Нет ничего более замечательного, чем распространение религиозного неверия, или рационализма, на протяжении второй половины моей жизни.
Дарвин Чарльз

Путеводитель
Новости
Библиотека
Дайджест
Видео
Уголок науки
Пресса
ИСС
Цитаты
Персоналии
Ссылки
Форум
Поддержка сайта
E-mail
RSS RSS

СкепсиС
Номер 2.
Follow etholog on Twitter


Подписка на новости





Rambler's Top100
Rambler's Top100



Разное


Подписывайтесь на нас в соцсетях

fb.com/scientificatheism.org

vk.com/scientificatheism_org



Оставить отзыв. (1)


Алексей Шмырев
Истина где-то рядом


Аналитический Центр Юрия Левады 11 марта опубликовал результаты нескольких социологических опросов, касающихся роли религии в российском обществе. Они были проведены в январе-феврале текущего года. Данные социологов позволяют уточнить сведения о религиозности россиян, а распределение ответов респондентов согласно их социально-экономическому положению многое говорит о состоянии нашего общества. Выборка составила 1600 человек, статистическая погрешность – 3%.

Число людей, считающих себя православными, медленно, но верно растет (71% в нынешнем году против 59% пять лет назад), а количество мусульман остается на прежнем уровне (около 5%). Католики, протестанты, иудеи и буддисты почти незаметны (по 1%). Атеистами считают себя 5% из числа опрошенных. Если говорить о качестве религиозности, то здесь открывается простор для самых различных толкований. Треть россиян тверда в своей вере в Бога, однако остальные две трети в своих ответах на соответствующий вопрос представили всю гамму оттенков маловерия и сомнений в существовании Всевышнего – вплоть до полного неверия (10%). Впрочем, при всех своих сомнениях большая часть россиян признает определенное значение религии в своей жизни. Вот наиболее популярные ответы: 36% задумываются о смысле жизни, душе и вечности; 29 процентам религия помогает быть терпимым к недостаткам других людей. С моральными и нравственными нормами связывают религию около трети россиян. Как видно, картина общественного мнения пестра и неоднозначна. Но как обстоит дело с религиозной практикой?

Обнаруживается парадокс, на который российские социологи указывали уже неоднократно. При 71% считающих себя православными лишь около 20% так или иначе соблюдают Великий пост. Это как раз те люди, для которых религия определяет не только образ мыслей, но и действия. Соответственно около 80% не собираются менять свой рацион в связи с православным постом – столько же, сколько и в 1998 году. Лишь 2% россиян строго постятся все время от Масленицы до Пасхи! Получается, россияне – при известной склонности порассуждать о вере – не хотят на самом деле брать на себя особых обязательств, связанных с религией.

Россияне ценят стабильность и не хотят резких изменений во взаимоотношениях религиозных организаций и государства: 45% считают, что степень их влияния на политику точно такая, какой и должна быть. Желание сохранять статус-кво прослеживается и в ответе на вопрос о преподавании знаний о религии в школах. Крайние точки зрения сравнительно непопулярны: 20% считают, что в школе религии не место, 12% настаивают на введении Закона Божьего для всех желающих. Споры сторонников и противников преподавания "Основ православной культуры" сделали свое дело: народ выбрал золотую середину. 60% опрошенных сочли, что "по желанию учеников или их родителей в школе можно изучать историю религии, основы религиозной нравственности". Но при ближайшем рассмотрении этот "царский путь" заводит в туман. Все-таки история религии и уроки нравственного поведения – существенно разные вещи.

Одно из несомненных достижений специалистов из Центра Левады состоит в развенчании популярного мифа о повышенной религиозности работников силовых структур и военнослужащих. Сам миф, возможно, вызван к жизни средствами массовой информации, часто публикующими материалы о миссионерской деятельности священнослужителей в Вооруженных силах, о "религиозных памятках" для милиционеров и т.п. На самом деле очень религиозных людей среди "силовиков" социологи не обнаружили вообще, а совершенно нерелигиозных среди них оказалось 46% – чуть ли не половина!

Наконец, социологам удалось выявить замечательное единодушие в вопросах веры россиян, живущих в городах и в сельской местности. Процент людей, считающих себя религиозными с разной степенью определенности, примерно одинаков и в деревнях, и в больших городах, и даже в Москве. Убежденных верующих везде около 5%. То же самое касается нерелигиозных респондентов: их 20% и в российской глубинке, и в пределах Садового кольца. Выходит, Россия действительно едина – и в своей вере, и в своем неверии.

Источник: НГ-Религии
Оставить отзыв. (1)
111


Создатели сайта не всегда разделяют мнение изложенное в материалах сайта.
"Научный Атеизм" 1998-2013

Дизайн: Гунявый Роман      Программирование и вёрстка: Muxa