Чем больше мы познаем неизменные законы природы, тем все более невероятными становятся для нас чудеса.
Дарвин Чарльз

Уголок науки / Палеонтология

Ученые нашли останки крупнейшего летающего динозавра

В Румынии найдены останки крупнейшего летающего динозавра. Ученые сумели составить описание самой крупной летающей рептилии по фрагментам трех костей: задней части черепа, фрагменту верхней челюсти и части плечевой кости. Этот динозавр превосходит по своим размерам Quetzalcoatlus, обнаруженного в Техасе в 1995 году. Размах крыльев Quetzalcoatlus достигал 11 метров.

Реконструкцией самого крупного из известных сегодня летающих ящеров занималась группа французских и румынских палеонтологов, опубликовавших отчет о своей работе в германском природоведческом журнале Naturwissenschaften.

Огромную птицу назвали Hatzegopterix thambema. Это труднопроизносимое слово очень информативно. Первая часть, "Hatzeg", указывает на место в Трансильвании, где были найдены останки динозавра. Вторая часть, "pterix", - по-гречески "крыло", а "thambema" - "монстр". Голова чудовища достигала 3 м, а размах крыльев - 12 м, в четыре раза больше, чем у альбатроса. Таким образом, динозавра по его размерам можно сравнить с маленьким туристическим самолетом.

Директор Национального центра научных исследований в Poitiers Жан-Мишель Мазен утверждает, что ящер передвигался по земле на четырех лапах. Следы других ящеров, обнаруженные ученым в Crayssac, в районе Cahors, свидетельствуют о том, что летающие рептилии, жившие 140 млн лет назад, передвигались именно таким образом. У Hatzegopterix мембрана крыльев крепилась к лапам.

Лишь в 2000 г. ученые стали относить этот вид рептилий к категории летающих ящеров. Останки монстра были обнаружены ученым Даном Григореску в 1978 г. на западе Румынии. Тогда этого динозавра назвали плотоядным.

Эрик Бюффето, принимавший участие в исследованиях, высказал предположение, что этот вид был очень хрупким, хотя "кости его были достаточно прочными". "Но их внутренняя структура была пористой. Она очень походила на пенополистирол, материю прочную и легкую, содержащую внутри много воздуха". Вероятно, именно за счет этого животные таких больших размеров были не очень тяжелыми и могли летать. Однако, поскольку для восстановления Hatzegopterix было использовано столь незначительное количество фрагментов, не исключено, что однажды могут появиться новые версии, прежде всего касающиеся размеров этого вида ящеров.

News.Battery.Ru - Аккумулятор Новостей, 17.04.2002