Точка зрения, будто верующий более счастлив, чем атеист, столь же абсурдна, как распространенное убеждение, что пьяный счастливее трезвого.
Шоу Бернард

Уголок науки / Палеонтология

Предок тираннозавра

До сих пор происхождение тираннозавра - самого страшного, вероятно, хищника в истории Земли - было неясным. Предполагали, что ему предшествовала длинная цепь предков, тянувшаяся с конца юрского периода примерно на 80 млн лет. Но некоторые палеонтологи давно считали, что тираннозавр сформировался "лишь" 65 млн лет назад в результате быстрой эволюции мелких хищников-целурозавров. Такая гипотеза не нашла в свое время широкой поддержки, что объяснялось отсутствием остатков какой-либо переходной формы от одного из мелких целурозавров к гиганту тираннозавру. Теперь этот пробел, по-видимому, заполнен.

Палеонтолог-любитель наткнулся на о.Уайт, у самого южного побережья Великобритании, на части скелета какого-то зверя, пролежавшие там 132 млн лет. На место прибыла группа английских ученых из Портсмутского университета и Геологического музея о.Уайт, которые при участии опытного палеонтолога Д.Нейша (D.Naish) установили, что обнаружен предок тираннозавра. Его назвали эотиранном (Eotyrannus), т.е. древним, изначальным тиранном, подчеркнув тем самым родство с хищным гигантом. Находка ценна и тем еще, что составляет около 40% всего костяка пятиметрового животного и включает переднюю половину черепа.Тщательный анализ показал сходство многих особенностей эотиранна с его громоздким потомком: так, носовые кости у обоих сливаются воедино, а передние зубы в поперечном разрезе имеют одинаковую D-образную форму. Другие же черты эотиранна выглядят намного примитивнее. Передние конечности удлинены, а это как раз и предрекали сторонники отвергнутой ранее гипотезы.

"Крестный отец" эотиранна, палеонтолог Т.Хольц (T.Holz; Университет штата Мэриленд, США), указывает, что хорошо развитая челюстная система, характерная для тираннозавров, по-видимому, возникла у хищника, который уже был способен хватать жертву передними конечностями и удерживать ее, о чем и свидетельствуют остатки его предка-эотиранна.

Science. 2001. V.292. N5520. P.1278 (США).

Источник: Наука в "Русском переплете"