Точка зрения, будто верующий более счастлив, чем атеист, столь же абсурдна, как распространенное убеждение, что пьяный счастливее трезвого.
Шоу Бернард

Путеводитель
Новости
Библиотека
Дайджест
Видео
Уголок науки
Пресса
ИСС
Цитаты
Персоналии
Ссылки
Форум
Поддержка сайта
E-mail
RSS RSS

СкепсиС
Номер 2.
Follow etholog on Twitter


Подписка на новости





Rambler's Top100
Rambler's Top100



Разное


Подписывайтесь на нас в соцсетях

fb.com/scientificatheism.org



Оставить отзыв. (12)


Сергей Соловьев
"По квартирам и за границу!"


Вокруг экспозиции "Запретное искусство", открывшейся недавно как отзвук биеннале в центре Андрея Сахарова, Вчера разгорелся нешуточный скандал. Таганская межрайонная прокуратура начала проверку наличия в действиях организаторов состава преступления. А вечером у центра Сахарова прошел пикет объединения "Православная молодежь Москвы". По мнению пикетчиков, выставка разжигает межрелигиозную рознь. И хотя до погрома, как это случилось с проектом "Осторожно, религия!" в том же Сахаровском центре три года назад, дело пока не дошло, ситуация вокруг выставки накалилась до предела.

"К нам поступили документы из столичной прокуратуры с требованием провести процессуальную проверку по поводу выставки. Она только сегодня началась и, скорее всего, займет довольно продолжительное время, – сказал вчера представитель прокуратуры в интервью РИА Новости. – Цель проверки – установить, были ли устроителями выставки нарушены нормы российского законодательства, преступили ли они закон, организовывая культурное мероприятие".

Экспонаты выставки многим кажутся провокационными. Сюжеты с изображением Иисуса, вместо лица которого посетитель видит физиономию Микки-Мауса или орден Ленина, крестный ход в противогазах не могут не вызвать отторжения у православных верующих.

Центру Сахарова и конкретно его директору Юрию Самодурову не привыкать к повышенному вниманию как православной общественности, так и правоохранительных органов. Выставка "Осторожно, религия!" в 2004 году в первый же день работы была по достоинству оценена группой крепких ребят, в результате чего произведения Александра Косолапова, Владислава Мамышева-Монро и еще двух десятков признанных актуальных мастеров оказались сорванными со стен, разорванными и залитыми краской. Первоначально было возбуждено дело о хулиганстве, но его быстро сменил процесс о "разжигании религиозной вражды". Вандалы оказались борцами за идею чистоты православных образов. А Юрий Самодуров с сокураторами по постановлению суда в 2005 году выплачивал 100 тыс. рублей штрафа.

Экспозиция "Запретное искусство-2006" могла бы иметь почти тот же сценарий жаркой схватки и уже идет по тому же сценарию, если бы не несколько отличительных нюансов. Во-первых, в состав ее кураторов входит один из ведущих сотрудников Третьяковской галереи Андрей Ерофеев, который предоставил музейные экспонаты признанных концептуалистов и соцартистов XX столетия. Косолапое, Соков, Кабаков, группа "Синие Носы" – художники с мировым именем. Заранее предупреждалось, что произведения довольно спорные: все они имеют отношение к эротике, религии и нецензурной лексике. Поэтому устроители экспозиции использовали остроумный ход презентации: поместили работы за белые ширмы. Проделав в них дырки на манер эротических салонов (чтобы зритель не глядел, а подглядывал и таким образом сам становился соучастником действа).

"Новые Известия" уже писали о темах и качестве представленных экспонатов, найдя их не столько радикальными, сколько наивными в своем передергивании как религиозных, так и советских символов. Большая часть работ – это карикатуры по жанру. И именно на них, судя по всему, представители православной общественности, прежде всего диакон Андрей Кураев и движение "Народный собор", обратили особое внимание, найдя оскорбительными. Проблема только в том, что самые "резкие" сюжеты (например, икона Рошаля-Федорова "Дадим угля сверх плана!") созданы более двадцати лет назад и давно вписаны в анналы "диссидентского искусства".

Андрей Ерофеев в интервью "НИ" отметил три принципиальных для него момента в этом проекте. "Во-первых, мы хотели мирной дискуссии о тех произведениях, которые не берут в музейные экспозиции, – отметил г-н Ерофеев. – Во-вторых, все выставленное – несомненная российская классика. В-третьих, выставка ничьих чувств оскорбить не может, а если оскорбила, я лично приношу всем свои извинения".

В любом случае устроители, по их собственному выражению, вновь "оказались не понятыми". На примерах довольно солидных и исторических экспонатов они хотели возобновить дискуссию о границах запретного в современном искусстве. Однако еще до всякой дискуссии православные средства информации распространили заявление, что выставка оскорбительная и провокативна, а наиболее радикальные верующие пришли к центру совсем не для интеллигентного разговора, а для пикета с требованием не просто закрытия выставки, но и закрытия самого центра.

Пикет на улице развернулся как раз в тот момент, когда в зале началась научная дискуссия о проблемах выставки. Пикетчики сразу заявили, что они не поддадутся на провокации, никаких погромов и драк не будет. Их цель – не закрытие выставки, а закрытие самого центра, который они считают "клоакой, куда стекаются все антиправославные, антиправительственные и антинародные силы". Они полагают, что такие выставки устраиваются, чтобы окончательно дестабилизировать ситуацию в обществе. По мнению пикетчиков, предыдущая выставка "Осторожно, религия!" была создана, чтобы сорвать выборы 2003 года (тут они, конечно, ошиблись: выставка была в 2004-м), нынешняя – чтобы сорвать предвыборную кампанию 2008-го. В резолюции, принятой после пикета, подчеркивалось, что государство должно охранять граждан от подобного рода акций и предоставить этот дом в центре Москвы другой организации (правда, какой именно, не уточнили). Выступающие посоветовали организаторам показывать это искусство "у себя в квартирах или за границей", вернув в итоге диссидентов туда, откуда они пришли, – в художественное подполье.

29.03.2007

Источник: Новые известия

Оставить отзыв. (12)
111


Создатели сайта не всегда разделяют мнение изложенное в материалах сайта.
"Научный Атеизм" 1998-2013

Дизайн: Гунявый Роман      Программирование и вёрстка: Muxa