди сотрудничают в соответствии со своей доброй волей и разумом на общее благо”...
(Чем ни цитата из труда какого-нибудь апологета коммунистического мировоззрения? Греет душу осколком преданного, проданного и с глумление разрушенного социализма ).
И, наконец: “...гуманизм:
а) утверждает жизнь, не отрицает ее;
б) ищет возможности осуществления жизни, но не бежит от нее;
в) стремится к осуществлению
(наверное, к созданию - Е.К.) условий для удовлетворительной жизни для всех, а не для избранных”.
Закончив цитировать Гуманистический Манифест I, я вернулся к “своим баранам” лета 1998 г.
Меня овевала свобода, которую я ждал всю сознательную жизнь. И не только ждал, но и делал заготовку сногсшибательных проектов.
При существовавшем тоталитаризме я не мог и мечтать о претворении их в жизнь. Они выпадали из системы.
Теперь система умирала в судорогах, а на проекты нужны были деньги. Их никто не собирался давать. Средства массовой информации призывали меня заняться бизнесом, чтобы заработать много денег. И, в то же время, с установленной сгоряча гласностью да и для привлечения к себе внимания, в подробностях описывали чем заканчивается бизнес, обещающий большие деньги. Трупы на фото - в газетах, трупы - на экранах телевидения, трупы - среди когда-то мирных улиц родного города. А мне хотелось жить. И потому, что я - живое существо, и потому, что дел еще не початый край и никто их за меня не закончит.
Не так давно пришлось участвовать в митинге - протесте против строительства гигантского храмового комплекса в одном из московских районов. Разрешение на отвод земли под комплекс и его строительство пробили пронырливые священнослужители. Сделали они это на волне “возрождения духовности и церкви”, поднятой политиками, но не учли настроений паствы, на территорию и права коей посягнули. “Возрождение” только титульной - русской православной церкви - в Москве вылилось в строительство храмов в каждом районе и чуть ли ни у каждой станции метро. За счет средств, выделенных на благоустройство города. Верхом нелепости стало возведение нового храма христа по-старому и весьма бездарному проекту архитектора Тона. В период полного разрушения промышленного производства, невыплаты зарплаты, обнищания основной массы населения убухивались миллиарды ни весть откуда изымаемых средств и возносилось подобием самовара рядом с “воздушным” дворцом - музеем, созданным Цветаевым и архитектором Клейном.
Волна “возрождения” уже привела к тому, что взрослые и дети уверены в божественном происхождении человека, что на небе есть кто-то, кто следит за ними, что у всех у них есть душа, что...
Нет, Манифест 1933 г. вдруг стал современен и сегодня.
Оставить отзыв. (0)
111


Создатели сайта не всегда разделяют мнение изложенное в материалах сайта.
"Научный Атеизм" 1998-2013

Дизайн: Гунявый Роман      Программирование и вёрстка: Muxa