Когда читаешь библию, больше удивляешься неосведомленности бога, чем его всеведению.
Твен Марк

Уголок науки / Происхождение жизни

Жизнь возникла в безвоздушном и безводном пространстве?

Это одна из величайших нераскрытых пока тайн. Как началась жизнь? Ответ на этот вопрос имеет очевидное значение – хотя бы для оценки того, сколь вероятно распространение жизни во Вселенной. Действительно, если для начала существования жизни на нашей планете потребовались действительно исключительные условия, то можно с полной уверенностью утверждать, что вся остальная Вселенная абсолютно безжизненна. Впрочем, ученые только что получили любопытные результаты, позволяющие предполагать прямо противоположное.

Согласно традиционным представлениям, жизнь на Земле могла возникнуть в каком-нибудь "маленьком теплом пруду". Современный вариант этой теории предпочитает подводные горячие ключи или скопления осадочных пород на дне как место рождения наших прародителей. Однако в последнее время в научном сообществе популярность набирает идея о том, что семена жизни были занесены на Землю из космоса, но не в виде целых микроорганизмов, а в виде "кирпичиков жизни" - аминокислот.

Известно, что аминокислоты, составляющие основу животных белков, являются левозакрученными. Почему? Возможно потому, что они возникли не в тихом пруду, а в космосе, на гигантских кометах, состоящих из воды. В пылевых межзвездных облаках, составляющих солнечные системы, свет звезд оказывается поляризован. А потому возможно, что "левозакрученный" свет создал левозакрученные аминокислоты, которые попали на Землю и привели к возникновению левозакрученной жизни. Такие аминокислоты находили на метеоритах, что подтверждает право этой гипотезы на существование. Ведь метеориты – это просто фрагменты старых комет, на которых, предположительно, аминокислоты и появились.

Но здесь существует проблема. Различные химические индикаторы указывают на то, что аминокислоты, обнаруженные в космосе, возникли при очень низких температурах, на сотни градусов ниже температуры замерзания воды. Поэтому идея о том, что кирпичики жизни возникли в относительно теплой лужице воды внутри кометы выглядит не очень правдоподобной.

Теперь Макс Бернстайн и Джейсон Дворкин из института SETI (института по поиску внеземной жизни) вместе с коллегами из Исследовательского центра НАСА, сделали потрясающее открытие. Они провели моделирование пылевых межзвездных облаков, из которых сформировались планеты и Солнце. Оледенелые частицы пыли вдувались в вакуумную камеру при очень низкой температуре и подвергались воздействию искусственного звездного света. Подождав некоторое время, ученые проверили частицы – и обнаружили 4 аминокислоты из тех, которые составляют основу жизни на Земле – основные элементы жизни возникли в отсутствие жидкой воды. Это значит, что для зарождения основ жизни в космосе требуются не столь исключительные условия – и жизнь может быть достаточно распространена во Вселенной.

News.Battery.Ru - Аккумулятор Новостей, 15.04.2002