В том и божественность, что есть боги, но нет никакого Бога!
Ницше Фридрих

Путеводитель
Новости
Библиотека
Дайджест
Видео
Уголок науки
Пресса
ИСС
Цитаты
Персоналии
Ссылки
Форум
Поддержка сайта
E-mail
RSS RSS

СкепсиС
Номер 2.
Follow etholog on Twitter


Подписка на новости





Rambler's Top100
Rambler's Top100



Разное


Подписывайтесь на нас в соцсетях

fb.com/scientificatheism.org

vk.com/scientificatheism_org



Оставить отзыв. (8)


Елена Рачева
Всерьез и надолго


«Сегодня, ребята, мы начинаем курс “Основ религиозных культур”, — учительница Наталья Баранова встала у доски перед учениками 4-го “Г” класса школы № 14 Твери. — Кто из вас знает, зачем нам это надо?»

В классе стояла тишина.

«А надо нам это, — не смутилась учительница, — чтобы знать историю наших предков. Потому что, не зная истории, не создашь будущего. Первый урок, дети, называется “Россия — наша Родина”. Итак, что же такое Родина?..»

Первого апреля для почти трехсот тысяч четвероклассников из 19 регионов России начались уроки по новому экспериментальному курсу «Основы религиозных культур и светской этики». Если эксперимент пройдет успешно, через два года новая дисциплина будет введена повсеместно.

Выбери модуль

Курс рассчитан на полгода (последняя четверть четвертого и первая — пятого классов) и состоит из шести модулей. Еще до начала эксперимента родителям на собраниях дали материалы с кратким изложением курсов и предложили выбрать между основами православной, иудейской, мусульманской, буддийской культур, историей мировых религиозных культур или светской этикой. Два урока курса (первый и последний) общие, остальные — по группам согласно выбору родителей. Все 6 модулей внутри одного класса читает один педагог: подготовку к ведению курса уже прошли 15 тысяч учителей из 10 тысяч общеобразовательных учреждений (ими могут быть преподаватели любых предметов — от литературы и математики до физкультуры).

Самой популярной у родителей оказалась светская этика (впрочем, некоторые родители в той же тверской школе № 14 путали ее с «этикетом») — учебник по этому предмету был напечатан тиражом 125 тысяч экземпляров. На втором месте — «Православная культура» (80 тыс. экземпляров), на третьем — «Мировые религиозные культуры» (60 тыс.). Затем «Исламская культура» (40 тыс.), буддийская (14 тыс.) и иудейская (12 тыс.). Учебники по всем шести предметам были доставлены в школы только к 1 апреля, и делать выбор родители были вынуждены на основе краткого описания программы курса и советов учителей.

«Сначала мы хотели, чтобы дочка училась светской этике, — говорит Татьяна Кузнецова, чья дочь Диана на этой неделе пошла на урок “Основ православной культуры” в 4-м “Г”, — но в школе нам объяснили, что в этом курсе одна философия, ее ребенку не понять. А “Основы православия” — почти то же самое, только проще».

В Твери предпочтения распределились почти также, как в остальных регионах: как сообщили «Пятнице» в городском Управлении образования, 55% семей выбрали светскую этику, 39% — православный модуль, оставшиеся — мировые религии. Еще двум ученикам будут индивидуально вести курс ислама. Правда, в школе № 14 православный модуль предпочли все родители четвероклассников.

Клуб кинопутешественников

Еще не начавшись, эксперимент вызвал споры. Должен ли вообще такой курс быть обязательным, а не факультативным? Иеромонах Димитрий (Першин), руководитель информационно-издательского управления Синодального отдела по делам молодежи Московского патриархата, считает, что речь не должна идти о факультативе: «Не разобравшись в основах религиозной культуры, наши дети не поймут ни Достоевского, ни Гарри Поттера. Библейские цитаты они воспринимают как иероглифы. Так что перед авторами учебника стоят не миссионерские задачи, а чисто культурологические — вернуть детям понимание культурных смыслов».

Другой вопрос — направлен ли этот предмет на то, чтобы рассказать детям о религии или чтобы сделать их ее последователями. Учебные пособия писались представителями конфессий, «Основы православной культуры» написал священник, диакон Андрей Кураев. Сами авторы учебников отрицают, что стремились сделать из читателей своих прихожан. «По условиям эксперимента авторы должны придерживаться интонации клуба кинопутешественников, — объяснил “Пятнице” Андрей Кураев. — То есть с максимальной симпатией рассказывать про жителей Гавайских островов, но не призывать читателей немедленно купить туда билет».

Андрей Смирнов, рецензент черновых вариантов учебников, заместитель директора Института философии РАН, считает, что дистанцироваться от религии не получится. По его мнению, новый предмет по сути означает введение в школе Закона Божьего причем с сильным преобладанием православия. Остальные модули нужны лишь для соблюдения политкорректности. «Если цель этого курса — дать ребенку представление о своей религии и воспитать уважение к чужой, то неважно, какой модуль выбрать. Но учебники отталкивают иноконфессиональных или внеконфессиональных детей. В них идет напористая пропаганда религии», — считает он.

Традиционные ценности

Подготовкой всех шести учебников по курсу занималось издательство «Просвещение». По словам его генерального директора Александра Кондакова, Федеральное агентство по образованию объявило конкурс на создание этих книг, заявка на участие в котором была подана только «Просвещением». «Конечно, наши учебники вызвали большую волну обсуждения, в том числе и критику, — отмечает Александр Кондаков, — но ведь любой эксперимент ее вызывает. Мы работали в трудных условиях, времени было мало. Кроме того, это абсолютно новый курс, непростые авторы. Их отбирали сами конфессии».

И авторы учебных пособий, и учителя не скрывают: главная цель курса — не просто информировать детей об основах религии, но воспитать их. «Наша задача — через жизнеописание пророка Мухаммеда и материалы об обязанностях мусульман показать нравственные черты, которые лежат в основе поведения мусульман: добро, дружелюбие, отношение к семье, старшим. То есть повлиять на духовно-нравственное воспитание детей», — говорит Диляра Латышина, профессор кафедры педагогики начального обучения Московского педагогического госуниверситета и соавтор учебника «Основы исламской культуры».

Аналогичная задача ставилась и перед авторами учебника по «Светской этике». За время его подготовки сменилось три авторских коллектива. «Когда я сдал в “Просвещение” черновик учебника “Светской этики”, мне позвонил Александр Кондаков, — вспоминает Вадим Перов, завкафедрой этики философского факультета Санкт-Петербургского госуниверситета, взявшийся за подготовку учебника, но в январе отказавшийся от нее. — Его претензия звучала так: “Нам нужно воспитывать патриотов России, а у вас слишком космополитичный учебник”. Кондаков объяснил, что мы пишем об общечеловеческих ценностях, а нужно — о русских традиционных».

Андрей Кураев уверен: главное, чтобы курс основ религии не спровоцировал конфликты между детьми. Для этого, по его мнению, нужен мониторинг среди представителей конфессий, родителей и школы. Как считает диакон Кураев, возраст школьников выбран правильно: «Всего года через два у детей появляется подростковая агрессия, из-за которой те, кто оказался в меньшинстве, могут стать изгоями». Диляра Латышина уверена, что чем раньше с детьми начнут говорить о религии, тем более эмоционально они будут ее воспринимать.

Глава государства

Между тем первый урок «Основ религиозных культур» в 4-м «Г» продолжался. Наталья Баранова уже объяснила, что Родина — это место, где мы родились, что называется она Россия и ее населяет много дружных народов. Кто-то из учеников нашел Россию на карте и показал, не забыв ни Курилы, ни Калининград.

«Вы видите, как велика наша страна? — согласилась Наталья Баранова. — Ребята, а как надо жить людям на таких пространствах?»

Я задумалась. Ответа на этот вопрос у меня не было. Может, на таких пространствах надо жить хорошо? Однако четвероклассники сообразили быстрее: «Надо жить в мире!» — выкрикнул мальчик Дима. И угадал.

«А кто является главой нашего государства?» — продолжала учительница.

«Главой нашего государства является Москва!» — выпалил кто-то. Наталья Баранова строго исправила. Дальше детям пришлось назвать имя главы, перечислить символы государства, найти на карте город Москву, город Тверь и почему-то озеро Байкал.

«Видите, как богата наша Родина! — сообщила Наталья, когда дети рассказали про чистые озера, широкие реки и дремучие леса. — И не только ресурсами, но и обычаями, традициями, а главное — людьми. Какие пословицы о нашей Родине вы знаете?»

Дети знали много пословиц. И «Где родился, там и пригодился», и «За Родину-мать не страшно умирать», и «Кто с мечом к нам придет…».

«А есть ли среди ваших родных те, кто много сделал для России?» — поинтересовалась Наталья Баранова.

«Мой прадед воевал», — сказал мальчик со второй парты. Прадедов-ветеранов вспомнили еще трое детей. На этом тема патриотизма была завершена, Наталья Баранова попросила открыть учебник и перешла к культурным традициям.

Станет ли обязательным?

Эксперимент по введению курса «Основ религиозных культур» рассчитан на два года. В пресс-службе Минобрнауки обещают, что он будет сопровождаться социологическим мониторингом, в котором станут учитывать мнения родителей. Признают ли эксперимент успешным, можно будет понять уже в сентябре по тому, решит ли Министерство образования и науки подключить к нему новые регионы.

«Два основных недостатка курса — он клерикален и делит детей по религиозному признаку, — считает Андрей Смирнов. — Это не исправить никакими частичными улучшениями. Можно только убрать весь курс. Если этого не сделать, он дискредитирует саму идею православия. Думаю, и сама церковь это скоро поймет». С ним не согласен Вадим Перов. «Подозреваю, эксперимент уже признан удачным, — говорит он, — в него вложены финансовые, организационные и идеологические средства, у него есть господдержка. Теперь это надолго».

Оставить отзыв. (8)
111


Создатели сайта не всегда разделяют мнение изложенное в материалах сайта.
"Научный Атеизм" 1998-2013

Дизайн: Гунявый Роман      Программирование и вёрстка: Muxa