Религия мешает людям видеть, потому что она под страхом вечных наказаний запрещает им смотреть.
Дидро Дени

vk.com/scientificatheism_org

Уголок науки / Удивительное - рядом

Ученые раскрыли загадку вращения крутого яйца

28 марта стало известно, что математик из Кембриджа и физик из Японии нашли объяснение факту, который, как считалось ранее, противоречит законам физики: при вращении крутого яйца оно в некоторых случаях встает на свой острый конец, -действуя, казалось бы, вопреки силе тяжести.

Аналогичная операция по закручиванию сырого яйца не приводит к тому, что оно встает "на попа". Эта загадка, опровергающая, на первый взгляд, законы физики, наконец получила объяснение - после того, как за нее взялись математик из Кембриджа и физик из Японии.

В своей публикации в журнале Nature ученые утверждают, что ключевую роль в странном феномене играет трение.

Эффект с крутым яйцом возникает лишь в том случае, если оно раскручивается с определенной силой, и трение между ним и столом находится в определенных границах. В соответствии с этим утверждением, оси вращающегося яйца проделывают целую серию рывков, после чего яйцо и становится вертикально.

С обыденной точки зрения, феномен явно противоречит законам гравитации, поскольку во время подъема "на попа" центр тяжести яйца перемещается вверх. Однако, как говорят Кейт Моффатт из Кембриджского университета и Ютака Симомура из университета Кейо в японском городе Иокогама, этому существует математическое объяснение.

Чтобы его найти, ученым понадобилось полгода напряженной работы, результаты которой помещаются на 2 страницах научного журнала. Сводится оно вот к чему: когда соблюдены все условия (и главное - рамки уровня трения), некоторая часть энергии вращения трансформируется в горизонтальную силу, которая и задает яйцу вертикальное направление движения.

С сырым яйцом это не проходит потому, что большую часть энергии вращения рассеивает жидкость внутри скорлупы.

Доктор Моффатт признает, что у этой интересной научной загадки (и разгадки тоже) вряд ли есть прикладное будущее. "С такими вещами никогда ведь не угадаешь, - говорит он. - Я просто подумал, что это интересная и занятная проблема, особенно в пасхальное время, когда все вокруг крутят яйца... Поэтому, собственно, мы этим и занялись", - цитирует ученого ВВС.

News.Battery.Ru - Аккумулятор Новостей, 29.03.2002