Религия – сон человеческого духа. Но и во сне человек находится на земле, а не на небе.
Фейербах Л.

Путеводитель
Новости
Библиотека
Дайджест
Видео
Уголок науки
Пресса
ИСС
Цитаты
Персоналии
Ссылки
Форум
Поддержка сайта
E-mail
RSS RSS

СкепсиС
Номер 2.
Follow etholog on Twitter


Подписка на новости





Rambler's Top100
Rambler's Top100



Разное


Подписывайтесь на нас в соцсетях

fb.com/scientificatheism.org

vk.com/scientificatheism_org



Уголок науки / Происхождение жизни

Оставить отзыв. (0)

Жизнь. (Определение)

Биологический энциклопедический словарь.

(Гл. ред. М. С. Гиляров; Редкол.: А. А. Баев, Г .Г. Винберг, Г. А. Заварзин и др. – 2-е изд., исправл. – М.: Сов. Энциклопедия, 1989. – 864 с., ил., 30 л. ил.)

ЖИЗНЬ. Многочисленные определения сущности жизни можно свести к двум основным. Согласно первому, Ж. определяется субстратом, носителем ее свойств (например, белком); согласно второму, Ж. рассматривают как совокупность специфических физико-химических процессов. Классическое определение Ф. Энгельса: "Жизнь есть способ существования белковых тел, существенным моментом которого является постоянный обмен веществ, с окружающей их внешней природой, причем с прекращением этого обмена веществ прекращается и жизнь, что приводит к разложению белка" - лишь формально отнесено к первой категории, т.к. Энгельс имел в виду не собственно белки, а структуры, содержащие белок. Сам по себе белок – полимер, состоящий из аминокислотных остатков, - может быть синтезирован химическим путем и никаких признаков жизни вне организма не проявляет. С другой стороны, обмен веществ также не может служить единственным критерием жизни. Энгельс писал, что «с обменом веществ мы не продвигаемся ни на шаг вперед, ибо тот своеобразный обмен веществ, который должен объяснить жизнь, в свою очередь нуждается сам в объяснении при посредстве жизни». В конечной счете Энгельс склоняется к мысли о том, что критерием живого должно быть самообновление химических составляющих частей организмов.

В самом общем смысле Ж. можно определить, как активное, идущее с затратой полученной извне энергии поддержание и самовоспроизведение специфической структуры. Из этого определения непосредственно вытекает необходимость постоянной связи организма с окружающей средой, осуществляемой путем обмена веществом и энергией. Обмен веществ в пределах организма представлен совокупностью процессов ассимиляции, т.е. синтеза молекулярных компонентов клетки, в том числе специфичных для вида (в первую очередь белки и нуклеиновые кислоты), и диссимиляции, т.е. распада и выведения из организма остатков отработавших структур. Эти процессы сопровождаются перераспределением энергии. Автотрофные фотосинтезирующие организмы (зеленые растения и бактерии-фототрофы) используют энергию солнечного света, трансформируя ее в энергию химических связей (например, синтез АТФ, фотофосфолирование). Хемисинтезирующие автотрофы (например, железо- и серобактерии) используют энергию малоокисленных неорганических соединений, а гетеротрофы (большинство бактерий, животные и грибы) – энергию, освобождающуюся при распаде органических веществ, синтезированных автотрофами (или др. гетеротрофами). В ходе метаболических превращений значительная часть энергии теряется в форме тепла, повышая энтропию системы организм-среда.

Определение Ж. как процесса обмена веществ не потеряло значения, однако оно дополняется организационной, информационной и эволюционной трактовкой. Обмен веществ – условие поддержания и воспроизведения необходимой для Ж. структуры, специфичной для каждого вида организмов. Ж. прекращается с разрушением определенной структуры, организации. Специфичность структуры обуславливается и поддерживается информацией, содержащейся в размножающихся матричным путем генетических программах. В процессе матричного синтеза генетических программ неизбежно возникают ошибки копирования (мутации), в следствии чего копии программ отличаются друг от друга (конвариантная репликация). Хотя значительная часть мутаций корректируется возникшими на ранних этапах эволюции механизмами репарации, остающихся наследственных изменений достаточно, чтобы привести к разнокачественности особей и разной степени их приспособления к условиям среды. Разнокачественность организмов создает предпосылки для действия естественного отбора, приводящего, в зависимости от условий, либо к усложнению, усовершенствованию организмов, либо к регрессу, упрощению их организации. Т.о., сама сущность Ж. как самовоспроизводящегося процесса является предпосылкой эволюции.

Сложность проблемы происхождения жизни, трудность однозначного ее определения неоднократно порождали идеалистические теории (витализм, креационизм и др.). Современные определения Ж., учитывающие достижения биологии 20 в., не оставляют места теориям, допускающим нематериальную природу сущности жизни. Однако они не сводят Ж. только к физико-химическим закономерностям. Осуществляемый на основе обмена веществ матричный синтез и вытекающая из него биологическая эволюция несвойственны неживой природе, по сравнению с которой Ж. – форма движения материи высокого уровня.

(Энгельс Ф., Диалектика природы, М., 1975; Энгельс Ф., Анти-Дюринг, М., 1983; Шрёдингер Э., Что такое жизнь с точки зрения физика?, пер. с англ., 2 изд., М., 1972; Вернадский В. И., Живое вещество, М., 1978; Энгельгард В. А., Познание явлений жизни, М., 1984; Югай Г.А., Общая теория жизни, М., 1985.)


Биологический энциклопедический словарь
Оставить отзыв. (0)

111


Создатели сайта не всегда разделяют мнение изложенное в материалах сайта.
"Научный Атеизм" 1998-2013

Дизайн: Гунявый Роман      Программирование и вёрстка: Muxa