Если открытие одной истины привело Галилея в тюрьмы инквизиции, то к каким пыткам присудили бы того, кто открыл бы их все.
Гельвеций К.

Путеводитель
Новости
Библиотека
Дайджест
Видео
Уголок науки
Пресса
ИСС
Цитаты
Персоналии
Ссылки
Форум
Поддержка сайта
E-mail
RSS RSS

СкепсиС
Номер 2.
Follow etholog on Twitter


Подписка на новости





Rambler's Top100
Rambler's Top100



Разное

Купить не выходя из дома обучающие игры для детей по низкой цене.

Подписывайтесь на нас в соцсетях

fb.com/scientificatheism.org

vk.com/scientificatheism_org



Оставить отзыв. (11)


Патрисия Бриель
Смерть... а что потом?


В заключительной части своего фундаментального труда "Что остается от рая?" французский историк Жан Делюмо писал, что наша эпоха характеризуется "вакуумом представлений о потустороннем". Даже верующим уже не удается представить, на что будет похожа их жизнь после смерти. Самое большее, на что они надеются, – это вновь увидеться с умершими близкими. Ушли в прошлое хоры ангелов, Небесный Иерусалим и райские сады. Научная революция и современная жизнь опустошили небо и лишили его сакральности. Рай, чистилище и ад превратились в абстрактные или поэтические понятия. Христианские Церкви почти ничего не говорят на тему потусторонней жизни. В наибольшей степени демифологизировали небо протестанты. Тем не менее, опрос, проведенный в 2005 году журналом Reader's Digest, показал, что большинство жителей Швейцарии (65%) верят в жизнь после смерти. Это подтверждается и общенациональным опросом, проведенным в 1999 году при поддержке Швейцарского национального фонда научных исследований. Он также показал, что 50% граждан, не являющихся практикующими верующими, разделяют такие верования.

Таким образом, небо, лишившееся своей поэтической образности, продолжает вызывать надежду, и варианты посмертного существования души являются сегодня темой многочисленных спекуляций. В супермаркете религии каждый выбирает ту загробную жизнь, которая ему больше подходит. Товаров хватает на всех: воскрешение, реинкарнация, метемпсихоз, нирвана, пребывание в аду или в раю... После Сведенборга и спиритизма возникли новые концепции потустороннего мира. Так, некоторые представляют себе загробную жизнь как копию земной жизни, где мы продолжаем любить и познавать, но только в мире и в радости.

"В вопросе о потустороннем представления людей становятся все более размытыми, – отмечает социолог Йорг Штольц, директор Центра мониторинга религий (Лозанна). – Когда людей спрашивают об их верованиях, выясняется, что чем более конкретно ставятся вопросы о загробной жизни, тем меньше людей соглашается с предлагаемыми вариантами". По мнению Йорга Штольца, эта размытость тесно связана с кризисом религиозной социализации, наблюдающимся с 50-х годов: "Дети, ставшие взрослыми, уже не имеют четких религиозных знаний". Связана она и с глобализацией религиозных верований и индивидуализацией веры. "Даже несмотря на то, что "нью эйдж" сегодня уже не популярен, его синкретическая духовность сохраняется". Так, проведенный в Швейцарии опрос показал: 63,5% жителей страны считают, что "высшая сила – это вечный цикл, объединяющий человека, природу и космос". Более того, 30% опрошенных верят в возможность контактов с духами умерших, а 53% считают смерть переходом к другой форме существования.

В свой последний час умирающие люди не имеют ясного представления о том, что их ждет. "Большинство убеждено в существовании высшей силы, но они не всегда вспоминают о рае, аде или чистилище, – говорит онколог Патрисия Вюишар, главный врач отделения паллиативной терапии Южной больницы (Фрибург). – Пациенты много говорят о смысле прожитой жизни. Но не всегда верующие проявляют большее спокойствие перед лицом смерти по сравнению с неверующими. У нас были священники и монахини, у которых эта перспектива вызывала сильное беспокойство. Но многие сохраняют уверенность. Они больше боятся перехода в потусторонний мир, а не его самого". Патрисия Вюишар сама обучалась в тибетской буддистской школе и собирается прослушать курсы, посвященные теме смерти в ее христианском понимании. "Важно иметь широкий духовный подход к смерти, чтобы уметь выслушивать людей, чья жизнь оканчивается".

Социолог Йорг Штольц отмечает, что "в христианских проповедях священники и пасторы все меньше говорят о потусторонней жизни, а если и говорят, то все менее конкретно. Они предпочитают делать акцент на внутреннем мире, на духовности, на пережитом". Это наблюдение подтверждает и Филипп Бо, священник из Лозанны. Он утверждает, что часто говорит о загробной жизни во время службы и на уроках катехизации детей. В этих случаях он апеллирует "к духовной интуиции и опыту внутренней жизни, который может быть у каждого". Вот почему, касаясь вопроса о загробной жизни, он прибегает к поэтическому и даже мистическому языку. "Для меня потустороннее – это внутреннее", – говорит он. – В подлинно христианском мировидении загробный мир расположен не в пространстве и не во времени. Если что-то остается от меня после смерти, то это то, что было внутри меня. Слова не в состоянии постичь суть Бога. Поэтический язык – это необходимость, позволяющая проговаривать словами невыразимое". Филипп Бо не изгнал рай, чистилище и ад из своего словаря. Но когда он использует эти термины, он всегда уточняет, какой смысл он в них вкладывает. "Нельзя выходить за пределы символического языка, лишающего образ материальности", – говорит он. Поэтому в его аду нет языков пламени, а в его раю – херувимов.

Таким же символическим языком говорит он и с детьми. "Чтобы объяснить им, что с помощью слов невозможно постичь Бога, я говорю им, что небо нельзя поймать в сачок для бабочек. Я говорю им, что Бог – не наверху и не внизу, не слева и не справа. Когда я говорю о воскресении, я поясняю, что речь идет о полном завершении бытия, радостном и преисполненном ощущением связи с Богом". На вопрос "как это будет" я отвечаю: не знаю. Но если ребенок понимает, что такое радость ощущения связи с Богом, он счастлив".

Тем не менее людей, верящих в воскресение, становится все меньше. Зато все большее количество людей привлекает идея реинкарнации. Согласно проведенному в Швейцарии опросу, 33% жителей думают, что душа обретает воплощение в другой жизни (по сравнению с 1989 годом количество верящих в это возросло на 5%). По мнению профессора Даниэля Маргера, выпустившего в 2004 году (в соавторстве) книгу о смерти, успех идеи реинкарнации на христианском Западе "в статистическом плане совершенно феноменален, так как он подрывает древнюю христианскую концепцию воскресения". Профессор объясняет его мутацией, которую эта концепция претерпела в наших широтах. "Идея реинкарнации соблазнительна, – пишет он, – так как она дарит человеку еще один шанс. Она предлагает считать короткую или безрадостную жизнь неудачной попыткой". Она открывает возможность устранять совершенные несправедливости, делаться лучше с каждой новой жизнью, которая становится своего рода "лифтингом" жизни предыдущей. Эта идея не имеет ничего общего с изначальной индуистской версией реинкарнации. И ее достоинство в том, что она избегает конфронтации с понятием вечного проклятия.

Среди религиозных понятий, призванных внести ясность в представления о загробной жизни, идея ада тоже непопулярна. Лишь 23% швейцарцев в него еще верят. Возможно, это результат пугающих воспоминаний о катехизации. Дамьен из кантона Валэ вспоминает о том, что рассказывал ему в детстве деревенский священник: "Он повторял, что у входа в ад висят часы, которые не тикают, а говорят: "всегда – никогда": ты всегда будешь гореть, ты никогда не выйдешь". Теперь с детьми об аде так уже не говорят. "Сегодня его чаще представляют как отсутствие любви, – говорит Филипп Бо. – Существо, не окруженное любовью, – это существо, которое уже не существует. Назовем это проклятием".

Лишенный своих чудес, рай превратился в утопию, отмечает Жан Делюмо. Это уже не место, а "будущее, ждущее человека по ту сторону смерти или, точнее, по ту сторону воскресения". Возможно, именно на это невыразимое словами будущее надеются швейцарцы, когда говорят, что верят в жизнь после смерти.

http://inopressa.ru/letemps/2006/04/17/15:50:14/mort

Оставить отзыв. (11)
111


Создатели сайта не всегда разделяют мнение изложенное в материалах сайта.
"Научный Атеизм" 1998-2013

Дизайн: Гунявый Роман      Программирование и вёрстка: Muxa