Те, кто надел на глаза шоры, должны помнить, что в комплект входят еще узда и кнут.
Лец Станислав

Уголок науки / Вселенная

В космосе обнаружена первая молекула с тремя атомами дейтерия

Астрономы из Института Радиоастрономии Макса-Планка в Бонне и Калифорнийского Института Технологий в Лос-Анджелесе впервые обнаружили новую молекулу с тремя атомами дейтерия (ND3) в космосе.

ND3 - это форма аммиака (NH3), в которой все три водородных атома заменены более тяжелым и редким изотопом дейтерия (подобно тяжелой воде - D2O).

Молекулы, которые содержат дейтерий, присутствуют, главным образом, в очень холодных облаках межзвездного газа и пыли в нашей Галактике - Млечный Путь. Новая молекула, однако, является первой находкой с тремя атомами дейтерия.

Открытие было сделано с помощью телескопа на горе Мауна Кеа на Гавайях. Этот телескоп функционирует на сверхвысоких радиочастотах, на которые сильно воздействуют атмосферные пары воды, что обычно мешает измерениям. Но благодаря огромной высоте над уровнем моря - 4.5 км, воздух вблизи обсерватории исключительно сух, что делает возможными наблюдения в частотах до 900000 МГц (или на длине волны 0.33 мм).

Атомы и молекулы испускают свет в очень узких частотах, так называемых линиях спектра. Анализируя, на какой частоте облако испускает радиацию, астрономы могут определять химическое содержание молекул, присутствующих в облаке.

Облака, где новая молекула была обнаружена, расположены в созвездиях Персея и Змееносца, на расстоянии 500 - 1000 световых лет от Земли. Расположенные в значительном удалении от любых звезд, которые могли бы их нагреть, эти облака имеют температуру всего на тринадцать градусов выше абсолютного нуля (-260°С). Химические реакции, которые приводят к замене водорода на атомы дейтерия наиболее эффективно задействуются при низких температурах. Имеются два вида таких реакций: реакции газовой фазы (подобно горению пламени) и реакции на поверхностях твердых частиц (как происходит в катализаторах современных автомобилей). Астрономы хотят понять, какой вид реакции производит такие молекулы в межзвездном пространстве. Открытие ND3 дает возможность определиться наконец с типом реакции, происходящим в холодных облаках межзвездного газа.

News.Battery.Ru - Аккумулятор Новостей, 19.06.2002