Пример атеистов доказывает, что идея бога не врожденна.
Локк Д.

Путеводитель
Новости
Библиотека
Дайджест
Видео
Уголок науки
Пресса
ИСС
Цитаты
Персоналии
Ссылки
Форум
Поддержка сайта
E-mail
RSS RSS

СкепсиС
Номер 2.
Follow etholog on Twitter


Подписка на новости





Rambler's Top100
Rambler's Top100



Разное


Подписывайтесь на нас в соцсетях

fb.com/scientificatheism.org

vk.com/scientificatheism_org



Из Павла в Савла ()
К столетию Александра Осипова, богослова, ставшего атеистом.


Внимание, на сайте действует премодерация комментариев.

E-mail:
Имя:
Сообщение:

введите число указаное на картинке
1-31
woo kim (nameugene@gmail.com) 11:53 15/04/2012
Как говорится, каждому свое!
Как многих нужда заставляет в Бога, так и нужда заставляет отречься от Него.
Осипов сделал свой нелегкий выбор, а правилен выбор или нет - за это ему отвеча ть перед Праведным Судией!
ррр17:18 19/08/2011
правила диспута...

1.Без цинично-иронической речи
2.Без софистических аспектов
3.По совести и справедливости
4.Без профанации.

ррр17:09 19/08/2011
прежде чем начать разговор,ответьте на маленкий вопрос..кто вы по профессии?
Гаврик (ррр\'у) 16:34 19/08/2011
--- Бог в самую первую очередь есть любовь
Мы на каком языке будем беседовать, на [более или менее строгом] философском, или на околовсяческоболтологическом?
Если в высказывании "мебель - это в первую очередь шкаф" обнаруживается чёткий, максимально вынесенный из контекста объективный смысл, то фраза "генеральный директор - это прежде всего наливание бесплатной газировки из автомата в холле" как минимум требует трансляции из частного [умалчиваемого] контекста в общий.

Я могу каждый раз делать подобные операции за Вас, но многолетний опыт показывает, что беседа чаще всего не клеится. Собсеседник (тем более оппонент) практически мгновенно оказывается лицом к лицу с необходимостью переопределять ключевые конгитивные конструкты - отказываться от удобных [неадекватных] схем, изменять, разделять и уточнять понятия и т.д.

Как будем беседовать?

ррр16:07 19/08/2011
я тоже не верю в бога в которого и атеист не верит..Для меня понятие Бог в самую первую очередь есть любовь,и єто не потому-что Церковь учит тому.Мой путь к Богу прошел через огромное горнило сомнений вплоть до сегоднешнего дня..Но одно не смогу отрицать не смотря на то что иногда бывают вопросы которых пока не могу понят,єто то что Он есть..
Гаврик (ррр'у) 15:50 19/08/2011
--- я очень хочу чтобы вы меня убедили в том,что Бога нет

1) я НЕ АТЕИСТ.
2) можно было бы вместо ответа отослать к знаменитому тезису о летающем чайнике.
3) _какого_именно_ "Бога"?
4) _что_именно Вы подразумеваете под концептом "Бога"?
ррр15:25 19/08/2011
Гаврику....я очень хочу чтобы вы меня убедили в том,что Бога нет...будьте любезны...я буду говорить с вами обЪективно..как частное лицо,ни пренадлежащее ни к теизму или атеизму ,и того же попрошу от вас..
Гаврик2:43 19/08/2011
--- заметил потрясающую вещь..каждый из них в глубине сомневались в своих утверждениях...
Эта "потрясающая вещь" неазывается "ИНТЕЛЛЕКТ". Как раз то, что обычно отключено или отсутствует у верующих. Иногда полностью, всегда - в вопросах веры.
ррр1:50 19/08/2011
атеисты делятся на две части...1-єто те у которых лозунг,не вижу не верю,скорее єто материалисты,которые убегают от ответственности не принимая Бога.2-таким людям нужно сочувствовать,а не угнетать..они действительно не чувствуют Бога.. Я говорил со многими атеистами и заметил потрясающую вещь..каждый из них в глубине сомневались в своих утверждениях...
Барсук1:32 09/07/2011
По поводу книги Дэвида Найдиса очень спорно ее рекомендовать к прочтению. Скорее как пособие как не надо писать и излагать свои мысли. Сплошные противоречия в умозаключениях автора, особенно это касается анализа Нового Завета.
можно конечно обсудить, но тема в ветке другая
атеист1:18 12/05/2011
Этот осипов неправильный атеист.
Алексей Климов (str666@mail.ru) 7:42 17/04/2011
Димитрий, чтобы понять Александра Осипова нужно прочитать его книгу. Это Вы не желаете делать. Почему? Может Вы уже её прочитали? Судя по Вашим высказываниям, я не уверен, что Вы удосужились прочитать полностью даже статью об А.А. Осипове.
"Памятник" - его труд (книга). Вам уже прямо указали на перебежчика А. Кураева, но у Вас двойные стандарты?!
Я Вам рекомендую к прочтению книгу Давида Найдиса "Библейская правда" (есть на моём сайте). Автор делает интересный вывод по поводу Иуды. Иуда Искариот был казначеем в секте Иисуса, любимым учеником. Секта не нуждалась в деньгах. Обращённый в новую веру непременно должен был расстаться со своим имуществом. Если Вы уличили меня во лжи, то я кинусь ссылками в ответ из сборника книжек с мифами и сказками древнееврейского народа.
Юра9:27 15/04/2011
Дмитрий, Иуда Искариот был племянником Иисуса, отличался ревностью в вере и набожностью.
И когда его дядя объявил себя равным богу, то не смог вынести этого богохульства.
Савл/Павел тоже сначала был против нового культа, но после сделал гораздо больше для его продвижения, чем любой из апостолов. Вся христианская церковь - это творение «предателя» Савла, который пошёл к язычникам и изменил «богоизбранному народу».

Димитрий8:29 15/04/2011
Алексей Климов
Вам настоятельно рекомендую перечитать статью об этом выдающемся человеке.


Ну какой он человек? Второй иуда искариот он.Сегодня он был верующим,потом стал атеистом.Нашли себе "выдающемся"кумира.Памятник ему поставте как большевики-атеисты поставили памятник иуде считая его первым революционером.
Предавший раз, предаст снова...это о осипове.6:40 15/04/2011
Истина, говоришь? Ну так и меряй эту истину одним аршином.
Дькон Кураев и ему подобные товариСЧи как раз-таки очень выиграли в материальном плане, перекрасившись из комсомольцев в профессиональные богомольцы.

Алексей Климов (str666@mail.ru) 6:17 15/04/2011
Димитрий,я Вам настоятельно рекомендую перечитать статью об этом выдающемся человеке.
Особого внимания заслуживает книга бывшего священника А. А. Осипова "Откровенный разговор с верующими и неверующими" - в ней автор рассказывает историю своей жизни и причины, по которым он порвал с религией и стал атеистом. Эта книга на меня произвела глубокое впечатление. Как говорится затронула до глубины сознания. Сначала я прочитал электронный варинат с сайта "Научный атеизм" и только потом нашёл эту книгу в библиотеке и прочитал второй раз. Я благодарен библеотекам города, что в их фондах сохранены такие книги, несмотря на веяния времени, и доступны для ознакомления всем желающим.
Некоторые вещи по атеизму можно взять на моём сайте: http://straider666.narod.ru/Main_Ateizm.html
Димитрий19:29 14/04/2011
А ты, Димитрий, лжёшь и клевещешь.
Существует истина.
Предавший раз, предаст снова...это о осипове.
Зачем столько вы пишете об этом осипове который искал в жизни где лучше и сытнее.4:49 14/04/2011
В статье более чем ясно написано, что уйдя из попов Осипов в материальном плане не приобрёл, а потерял — его благосостояние в бытность попом было гораздо выше, чем после ухода из попов.

А ты, Димитрий, лжёшь и клевещешь. Хороши ж морально-этические установки твоей веры. Впрочем, твоим оппонентам давно всё ясно и с тобой, и твоей верой.
Вендиго21:27 13/04/2011
Уходя из церкви, я отчетливо сознавал, что меня ожидает осуждение со
стороны многих фанатиков, что придется прочесть и выслушать немало злых и
полных ненависти слов. Предчувствовал, что некогда превозносившие меня люди
начнут возводить на меня всевозможные грязные обвинения.
Случайная встреча на улице показала мне, какая кампания очернения
ожидает каждого порывающего с религией. У Московского вокзала меня остановил
мой бывший студент, протоиерей одной из ленинградских церквей.
Поздоровались, и он сказал: "Все пописывают о нас всякие мерзавчики!
Впрочем, Дулуман среди них определенно умный..." Помните этот разговор,
отче? Вот и меня вы, говоривший некогда, что я был лучшим вашим профессором,
причисляете теперь, очевидно, к "мерзавчикам, хотя и умным!.." И это
понятно.
Это акт своеобразной самозащиты. Ведь если признать серьезными и
честными тех, кто раскрывает все невежество веры в бога и разоблачает
суеверия, лежащие в основе религиозных "таинств" и обрядов, то кем же
придется считать людей, которые проповедуют религиозные благоглупости?!
Сознательных или бессознательных лжецов?! Невежественных людей в тогах
философов?! Слепых вождей "словесного стада"? Действительно, надо же им
выходить из этого положения!
\\Вам Димитрий ответил Осипов и таким как вы попам. А жены и от верунов и от попов уходят будьте уверены\\
Димитрий21:23 13/04/2011
Вендиго
Зачем столько вы пишете об этом осипове который искал в жизни где лучше и сытнее.Никому не интересен этот тип осипов.Даже жена ушла от него значит знала его хорошо.
Вендигову17:41 12/04/2011
Алексей - это Вязовский, местный начальник.
Вендиго16:58 12/04/2011
А вы кто Алексей? Если вы модератор, то больше не буду, так и быть подчинюсь. А если вы поп, то накидаю еще столько же!!!!
Алексей14:18 12/04/2011
Значица так. В комментах статьи не постить!
Вендиго21:26 11/04/2011
Димитрий, вы бы лучше чем Осипова поносить помогли Михаилу починить его телевизор. Он оставил весьма забавный коммент в предыдущей статье. Если сами не можете, позовите мастера и он с божьей помощью все исправит.
Димитрий19:23 11/04/2011
Такие люди как осипов.
Такие люди мать свою могут продать.Они ищут место в жизне где потеплее и сытнее.Вам не стыдно таких людей превозносить.3:34 11/04/2011
Это ты о дьяконе Кураеве & Co?
Вендиго20:39 09/04/2011
ДЛЯ ЧЕГО НУЖЕН ЭТОТ РАССКАЗ? ЧТОБЫ ПРЕДОСТЕРЕЧЬ ОДНИХ...

Со дня моего ухода (2 декабря 1959 года) из духовных школ, православной
церкви, христианства и разрыва с религией вообще прошло немало времени. Уже
выявились тенденции истолкования представителями церкви и моими бывшими
сослуживцами и учениками мотивов ухода. Через газеты "Правда" и "Известия"
поступило немало откликов на напечатанные в них "Письмо в редакцию" и
"Ответы корреспонденту". Немало откликов пришло и ко мне на дом.
В свете всего происшедшего явилась необходимость вернуться еще раз к
мотивам и обстоятельствам моего разрыва с религией...
Ведь не так просты пути познания правды. Влияют на них даже помимо воли
самого человека и воспитание, и родные, и вся окружающая среда, и школа, и
житейские обстоятельства, и подавляющие авторитеты. Гениально проста и
глубока формула "Бытие определяет сознание", но о каких сложных
обстоятельствах в жизни каждого человека, о каких сплетениях мотивов, о
какой огромной борьбе она говорит. Не прост был и мой путь...
10 ноября 1959 года мне исполнилось сорок восемь лет, и еще с 1929
года, еще в последнем классе гимназии, начался мой путь служения религии, и
в частности православной церкви. И, конечно, такой крутой поворот дался
нелегко. Но потому и нашел в себе силы уйти, даже несмотря на свои сорок
восемь лет, потому что почувствовал, как угрожающе для всего моего бытия
ускоряется процесс окостенения души из-за связи с религией. А жить всегда
хотелось творчески?
Жить, а не существовать по принципу "день да ночь - и сутки прочь!",
или, как иначе говорят, "абы прожить".
Грустно, конечно, что это осознание вредности для человека религиозного
пути жизни пришло так поздно, когда позади уже лучшие годы молодости и
расцвета сил, когда сама жизнь идет уже к закату. Но лучше поздно, чем
никогда... Пусть хотя бы остаток жизни будет живым, творческим в меру
возможностей, не будет загублен и растрачен на служение несуществующим
"горним силам", богам и духам, выдуманным еще в эпоху раннего детства
человеческого рода.
Пусть мой сложный и трудный путь к свету и реальной правде жизни, мой
мучительный разрыв с миром иллюзий, самообмана и "потустороннего" послужат
целительным предостережением более молодым, стоящим на пороге жизни людям,
вокруг которых нередко копошатся со своей проповедью православные фанатики и
сектантствующие "божьи люди". Может быть, кого-нибудь из них и предостерегут
эти страницы от губительного размена гордого звания Человека на сомнительную
честь "раба господня", "спасенной души", "слуги смиренного" несуществующего
бога.
Другим побудительным поводом к написанию предлагаемой книжки было
недоумение многих хороших, но никогда как следует не задумывавшихся над
сутью и корнями своих взглядов людей: как это так, жил-жил человек, богу
служил, а потом вдруг откланялся и ушел...
Нет, не просто было дойти до решающего часа, когда наступил срок
"откланяться"... Долог был путь...

...И ЗАСТАВИТЬ ЗАДУМАТЬСЯ ДРУГИХ

Уходя из церкви, я отчетливо сознавал, что меня ожидает осуждение со
стороны многих фанатиков, что придется прочесть и выслушать немало злых и
полных ненависти слов. Предчувствовал, что некогда превозносившие меня люди
начнут возводить на меня всевозможные грязные обвинения.
Случайная встреча на улице показала мне, какая кампания очернения
ожидает каждого порывающего с религией. У Московского вокзала меня остановил
мой бывший студент, протоиерей одной из ленинградских церквей.
Поздоровались, и он сказал: "Все пописывают о нас всякие мерзавчики!
Впрочем, Дулуман среди них определенно умный..." Помните этот разговор,
отче? Вот и меня вы, говоривший некогда, что я был лучшим вашим профессором,
причисляете теперь, очевидно, к "мерзавчикам, хотя и умным!.." И это
понятно.
Это акт своеобразной самозащиты. Ведь если признать серьезными и
честными тех, кто раскрывает все невежество веры в бога и разоблачает
суеверия, лежащие в основе религиозных "таинств" и обрядов, то кем же
придется считать людей, которые проповедуют религиозные благоглупости?!
Сознательных или бессознательных лжецов?! Невежественных людей в тогах
философов?! Слепых вождей "словесного стада"? Действительно, надо же им
выходить из этого положения!
Только простите мне эти рассуждения, дорогой отче (дорогой! ибо я
всегда очень любил и люблю моих бывших студентов), но от исторического
развития человеческого общества никуда не уйдешь! Истории вспять к каменному
веку не повернуть! Все подобные попытки были и останутся поведением страуса,
прячущего в опасности голову в песок. Они не что иное, как самовнушение и
самообман, тщетная потуга уйти от неизбежного конца.
И что бы ни твердила церковь о словах, якобы сказанных некогда ее
"основателем" Христом: "Я созижду церковь мою, и врата ада не одолеют ее!" -
не "врата ада", благо его нет, а прогресс человечества и вырождение самого
христианства, превращение его в археологический парадокс властно говорят о
близком грядущем его конце...
Я с глубоким сожалением смотрю теперь на людей, мечущихся в бесполезных
поисках путей сохранения религии и церкви. Ведь среди них есть неглупые,
даже просто умные по-своему люди. Как же их не жалеть!..
И я пишу эти страницы с некоторой надеждой помочь не "заматеревшим в
косности своей", говоря языком самой церкви, пастырям церкви, среди которых
столько моих бывших учеников. Может быть, кто-нибудь из них и откликнется
еще не уснувшими под напевы церкви рассудком и совестью на мой призыв, ведь
среди них есть хорошие, хотя и глубоко ошибающиеся люди... Я не говорю о
тех, кто давно подменил веру цинизмом служения своей корысти. Этим "пастырям
божиим" фининспектор страшнее совести и всех мук ада, в который они давно не
веруют. Они - надежный оплот церкви христовой. Кошелек и сберкнижка
приковывают их к "престолу господню" крепче, чем железные цепи. Им говорить
что-либо поздно. А остальным говорить нужно. Здесь уместны евангельские
слова: "Имеющий уши слышать, да слышит!"(модераторы, я извиняюсь за эти простыни, но просто хочу подробнене рассказать об Осипове)
Вендиго20:33 09/04/2011
Отказ от религии - единственно правильный путь


ПИСЬМО В РЕДАКЦИЮ ГАЗЕТЫ "ПРАВДА"

Да, я, профессор кафедр священного писания Ветхого завета и
древнееврейского языка ленинградских православных духовных академии и
семинарии, бывший их инспектор, магистр богословия и протоиерей, порвал с
церковью и религией. Я публично исповедал свой, занятиями, наукой
достигнутый, последовательный атеизм, к которому пришел после долгой,
большой внутренней борьбы и пересмотра своего мировоззрения.
Я ушел из мира, который теперь понимаю как мир иллюзий, отхода от
реальности, а часто и сознательного обмана во имя обогащения, отошел, имея
за плечами 48 лет жизни, из которых почти 25 простоял на средних командных
постах православной церкви.
Я ушел, зная по опыту ухода своих бывших учеников - священника
Дарманского и протоиерея Кузина, которых в свое время называли хорошими и
достойными пастырями, а после их ухода стали бесчестить, одного чуть ли не
как вора, а другого как ненормального, что и мне предстоит злобная травля.
Знаю, чтобы парализовать впечатление от моего ухода, те самые люди, которые
говорили обо мне как о любимом профессоре, проповеднике и внимательном
человеке, теперь начнут меня поносить.
Как же я пришел к этому? Кратко: через честное историко-критическое
изучение Библии, через тщательное изучение истории религий, через наблюдение
за развитием естественных наук, через изучение философии диалектического
материализма и, наконец, через самую нашу советскую действительность,
властно зовущую на свои единственно правильные пути.
Все это вместе взятое выработало во мне твердое убеждение, что ни бога,
ни какого бы то ни было духовного "потустороннего" мира не существует, а
любая религия является иллюзорным, надуманным отражением в человеческом
сознании не познанных еще тайн природы, законов общественных отношений,
психологических и физиологических особенностей самих людей. Поддерживая в
людях упование на милость несуществующего бога, его святых и ангелов,
религия тем самым обманывает человека, уводя его от живого дела в мир
фантазии, подменяя практически полезную деятельность бессмысленными
"подвигами" душеспасения вроде постов, молений, совершения обрядов,
жертвований на церковь и т. п.
Немного о себе. Я не из кастового духовенства. Мать моя работала
корректором в одном из таллинских издательств. Жили мы скудно, но мать
делала все, чтобы дать мне образование, и я отличником окончил гимназию. В
нашей семье жила бытовая вера, не шедшая дальше посещения храма в праздники
и соблюдения привычных обрядов.
В 1928 году в Таллине открылось отделение Парижского Русского
студенческого христианского движения (РСХД) - религиозно-философской
организации эмигрантов, захватившей не только студенческие круги. Туда и
привлекли меня вступившие в кружок изучения истории России и русской церкви
соученики по гимназии. Пошел с недоверием, потом увлекся. Начал изучать
вопросы религии, показалось интересным.
Руководители наши внимательно направляли всю работу так, что любой
вопрос связывался с религией, и получалось, что религия, бог и вера в него
есть альфа и омега бытия, пронизывающая самую жизнь и все ее проявления. Все
это постепенно воздействовало на меня и вырабатывало во мне идеалистические
взгляды. Париж снабжал нас, с американской помощью, соответствующей
литературой. В ней много писалось и говорилось о России, но о России якобы
мученической, отсталой, отброшенной коммунизмом с путей прогресса и знания
чуть ли не в эпоху первобытной дикости... Профессора-эмигранты Бердяев,
Зеньковский, Вышеславцев, Ильин и другие учили в том же духе. Вскоре я стал
в местном движении популярным лектором для молодежи. Затем протоиерей И. Я.
Богоявленский предложил мне подумать: не пойти ли мне учиться на священника,
причем обещал стипендию.
Мать сказала мне: "Я не хочу, чтобы ты потом упрекал меня в том, что я
тебя на что-то подтолкнула. Жить и работать тебе, ты и решай". Спасибо ей за
это! В своем выборе, в своей сложной судьбе я не виню никого. Сам пошел.
Почему я решился? Ведь до этого я мечтал о пути геолога или писателя...
У меня были свои "за" и "против". Я больше всего на свете мечтал прожить
жизнь с пользой. А нам говорили, что пастырь - это раздатель добра,
утешитель несчастных и горюющих, учитель добрых нравов и честной жизни.
Что было "против"? Первое, о чем я подумал со смущением... была ряса! Я
поделился простодушно этим с духовником и услышал рассуждения об уважении к
традициям, о том, что не следует отгонять от церкви простецов, живущих более
привычными обрядами, чем сознанием.
Вторым "но" для меня явились... богослужение и молитвенное словоблудие
православия. Серьезно уверовав в философию бытия божия, реальность иного,
духовного мира, с интересом читая рассуждения богословов и историков церкви,
я не мог не чувствовать глубокого противоречия между философией и практикой
церкви. На самом деле: если бог всеблаг, вездесущ, свят, добр, отдал сына
своего для спасения мира, то зачем же надо сотнями раз творить так
называемую "молитву иисусову"? Зачем надо сотни раз повторять "господи,
помилуй!", вычитывать, словно магические заклинания, "каноны" и "правила"?
Часы и часы требовала церковь на молитвы. Их читали по привычке, не вникая в
слова, на них старались нарочно "настроить", "воспламенить душу". И все это
считалось спасительным и нужным. Но кому?! Богу? Бессмыслица! Или - он
недалекий честолюбец, забавляющийся преклонением и ублажениями со стороны
низших его? Людям? Но жизнь убеждала на каждом шагу, что после часового
молитвенного бормотания в храме или дома люди, выходя за порог, снова
бранятся, клевещут, словно бы оставив за этим порогом всю шелуху красивых
слов. И тот, кто добр сам по себе, остается добрым и без "молитвенных
подвигов", а дурной остается дурным.
А само богослужение? Кому нужны эти заученные повороты, поклоны, жесты,
воздымания рук, дешевые эффекты? Богу? Но тогда он просто любитель дешевого
балагана, в котором устраивались представления акробатов и фокусников. Или
людям? Да, говорят, людям! Это психологически настраивает, смягчает, создает
настроение. Для чего? Разве влияет эта мишура на души? Да сколько раз я еще
в те годы слышал от людей, что вся театральность богослужений их только
отвлекает от молитв, и они предпочитают ходить в храмы в будние дни, когда
все проще и беднее... А архиерейские службы! Кому там молятся? Богу? Нет! На
этих службах богу полагается каждый раз по три каждения, а епископу по
девять! Перед "святыми тайнами тела и крови христовых" - по три, а архиерею
или патриарху - по девять. Какой-то гимн низкопоклонства, возведенный в ранг
священнодействия.
Таковы были мои "но". И с ними я тоже пошел к духовнику. Об
архиерейских службах он сказал мне, что сам их не любит и что это в церквах
дурное наследие Византии. А о службах я услышал опять: "Люди привыкли к
этому, это вошло в плоть и кровь. Стало обычным. Люди все равно стоят, не
задумываясь над сущностью происходящего. Они простодушно считают, что так
нужно богу. Не надо расшатывать их веру. Смиряйся! Не мудрствуй лукаво!" И я
смирился.
И, сказав себе, что, очевидно, не дорос еще до понимания того, что меня
смущает, сказал: "Да!" С этого времени в РСХД на меня обратили особое
внимание. Я стал выступать устно и в печати, сотрудничал в журнале
"Православный собеседник". До 1940 года мною было опубликовано несколько
книжек и брошюр, около шести десятков статей, проповедей и заметок. Очень
умный человек, магистр богословия Богоявленский начал следить за моим
чтением. Кроме богословия он рекомендовал читать научно-популярную и
художественную литературу. "Человек-пастырь должен быть разносторонне
образованным человеком, тогда он сумеет удовлетворить запросы простого и
интеллигентного человека!" Спасибо ему за это. Это помогло мне накоплять
знания, которые послужили для пересмотра всех основ моего
религиозно-философского мировоззрения.
С января 1931 года я стал студентом православного отделения
богословского факультета Тартуского университета. Комнату я снял у местной
дьяконицы в церковном доме. Тут я впервые познал ужасный мир кастовой
духовной среды со всем ее убожеством, с низменностью круга интересов, мелким
кипением страстей. Как это не убило во мне веры? Опытные лекторы РСХД, зная,
что мы, молодые, рано или поздно заметим, как далеко расходятся в жизни
церкви учение и его осуществление, упорно внушали нам мысль, разработанную
философом Бердяевым, о достоинстве христианства и недостоинстве христиан...
т. е. нельзя судить по делам верующих о самой вере. Теперь я спрашиваю в
ответ на такое заявление: а в чем тогда правда религии на земле? Ведь любое
дело должно оправдываться практикой, а иначе это не дело, не учение, а
мираж, ничто! Но для молодого студента тех лет аргумент Бердяева казался
сильным. По окончании университета я написал диссертацию, и мне была
присвоена степень магистра богословия.
Еще в 1932 году я с группой других студентов порвал с РСХД,
руководитель которого в Прибалтике И. А. Лаговский начал активно проводить
антисоветскую политику и вербовать среди членов боевиков и
политпропагандистов. Быть врагом своей родины я не хотел. Меня оставили при
университете в аспирантуре.
Моя работа при университете продолжалась полтора года. В этот же период
и было положено начало моему постепенному отходу от веры. Занимаясь
изучением Библии, я прежде всего столкнулся с проблемой так называемой
богодухновенности Библии. Студенты ленинградских духовных школ, думается,
вспомнят, как часто я говорил на лекциях и уроках: "По учению православной
церкви" или: "Православное богословие считает". Это я делал в каждом случае,
когда внутренне не мог согласиться с тем учением, которое, как профессор
православной школы, обязан был раскрывать и освещать учащимся. И вот именно
тогда еще я, самостоятельно занимаясь проблемами библеистики, увидел из
доводов и открытий подлинной науки, что Библия составлялась постепенно,
развивалась в процессе исторической жизни еврейского народа век за веком,
что отдельные книги ее принадлежат совсем не тем авторам, которым их
приписывает традиция. Я увидел, что в Библии, - несомненно, нужном для
исторической науки памятнике древней письменности, - сложно переплетаются
мифы и сказки Древнего Востока, летописные и фольклорные предания, образы
древней литературы и поэзии, магические заговоры эпохи человеческой дикости
- словом, что она не имеет ничего общего с откровением бога на земле.
Начавшийся в Эстонии в 1936 году расцвет национализма вынудил меня
покинуть университет. Я получил русский приход в Таллине, преподавал на
русских частных богословских курсах, продолжал писать и печататься, но в
моей душе жила глубокая неудовлетворенность.
А затем началась Великая Отечественная война. Год в Советской Армии,
демобилизация и работа священником в Перми. В конце войны меня перевели в
освобожденный Таллин. В 1946 году я узнал о готовящемся открытии
Ленинградской духовной академии. Осенью я уже был в Ленинграде, чтобы начать
работать профессором кафедры священного писания Ветхого завета. На меня
возложили еще должность инспектора (проректора) академии.
Инспекторствовал я три года и год был "врио" ректора. Я навидался
косности, ограниченности, тупости кастового духовенства и хотел воспитывать
новых будущих служителей церкви всесторонне развитыми, далекими от
суеверного фанатизма, наставниками в доброй активной жизни и здоровой
нравственности. При мне воспитанники ходили в театры, устраивались
постоянные киносеансы, поощрялось чтение художественной литературы,
проводились лекции по общеобразовательным и политическим вопросам, вечера
вопросов и ответов.
Результатом были крупные неприятности: я-де веду слишком светскую
линию, мало внимания отдаю постам и бдениям... Надо, чтобы воспитанники
жили, по существу, одной святоотеческой литературой и были вместе с
пресловутыми "святыми отцами" людьми, стоящими на уровне культурного и
научного развития первых пяти веков нашей эры. Я подал в отставку с поста
инспектора.
Я не отметил, что по возвращении в освобожденный Таллин я не нашел свою
семью. Запуганная фашистской пропагандой и получив ложные сведения о моей
смерти, моя жена с двумя дочерьми выехала в Германию. Позже я узнал, что она
развелась со мной и, выйдя замуж, увезла моих детей за океан. В 1951 году я
вступил во второй брак. Мне пришлось за это испытать немало упреков от
фанатиков. Находились церковные руководители, которые всерьез мне говорили:
"К чему вам брак, живите, с кем хотите. Вы же не старик. Это вам простят,
только бы все было без шума. Но канонов не нарушайте..." Я же хотел и в
личной жизни быть честным человеком... Это, по-видимому, понял и патриарх. Я
подал прошение о снятии с меня сана. Но, увы, и это не избавило меня от
рясы. Патриарх, не желая подавать другим примера к снятию сана, предпочел
оставить меня в академии профессором и "под вечным запрещением в
священнослужении", но с ношением рясы. На лекциях я должен был продолжать
носить это ярмо отсталости и регресса.
Между тем я пережил еще один этап своего развития. В 1948-1949 и
1949-1950 учебных годах я, помимо своего предмета, взялся читать маленький
курс истории религии, который решено было ввести в академии. Работа над
историей религии завела меня много дальше той православной благочестивой
"наукообразности", которую я должен был преподавать ради обличения безбожия,
по мысли вводившего этот курс митрополита Григория.
Углубленное, подлинно научное сравнительное изучение религии дало моему
формировавшемуся многие годы атеизму то последнее звено, которого мне
недоставало. Все у меня встало на свои места. Мир религии представился
единым процессом развития превратных представлений и суеверий, отражением
земных отношений в пустых небесах, где нет места никаким высшим духовным
силам.
От "причастия святых тайн" корни протянулись к диким кровавым обрядам
ряда первобытных народов, священники и архиереи побратались с шаманами,
священное писание стало окончательно документом и проповедником
рабовладельческой морали, бог по отношению к верующим - небесным отражением
некоего универсального рабовладельческого идеала, для которого все и
навсегда рабы, чаще всего дурные. И сам сатана оказался не врагом божьим, а
в лучшем случае божьим чиновником по особо щекотливым карательным
поручениям.
В 1955-1956 году я был привлечен в качестве ученого редактора к новому
изданию Библии и отдельно - Нового завета с Псалтырью. Работа над Библией
влекла меня, но меня угнетало сознание, что издание будет использовано не в
научно-исторической и историко-критической работе, а как средство
религиозной пропаганды и одурманивания человеческих душ.
В этот же период в "Журнале Московской патриархии" я поместил ряд
статей в защиту мира, дела для меня всегда близкого и дорогого. Скоро,
однако, должен был прекратить эту работу, так как от меня требовали по
возможности голой елейности, на что я мало способен.
Мое решение порвать с религией все более оформлялось и крепло. Почему я
не ушел из академии несколько лет назад? Процесс формирования моего
мировоззрения шел от этапа к этапу. Я не сразу преодолел то преклонение
перед несуществующей, абстрактной моралью вообще, которую проповедует
религия. Потом многое время я думал, что могу принести некоторую пользу
людям, стараясь своим воздействием воспитывать в церкви, - уж раз она есть и
верующие ходят в храмы, - пастырей, которые если и будут говорить о вере, то
по крайней мере не будут проповедниками грубых суеверий фанатизма.
Однако с каждым годом я убеждался все более и более, что решение мое
неверно. За спинами тех людей, которые пытались быть такими, как это мне
хотелось, гнездились, спекулируя на их светлых чертах, тысячи грязных
трутней. И мои усилия быть носителем и учителем передовой науки и культуры
при том общем регрессивном направлении, которое придавалось всему
воспитательному процессу в духовных школах, оказывались только водой на
мельницу проповеди тьмы и отсталости. Меня коробило, когда в академии на
"ученых советах" разбирались кандидатские диссертации вроде "работы" "О злых
духах", где, к примеру, говорилось, что сатана является и поныне, но без
рогов и копыт, а в виде красивого голого мужчины с бронзовым лицом и телом
(диссертация Миронова).
Я все яснее стал сознавать, что только полный разрыв с религией может
примирить меня с моей совестью и дать право считать себя честным человеком.
При этом я думал: учил ты открыто?! Проповедовал всем?! А уйдешь, как змеей
уползешь. Это бесчестно. Ты должен иметь смелость сказать о своем решении
так же открыто и в глаза людям, как ты открыто и в глаза проповедовал то,
что признал ошибочным и ложным. Умел учить, сумей разоблачить то, чему
научил.
Одно, казалось бы, незначительное переживание заставило меня
задуматься. Это было утром 7 сентября. Я приехал в академию принимать
экзамены. Вошел в зал заседания. Очень хороший человек с наивной детской
верой - доцент Миролюбов говорил с одним из преподавателей о статьях в
газетах по поводу религии. Подошел инспектор академии профессор Парийский.
Миролюбов спросил его: "Надо ли говорить с учащимися по поводу таких
статей?" Парийский ответил резко и повысив голос: "Ни в коем случае. Я в
библиотеку дал указание не вывешивать газет и журналов, где будут какие-либо
статьи. Незачем говорить об этих гадостях. Их надо замалчивать, как если бы
их не было". Миролюбов: "А если спросят? Ведь там есть чисто научные
вопросы". Парийский: "Нет там никакой науки".
Подошел ректор, доцент протоиерей Сперанский и сказал: "Ну, не везде же
один полемический задор. Есть очень серьезные статьи с привлечением науки".
Парийский, что называется, взорвался: "Нет никакой науки! Какая это наука,
которая то одну, то другую теорию выдвигает. Нет никакой науки..." Все
замолчали. Ректор отошел. Мне же стало невыносимо душно. Физически душно в
этом мире схоластики, для которого наука - это только окостенелые формулы
догматов и учение об уставных каждениях и коленопреклонениях.
Я стал искать конкретного выхода из тупика. Второго декабря официально
сообщил ректору академии о прекращении мною преподавания в академии и вручил
ему свое письмо, в котором четко мотивировал причины своего ухода из
церковного ведомства и которое просил зачитать моим бывшим сослуживцам -
преподавателям и учащимся, учившимся у меня.(На поп Димитрий получай)
Димитрий20:30 09/04/2011
Такие люди как осипов мать свою могут продать.Они ищут место в жизне где потеплее и сытнее.Вам не стыдно таких людей превозносить.
Вендиго20:18 09/04/2011
Нет, димитрий, это ты аферист и лохотронщик, по продаже мест в раю. А Осипов, честный и мужественный человек. А ты димитрий и мизинца его не стоишь.
Димитрий13:52 09/04/2011
Этот осипов предатель оказался малодушным человеком.
Одним из приемов атеистической борьбы был поиск предателей и ренегатов среди священнической Среды. Священнослужителей пытались подкупить, шантажировали их и их родственников, принуждали отрекаться от сана и выступать с атеистическими заявлениями. Показательно, что несмотря на такое давление, за все пять лет хрущовских гонений из приблизительно тринадцати тысяч священнослужителей нашлось только двести предателей (то есть процент отпавших составил 1,5%[[15]]). Они отказывалиьс от сана и начинали выступать с атеистическими лекциями, печататься в антирелигиозных брошюрах. По большей части судьба их была незавидна. Прихожане старшего поколения помнят судьбу одного священника, служившего в Ленинграде, в церкви Смоленской Иконы Божией Матери. В 1959 году он отрекся от веры, стал читать атеистические лекции в Музее истории религии и атеизма (Казанский собор). Через несколько месяцев его попросили уйти — лекции его надоели быстро в силу их серости и бесцветности. Ничего делать он не умел, и в конечном счете этот расстрига покончил с собой — повесился. Несмотря на конкуренцию выпускников кафедр научного атеизма, самые выдающиеся ренегаты в награду получали теплые места в различных атеистических структурах. К числу подобных даровитых отступников относится профессор Ленинградской Духовной Академии протоиерей Александр Осипов, выступивший 5 декабря 1959 года в «Правде» со статьей, хулящей Бога и Церковь. Мотивация этого поступка со стороны Осипова достаточно проста: он был запрещен в священнослужении за вступление во второй брак и решил искать себе иной карьеры. Будучи человеком высоко образованным и красноречивым, он ездил с лекциями по всей стране, выпускал книги и брошюры, например, «Откровенный разговор с верующими и неверующими». Верующих эти лекции как правило не смущали: «Он нас обманывал, теперь вас обманывает», — говорили они атеистам, когда те думали приводить Осипова. Святейший Синод во главе с патриархом Алексием имел достаточно мужества и духовного достоинства, чтобы 30 декабря 1959 года в более мягкой форме повторить анафему 1918 года на безбожников[[16]]. В определении Святейшего Синода относительно протоиерея Александра Осипова и других преподавателей Духовной Семинарии (протоиерея Николая Спасского, свящ. Павла Дарманского и преподавателя Е. Дулумана) говорилось следующее: «Бывшего протоиерея и бывшего профессора Ленинградской Духовной Академии Александра Осипова, бывшего протоиерея Николая Спасского и бывшего священнослужителя Павла Дарманского и прочих священнослужителей, публично похуливших имя Божие, считать изверженными из священного сана и лишенными всякого церковного общения... Евграфа Дулумана и прочих бывших православных мирян, похуливших имя Божие, отлучить от Церкви»[[17]].


1-31
111


Создатели сайта не всегда разделяют мнение изложенное в материалах сайта.
"Научный Атеизм" 1998-2013

Дизайн: Гунявый Роман      Программирование и вёрстка: Muxa