|
|
|
Разное |
Как бороться с лженаукой в России? Информационным поводом для этой статьи является то, что 30 октября (четверг) в 14:00 в ТАСС состоится пресс-конференция, посвященная борьбе с лженаукой в России. В мероприятии примут участие председатель комиссии РАН по борьбе с лженаукой и фальсификацией научных исследований Евгений Александров и декан факультета журналистики МГУ имени М.В. Ломоносова Елена Вартанова. Дело в том, что недавно МГУ выиграл тендер на 25 миллионов рублей на «Разработку и практическую реализацию предложений по популяризации научных достижений и обеспечение деятельности Комиссии Российской академии наук по борьбе с лженаукой и фальсификацией научных исследований» В связи с этим я хочу поделиться своими соображениями о том, как бороться с лженаукой в России и привести ряд конкретных свежих примеров лженаучной деятельности. Разумеется, можно сказать, что для успешной борьбы с лженаукой и просвещения общества пригодились бы определенные законодательные меры: реформа школьного образования с уклоном в естественные науки, остановка процесса клерикализации школ и ВУЗов, но ясно, что речь сейчас идет исключительно о борьбе с лженаукой с помощью СМИ, поэтому акцент сделаем именно на этом. Нужно понимать, что лженаука в нашей стране принимает несколько форм. Есть «академическая» лженаука, представленная прежде всего недобросовестными диссертациями и липовыми «научными» журналами. В первом случае наиболее активное противостояние лженауке оказывает проект Диссернет. В связи с этим возникает первое направление борьбы: 1. Создание качественных роликов и написание статей по материалам диссернета с последующей раскруткой этих материалов в центральных СМИ, чтобы привлечь внимание общества к наличию шарлатанов с научными степенями и к тому факту, что с ними ведется борьба, что некоторые такие люди своих степеней уже лишились, а другие лишатся в скором будущем. Во втором случае речь идет о некачественных «научных журналах», некоторые из которых индексируются РИНЦ и входят в «список ВАК». Тут стоит упомянуть знаменитую историю про «Корчеватель», когда один журнал, входивший в список ВАК, принял в печать статью, полученную путем автоматического перевода текста, написанного генератором случайных наукообразных текстов. На текст корчевателя была даже получена положительная рецензия, в которой были отмечены сильные и слабые стороны работы. Рецензента не смутило даже то, что в благодарностях в статье был весьма непрозрачный намек: «Я благодарен профессору М.С.Гельфанду, привлекшему мое внимание к проблеме публикации случайных текстов, д.ф.-м.н. Б.Е.Штерну за внимание к работе, Дж.Стриблингу за использование текста, порожденного SciGen и к.филол.н. Л.Л.Иомдину за использование системы «Этап-3». Эта работа была частично поддержана ООО «Тровант»». Стоит отметить отдельные журналы, индексируемые РИНЦ, про которые довольно подробно написано в замечательной статье Рашита Хантемирова в Троицком Варианте Наука. Статья называется «РИНЦ: от примитивного мошенничества до растления малолетних». РИНЦ имеет значение потому, что наши чиновники используют эти его индексы как один из показателей в отчетности научных работников и институтов. Приведу отрывок из этой статьи: «В одном из номеров журнала «Региональное образование XXI века: проблемы и перспективы» опубликовано около трех десятков исследовательских проектов детей разного возраста, в основном школьников. В список литературы большинства из этих работ вставлено по 7-8 ссылок на свежие публикации из «Вестника ТОГИРРО», которые не имеют никакого отношения к темам проектов. Можно допустить, что ученики старших классов без подсказки взрослых решили посодействовать своим наставникам. Но «нужные» ссылки вставлены и в публикации, авторы которых — воспитанники детского сада! Вот, к примеру, работа «Выращивание огурцов зимой на подоконнике». Список литературы включает 15 работ. В тексте ни одна не упоминается. Поэтому трудно определить, на каком этапе выращивания огурцов дети использовали, например, сведения из работы Е.Н. Володиной «Романы В. Дудинцева: типология и эволюция жанра», опубликованной в «Вестнике ТОГИРРО»». Это не совсем лженаука, но это надувательство, которое не сильно лучше. А вот примеры лженаучной публикации в журнале, который индексируется РИНЦ. Статья называется «Синергия знания и веры в стратегии естественнонаучного образования», а журнал - «Успехи современного естествознания»: «В области биологии открылась ложность эволюционизма. Главной опорой эволюционистов служила теория естественного отбора, то есть дарвинизм. Но на фоне сегодняшних данных биологической науки, он выглядит просто-таки неприлично. Эксперименты показали, что никаким отбором нельзя создать нового вида». (грамматика сохранена) В этом журнале много прекрасных статей, например, есть и такая: «Влияние имени на судьбу и нравственный облик человека», в которой среди прочего «проведен лингвистический анализ имен Александр Сергеевич Пушкин и Адольф Гитлер». Отсюда вытекает еще одно направление борьбы: 2. Поиск лженаучных и псевдонаучных текстов в «научных» журналах и информирование общественности о масштабах данного бедствия с указанием источников. Цель: оказания общественного давления на библиотеки и базы данных не принимать, не распространять и не индексировать подобные статьи и журналы, в которых они публикуются. Если все, о чем мы говорили выше, наносит прежде всего ущерб репутации научных институтов в России, то теперь поговорим о том, что наносит ущерб обществу. Разумеется, речь идет, в первую очередь, о заблуждениях в области медицины. Вообще самая успешная (в плане популярности) статья, которую я когда-либо написал в моем блоге, называлась «10 самых опасных заблуждений, псевдонаук и суеверий (ЗПС)». Статья набрала 2300+ репостов на facebook + еще 1500 благодаря красиво оформленной версии от adme, 1800+ репостов ВКонтакте и так далее). 75 человек, включая 19 человек с учеными степенями, рассказали мне о том, какие заблуждения, по их мнению, являются наиболее популярными, от каких пострадало больше всего их знакомых, на какие окружающие их люди тратят деньги, от каких людям удается избавиться, а от каких – нет и т.д. На основании ответов был составлен рейтинг опасности ЗПС. Это была некоторая предварительная идея, не претендующая на научность, но результаты оказались довольно интересными. Прикладываю ниже получившийся тогда рейтинг, но советую обратиться к статье за пояснениями и оговорками. Бороться с классическими лженауками типа астрологии, гомеопатии, а также с мошенниками вроде экстрасенсов можно только просвещением, объясняя людям те методы, которые используются для их обмана. На эту тему у меня есть статья «путеводитель в мир паранормального». В связи с просвещением населения я бы хотел отметить несколько процветающих проектов. Сейчас развивается некоммерческая организация «Основание». Частью ее является словарь Скептика (skepdic.ru) и студия переводов vertdider.com. Недавно они запустили проект, который называется Международная конференция свободомыслящих – 2015 (freethinkers.ru). Идея в том, чтобы пригласить в Россию множество спикеров, которые расскажут о просвещении, критическом мышлении и борьбе с лженаукой. Среди них Ричард Докинз, Лоуренс Краусс, Сэм Харрис, Дэн Деннет, Джеймс Рэнди, Майкл Шермер, Тим Минчин и многие другие. Приглашены и выдающиеся отечественные просветители, такие как Александр Марков (macroevolution). Чтобы проект состоялся, необходимо убедиться, что достаточно людей хотят в этом поучаствовать, поэтому, пожалуйста, пройдете по ссылке (http://freethinkers.ru/) и проголосуйте. Отсюда мой третий пункт: 3. Помочь организовать и осветить Международную конференцию свободомыслящих в России. Мне сложно представить что-то более грандиозное по борьбе с лженаукой, чем приглашение в Россию наиболее известных просветителей, борцов с псевдонаукой и заблуждениями из разных стран мира. Благо, денег нужно не так много, как на организацию какой-нибудь олимпиады. Говоря об успехах в просвещении населения нельзя не отметить фонд «Династия», помогающий молодым ученым финансово, издающий замечательные научно-популярные книги и организующий премию «Просветитель». Отмечу также прекрасный сайт Элементы.ру (elementy.ru) и, в области биологии, - биомолекулу (biomolecula.ru). В области антропологии - antropogenez.ru/, с редактором Александром Соколовым (chieffff). В социальных сетях популяризацией науки активно занимается паблик Образовач, сообщество The Brights и Общество скептиков. Здесь же прорекламирую сообщество «Ученые против лженауки», в котором я являюсь одним из администраторов, члены которого организовали уже две конференции по тематике лженауки в Санкт-Петербурге. На этом блок рекламы я закончу. Прошу прощения, если я кого-то забыл, но это те ресурсы, на которые подписан лично я. Что я сейчас сделал? Я показал, в чем заключается четвертый пункт моих рекомендаций: 4. Реклама сообществ, уже состоявшихся и доказавших свою приверженность просвещению и борьбе с лженаукой. Общество нужно оповестить, что такие проекты существуют, что есть статьи, есть отдельные авторы (например, Ася Казанцев asena, с ее замечательной просветительской книгой «Кто бы мог подумать?»), отдельные блогеры, например, botalex, flavorchemist, uncle_doc и другие. Возможно, многие люди хотели бы читать научно-популярную литературу, но просто не знают где. А тут, представьте, канал Россия сообщает о том, что есть вот таки замечательные книги, сайты, сообщества. Наконец, я хочу отметить одно эксклюзивное безобразие, которое творится в стране. По ссылке можно посмотреть как министр образования и науки Дмитрий Ливанов проходит «биометрический» тест личности от проекта InfoLife, «определяющий профессиональную ориентацию детей по отпечаткам пальцев» на международном форуме Селигер 2012. Недавно мой знакомый побывал в любимом мной Дарвиновском Музее и рассказал, что там тоже проводят такое тестирование. Я написал письмо в Дарвиновский Музей, но мне лишь ответили, что моя позиция принята к сведению. Об этом «замечательном» тесте передавали многие СМИ, в том числе и государственные. Проект развивается и уже вытеснил классическую хиромантию с рынка. В моей статье «Пальцы вниз «генетическому» тесту» я подробно обосновал почему подобные тесты не работают. Отсюда пятый тезис: 5. Просвещать официальных лиц государства, чтобы избежать государственной поддержки откровенных псевдонаучных проектов. Какой смысл одной рукой помогать мракобесам, а другой оплачивать борьбу с ними? Обеспечить депутатам, сенаторам и министрам удобные условия для проведения консультаций с Комиссией РАН по борьбе с лженаукой. Создать службу, которая будет своевременно находить и предоставлять официальным лицам объективную информацию о разоблачениях псевдонаучной деятельности крупных организаций, дабы защитить репутацию государственных деятелей от опорочивающих их связей с фриками и мракобесами. Источник http://scinquisitor.livejournal.com/52665.html
|
Создатели сайта не всегда разделяют мнение изложенное в материалах сайта. |
|