В номере "Вечерней Москвы" за 12 октября мы опубликовали материал "Религия схлестнулась с искусством". Речь шла о том, что директор Третьяковской галереи принял решение снять с экспозиции российского поп-арта композицию Александра Косолапова "Икона-икра". Сделано это было по требованию верующих, написавших, что такие картины оскорбляют их чувства.
Мы получили комментарий происшедшего от художника Авдея ТерОганьяна, который и сам подвергался нападкам за свои провокационные выступления, даже угрозам физической расправы. Вспоминается несостоявшийся суд над ним, где толпы людей взвывали молитвами, поливали присутствовавших святой водой, выкрикивали проклятья, разбили телекамеру НТВ с комментариями, достойными разве что уголовников, но уж никак не верующих.
Я к этому событию отнесся с большим интересом, и моя реакция, безусловно, пристрастна. Но что поделаешь, если я пристрастно отношусь к своей жизни, к своей свободе, к своей Родине, к своему искусству?
То, что произошло в Третьяковке – явление закономерное. Радикальные церковные круги атакуют, умеренные – способствуют, сочувствующие – поддерживают, симпатизирующие – поддерживают с оговорками, большинство – не интересуется, противники – побаиваются и помалкивают.
Началось это относительно недавно.
Демонстрации против НТВ, планировавшего показать фильм Скорсезе "Последнее искушение Христа", – вполне законный способ протеста. Потом история, случившаяся со мной. Мои работы были сняты с выставки – и инцидент исчерпан. Меня привлекали к ответственности по статье 268 – т.е. нарушение законодательства. Мне грозила тюрьма от 2 до 4 лет.
Защищать меня было значительно легче, а не защищать – скотство.
Потом – история с Мавромати. Его даже не пытались защищать.
Потом – "Осторожно, религия!" Интеллигенция игнорирует это событие.
Нападки на Гельмана – вообще пустяки, по мнению большинства.
И вот результат: директор национальной галереи идет на поводу у небольшой группы агрессивных мракобесов и неграмотных старух, которые были в Третьяковке на экскурсии в детстве и просто не очень хорошо знакомы с экспозицией. Иначе они бы закрыли все, начиная с XVIII века...
Не понимаете, что происходит в нашей стране? Боитесь? Молчите? Получайте! Это еще не конец, это начало!
С уважением – АВДЕЙ |