Церковь - место, где джентльмены, никогда не бывавшие на небесах, рассказывают небылицы тем, кто никогда туда не попадет.
Менкен Генри Луис

Путеводитель
Новости
Библиотека
Дайджест
Видео
Уголок науки
Пресса
ИСС
Цитаты
Персоналии
Ссылки
Форум
Поддержка сайта
E-mail
RSS RSS

СкепсиС
Номер 2.
Follow etholog on Twitter


Подписка на новости





Rambler's Top100
Rambler's Top100



Разное


Подписывайтесь на нас в соцсетях

fb.com/scientificatheism.org

vk.com/scientificatheism_org



Оставить отзыв. (0)


Борис Фаликов
Ненадежный инструмент ненависти


Новый российский консерватизм с опорой на религию используется властью как политический метод сведения счетов с неугодными: после оппозиционных протестов в стране вдруг одна за другой стали обнаруживаться группы распоясавшихся граждан, которых нужно законодательно обуздывать.

В последние месяцы на нас обрушилась лавина законов, призванных охранять традиционные ценности. Это и защита чувств верующих, и запрет на пропаганду нетрадиционных сексуальных отношений среди детей, и так далее. Власть изо всех сил пытается осуществить в стране консервативный поворот, опираясь, как и положено, на религию. Что же скрывается за этими, прямо скажем, нечеловеческими усилиями?

Тут надо вспомнить, с чего все началось. Политические протесты против электоральных махинаций всколыхнули часть российской публики. В основном это была образованная городская молодежь, то есть по определению меньшинство российского населения. Власть ответила на вызов мобилизацией большинства, противопоставив его «зажравшимся» горожанам. В этот момент у нее появилась удачная возможность еще сильнее маргинализировать оппозицию, учинив расправу над феминистской группойPussy Riot, устроившей панк-молебен в храме Христа Спасителя. Привлекая в союзники церковь, власть всеми силами стремилась показать, что распоясавшиеся бунтовщики кощунственно посягают на сами основы церковного и государственного устройства. И заручилась в этом поддержкой подавляющего числа российского населения, осудившего «кощунниц».

На волне успеха был проведен закон о защите чувств верующих — и снова в точку. Как показывают опросы общественного мнения, население страны его поддержало. Однако возникли проблемы.

Ввиду юридической нелепости закона применять его крайне непросто, и это, безусловно, ограничивает его мобилизационный эффект. Но на подходе был уже следующий проект, позволяющий консолидировать большинство против «распоясавшегося» меньшинства.

На этот раз в роли негативного образа меньшинства выступили гомосексуалы. Кастинг был проведен безупречно. Мало того, что уровень гомофобии в стране был и так достаточно велик, но можно было рассчитывать и на полную поддержку религии. И христиане, и мусульмане, и иудеи, и даже тихие буддисты гомосексуализм осуждают. И должны оказать поддержку в борьбе против этого греха. Правда, на Западе имеются либеральные конфессии, которые его больше не бичуют, но у нас таких отродясь не водилось. Так что заступиться будет некому.

И верно, закон о запрете пропаганды нетрадиционной сексуальности был встречен православной общественностью на ура. Наиболее рьяные ее представители даже отправились в день его принятия к Государственной думе, где начали закидывать малочисленных протестующих экскрементами. Но радовались не только ревнители веры. По стране прокатилась волна насилия, почуявшие вседозволенность отморозки начали с удовольствием мучить тех, кому не посчастливилось родиться такими как все. Выбор нового символа для всем и всегда недовольного меньшинства вполне удовлетворил большинство. И на волне праведной гомофобии оно дружно объединилось против нездоровых отклонений от нормы.

Так-то оно так. Но у этой консолидации нет будущего. Начнем с того, что основной союзник власти весьма ненадежен. Да, в консервативном своем изводе христианство гомосексуализм осуждает. Но не более того. За примерами далеко ходить не надо. Англиканскую церковь возглавил недавно Джастин Уэбли. В отличие от своего либерального предшественника Роуэна Уильямса

новый архиепископ Кентерберийский самый настоящий консерватор. Он представляет евангелическое крыло в англиканстве, которое вместе с так называемыми англо-католиками выступает и против рукоположения гомосексуалов, и против однополых браков. Однако на недавнем Генеральном синоде он вышел с такой инициативой: предложил геям выступить единым фронтом против гомофобии.

Потому что одно дело осуждение греха, но совсем другое — потакание тем, кто от осуждения переходит к насилию, то есть нарушает заповедь любви.

Такое противопоставление укоренено в христианстве изначально. Апостол Павел, инвективы которого против гомосексуализма так любят цитировать борцы с ним, гораздо больше известен воспеванием христианской любви. Восхваляя в Первом послании к коринфянам различные христианские призвания, он заканчивает: «А не имею любви, — то я ничто». И прежде всего эта любовь распространяется на дискриминируемые меньшинства. Каковым в свое время было и христианство.

Никто не спорит, на протяжении своей долгой истории оно и само слишком часто использовалось как инструмент дискриминации. Но время не стоит на месте. Возьмем другое преследуемое меньшинство, которому немало досталось от христиан, — евреев. В наше время практически все христианские конфессии признали свою вину за гонения на евреев и делают все возможное, чтобы ее загладить. Даже суперконсервативные католики-лефевристы осудили своего епископа за антисемитские высказывания. Православие в этом отношении отстает, но и в нем заметны подвижки.

Во всяком случае на официальном уровне антисемитизм осуждается. А вот гомофобия нет. Но это не значит, что так будет всегда. Консерватизм консерватизмом, но только не тогда, когда он вступает в противоречие с внутренней логикой христианства.

Однако ненадежный союзник — вовсе не главная проблема власти, взявшейся за консолидацию большинства на основе вражды с меньшинством. В конце концов, религиозное начальство пока вполне управляемо и слова против не скажет, а в будущее российское руководство предпочитает не заглядывать. Но будущее это может оказаться куда ближе, чем кажется. Уже сейчас социологи пришли к выводу, что уровень агрессивности у населения зашкаливает: три четверти опрошенных заявили, что готовы на месте расправиться с теми, из-за кого жизнь в стране стала такой, как сейчас. Поэтому попытки обуздать строптивое меньшинство, опираясь на надежное большинство, чреваты взрывом. Вражда, которая распаляется в этом большинстве, делает его непредсказуемым, и оно в мгновение ока способно растерять свою надежность.

Неистовая толпа, закидывающая экскрементами геев и лесбиянок, может запросто найти новый объект ненависти. Особенно в наше время, когда социально-экономические обстоятельства изменяются так быстро. И никто не застрахован от того, чтобы им стать, включая тех, кто сейчас разжигает в людях низменные инстинкты.

http://www.gazeta.ru/comments/2013/07/15_a_5427865.shtml

Оставить отзыв. (0)
111


Создатели сайта не всегда разделяют мнение изложенное в материалах сайта.
"Научный Атеизм" 1998-2013

Дизайн: Гунявый Роман      Программирование и вёрстка: Muxa