Чем больше мы познаем неизменные законы природы, тем все более невероятными становятся для нас чудеса.
Дарвин Чарльз

Уголок науки / Клонирование и генетика

Белком по нервам

Борис Овечкин

info@vesti.ru

Ученые выделили белок, который виноват во всех дурных наклонностях и пороках человека - от пристрастия к наркотикам и сигаретам до сексуальных извращений и чрезмерной любви к сладкому.

Открытие знаменитого американского профессора неврологии Пола Грингарда в области медленной синаптической передачи на этот раз, как ни странно, имеет непосредственное практическое значение. Свою Нобелевскую премию Пол Грингард получил за выявление межсинаптических взаимодействий через метаботропные рецепторы и связывание дофамина вторичным посредником - аденозинмонофосфатом. На обычном языке это означает выявление некоего вещества (в данном случае дофамина), которое взаимодействует с определенным белком и моделирует долговременные эмоции человека и настроение. Последнее открытие американца - определение этого самого белка, непросто названного цАМФ-регулируемый фосфопротеин (DARPP-32). Оказалось, что именно этот протеин влияет на остальные клеточные белки и меняет настроение и реакции человека.

Практический смысл открытия сводится к объяснению биохимического механизма человеческого удовольствия, поэтому молекулу DARPP-32 можно смело назвать молекулой счастья. Оказывается, крепкий кофе, табак, наркотики, алкоголь и шоколад действуют на человеческую нервную систему примерно одинаково. Они стимулируют выработку лимбической системой нейромедиатора дофамина, который действует на участки мозга как природный наркотик. Именно дофамин воздействует на DARPP-32 и регулирует сложные поведенческие реакции и эмоции человека.

При экспериментах на грызунах выяснилось, что волшебный протеин стимулирует не только центры удовольствия, но и выработку женских половых гормонов прогестерона и эстрогена. Если вводить самкам мышей дофамин или сразу DARPP-32, для самцов наступают золотые времена - мыши подпускают своих супругов к телу постоянно, а не только в определенные периоды жизни. Если механизм дофаминовой стимуляции так же действует и на людей, то становится понятным, почему на свидания к девушкам принято ходить с шоколадками и ликером. Сейчас ученые разрабатывают новые лекарства от разных женских недугов на основе дофамина и "белка счастья".

Другой важный аспект открытия - объяснение механизма и лечение такого надоевшего всему человечеству недуга как болезнь Паркинсона. Дофамин действует не только на центры удовольствия, но повышает внимание, улучшает координацию движений и повышает любознательность (что было доказано экспериментами с мышами в сложном лабиринте). Выяснилось также, что на развитие паркинсонизма влияет группа катехоламиновых нейромедиаторов, главным в цепи которых является все тот же дофамин. При экспериментах, понижавших концентрацию дофамина в мозге крыс, животные приобретали некоторую неуверенность и разбалансированность движений, напоминавших признаки паркинсонизма. При дополнительных инъекциях дофамина симптомы исчезали. Опыты затем проводились и на людях, что уже позволило получить самый действенный на сегодняшний день препарат, тормозящий развитие заболевания.

Вообще, если всего один регуляторный белок оказывает такое замечательное действие на всю нервную систему, для медицины в скором времени могут наступить счастливые времена. Ведь с помощью DARPP-32 можно бороться не только с женской фригидностью и болезнью Паркинсона. Бешеную выработку и фосфолирирование именно этого белка вызывает прием стимулирующих наркотиков, к примеру, кокаина. Депрессивные наркотики (опиаты) приводят к дефосфолирированию DARPP-32, что тоже приводит к изменениям реакций головного мозга. По любому, все наркотики, до сих пор придуманные человечеством, действуют через этот белок.

Бороться с наркотической зависимостью, вводя в организм определенные дозы видоизмененного нужным образом протеина, по всей видимости, можно. Привычку к наркотикам таким образом снять не получится, но детоксикация пройдет успешно. Опять же, чтобы вызвать наркотическую реакцию, уже не требуется принимать сами наркотики - достаточно подобрать вызывающую те же последствия дозу определенных регуляторных белков. Получится дешевле и действенней.

Источник: Vesti.ru